Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Символика цвета, имен и чисел в романе




Основной цвет романа - желтый:

Герои Встречается желтый цвет
Раскольников Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
Соня Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
Порфирий Петрович Мебель из «желтого отполированного дерева».
Свидригайлов Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
Старуха-процентщица Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната об­ставлена мебелью из желтого дерева.

Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

 

У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:

Имя Его значение в романе
Раскольников «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
София Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, вы­павший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
Лебезятников Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
Разумихин Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
Лизавета Ивановна «Елисавета» - почитающая Бога.

 

Число «три» в романе

Герой Как связан с числом «3»
Марфа Петровна Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Соня Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Соня Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
Марфа Петровна Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
Свидригайлов Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
Раскольников Трижды позвонил в колокольчик старухи.
Раскольников Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Дуня Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.
Разумихин Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
Свидригайлов Вручает Соне три билета.
Марфа Петровна «Три раза приходила» к Свидригайлову.
Раскольников Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.
Соня В ее комнате три больших окна.

 

Число «семь» в романе

Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением.

Деталь, эпизод романа Как связано с числом «7»?
Сам роман Состоит из 6 частей и эпилога.
1-я и 2-я части романа Состоят из 7 глав.
7 часов вечера Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
7 лет каторги Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
7 лет Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
7 детей У портного Капернаумова.
Раскольников в 7 лет Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
730 шагов До дома старухи-процентщицы.

 

Теория Раскольникова

В романе автор представляет теорию Раскольникова

о «делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Живут в послушании. Переступают закон во имя лучшего.
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи. Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходи­мости насилия и пролития крови.

 

Социальные истоки теории Личные жизненные обстоятельства (нищета, неустроенность сестры и матери, отсутствие перспектив), убожество окружающего мира («петербургские» сцены в романе).
Философские истоки Мечты о совершенстве и гармонии бытия, которые при сложившемся в современном мире порядке вещей можно воплотить, только преступив нравственный закон; незначительность жертвы (убийство старухи-процентщицы) в данном случае оправдывает великую цель: счастливое будущее многих людей.
Теория «наполеонизма» Мысль об исключительном праве «сильной личности», которой все позволено; оправдание «крови по совести».
Ошибочность теории Бесчеловечность средства достижения благородной цели; «кровь по совести» на деле превращается в цепь кровавых преступлений, которым не видно конца. Раскольников, преступивший нравственный закон внутри себя, обречен на душевные муки.

Основная формула теории Раскольникова

За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
Одна смерть и сто жизней взамен.
«Да ведь тут арифметика!»

 

 

Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

 

Причины преступления

Социальные Нравственные
Крайняя степень нищеты героя. Желание проверить теорию.
Болезненное и раздраженное со­стояние героя. Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
Всеобщая несправедливость жизни. Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.
Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.  
Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни.  
Встреча на бульваре с обманутой девушкой.  

 

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

1 ...ну да, чтоб ограбить...
2 ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!
3 Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...
4 Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...
5 И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...
6 И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

 

Хроника преступления

Было задумано Произошло на самом деле
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома. Чуть не пропустил назначенный срок.
Поменять шляпу на картуз. Забыл, пошел в шляпе.
Взять топор в кухне. В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.
Должен был быть осторожным и преду­смотрительным. Забывает проверить, закрыта ли на крючок вход­ная дверь в квартире старухи-процентщицы.
Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету. Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.
На вырученные деньги собирался изме­нить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям. Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

Время в романе.

Все действие романа, не считая, конечно, эпилога, происходит в течение четырнадцати дней. Читатель, возможно, и не замечает этого, ибо в реальной жизни за две недели не может произойти столько событий. Однако Достоевский очень строго по часам, а иногда и минутам расписывает в окончательной редакции романа время начала и окончания очень многих событий. Совершенно точно обозначена смена дней, заполненных последовательно проходящими эпизодами, или "пустых", в которых автор не отмечает ни одного события, и вся эта строго сегментированная система времени ведет свой отсчет от главного сюжетно-композиционного центра романа: от акта убийства старухи и Лизаветы.

 

Схематически течение времени в романе "Преступление и наказание" может быть представлено так:
1 день - проба
2 день - пусто
3 день - убийство
4 день - беспамятство
5, 6, 7 дни - пусто
8 день - выздоровление Раскольникова
9 день - пусто
10 день - смерть Катерины Ивановны
11,12 дни - пусто
13 день - похороны Катерины Ивановны
14 день - приход Раскольникова в полицию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...