Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Символика цвета, имен и чисел в романе
Основной цвет романа - желтый:
Герои
| Встречается желтый цвет
| Раскольников
| Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
| Соня
| Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
| Порфирий Петрович
| Мебель из «желтого отполированного дерева».
| Свидригайлов
| Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
| Старуха-процентщица
| Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева.
| Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.
|
У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:
Имя
| Его значение в романе
| Раскольников
| «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
| София
| Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
| Лебезятников
| Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
| Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)
| Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
| Разумихин
| Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
| Лизавета Ивановна
| «Елисавета» - почитающая Бога.
|
Число «три» в романе
Герой
| Как связан с числом «3»
| Марфа Петровна
| Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
| Соня
| Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
| Соня
| Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
| Марфа Петровна
| Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
| Свидригайлов
| Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
| Раскольников
| Трижды позвонил в колокольчик старухи.
| Раскольников
| Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
| Дуня
| Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.
| Разумихин
| Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
| Свидригайлов
| Вручает Соне три билета.
| Марфа Петровна
| «Три раза приходила» к Свидригайлову.
| Раскольников
| Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.
| Соня
| В ее комнате три больших окна.
|
Число «семь» в романе
♦ Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
| Деталь, эпизод романа
| Как связано с числом «7»?
| Сам роман
| Состоит из 6 частей и эпилога.
| 1-я и 2-я части романа
| Состоят из 7 глав.
| 7 часов вечера
| Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
| 7 лет каторги
| Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
| 7 лет
| Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
| 7 детей
| У портного Капернаумова.
| Раскольников в 7 лет
| Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
| 730 шагов
| До дома старухи-процентщицы.
|
Теория Раскольникова
В романе автор представляет теорию Раскольникова
о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди
| Необыкновенные люди
| «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».
| «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
| Живут в послушании.
| Переступают закон во имя лучшего.
| Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».
| Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
| «Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.
| Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
| Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
|
Социальные истоки теории
| Личные жизненные обстоятельства (нищета, неустроенность сестры и матери, отсутствие перспектив), убожество окружающего мира («петербургские» сцены в романе).
| Философские истоки
| Мечты о совершенстве и гармонии бытия, которые при сложившемся в современном мире порядке вещей можно воплотить, только преступив нравственный закон; незначительность жертвы (убийство старухи-процентщицы) в данном случае оправдывает великую цель: счастливое будущее многих людей.
| Теория «наполеонизма»
| Мысль об исключительном праве «сильной личности», которой все позволено; оправдание «крови по совести».
| Ошибочность теории
| Бесчеловечность средства достижения благородной цели; «кровь по совести» на деле превращается в цепь кровавых преступлений, которым не видно конца. Раскольников, преступивший нравственный закон внутри себя, обречен на душевные муки.
|
Основная формула теории Раскольникова
За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
| Одна смерть и сто жизней взамен.
| «Да ведь тут арифметика!»
|
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
|
Причины преступления
Социальные
| Нравственные
| Крайняя степень нищеты героя.
| Желание проверить теорию.
| Болезненное и раздраженное состояние героя.
| Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
| Всеобщая несправедливость жизни.
| Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.
| Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье.
|
| Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни.
|
| Встреча на бульваре с обманутой девушкой.
|
|
Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:
1
| ...ну да, чтоб ограбить...
| 2
| ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!
| 3
| Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...
| 4
| Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...
| 5
| И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...
| 6
| И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...
|
Хроника преступления
Было задумано
| Произошло на самом деле
| Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.
| Чуть не пропустил назначенный срок.
| Поменять шляпу на картуз.
| Забыл, пошел в шляпе.
| Взять топор в кухне.
| В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.
| Должен был быть осторожным и предусмотрительным.
| Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы.
| Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.
| Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.
| На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.
| Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.
| Время в романе.
Все действие романа, не считая, конечно, эпилога, происходит в течение четырнадцати дней. Читатель, возможно, и не замечает этого, ибо в реальной жизни за две недели не может произойти столько событий. Однако Достоевский очень строго по часам, а иногда и минутам расписывает в окончательной редакции романа время начала и окончания очень многих событий. Совершенно точно обозначена смена дней, заполненных последовательно проходящими эпизодами, или "пустых", в которых автор не отмечает ни одного события, и вся эта строго сегментированная система времени ведет свой отсчет от главного сюжетно-композиционного центра романа: от акта убийства старухи и Лизаветы.
Схематически течение времени в романе "Преступление и наказание" может быть представлено так: 1 день - проба 2 день - пусто 3 день - убийство 4 день - беспамятство 5, 6, 7 дни - пусто 8 день - выздоровление Раскольникова 9 день - пусто 10 день - смерть Катерины Ивановны 11,12 дни - пусто 13 день - похороны Катерины Ивановны 14 день - приход Раскольникова в полицию.
|
|