Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рассказы и повести А.П. Чехова.




 

Процесс пробуждения обыденного сознания представляет собой основной проблемный стержень зрелого творчества Чехова.

Одной из важных особенностей идейно - нравственного развития личности в чеховском изображении было то, что развитие это совершалось не целенаправленно, сознательно и последовательно, а как это обычно и бывает в повседневной жизни «рядового» человека как будто бы случайно, стихийно; непосредственными поводами для него служили отдельные, не связные между собой и часто малосознательные бытовые факты. Особенность чеховского психологизма можно выразить так: это психологизм скрытый, косвенный, психологизм подтекста. Способы и приемы психологического изображения у Чехова во многом отличаются от тех, которые мы наблюдали у его предшественников. Чехов не стремился сконцентрировать все штрихи, так или иначе характеризующие внутренний мир персонажа в данный момент, в относительно законченном фрагменте текста, - наоборот, «разбрасывает» их по тексту, постоянно прижимая собственно психологическое изображение деталями сюжета и предметного мира. Психологическое состояние персонажа, складываясь из этих штрихов, выясняется постепенно и незаметно для читателя, у которого не остается впечатления пристального авторского внимания к внутреннему миру героя.

Чехов использует одновременно разные формы психологического изображения: внутренний монолог, не собственно - прямая речь, авторское психологическое сообщение, психологическая деталь - впечатление, прием умолчания. У всех этих форм одна и та же задача - воссоздать психологическое состояние героя. Чеховское психологическое повествование ненарочито, и картина душевного состояния персонажа возникает в сознании читателя как бы сама собой, без целенаправленных усилий автора. Еще одна важная черта чеховского психологизма: он не детализирует внутренний мир героев, то есть не стремится последовательно описать и разъяснить каждое душевное движение, каждый элемент внутренней жизни. Одной из форм является не собственно -прямая внутренняя речь, во многом потеснившая ту форму внутреннего монолога, которая была характерна для предшественников Чехова и получила наиболее совершенное воплощение в творчестве Л. Толстого. Внутренний монолог в его традиционной форме несколько отдаляет автора и читателя от персонажа, или, может быть, точнее: он нейтрален в этом отношении. При этом авторский комментарий к внутреннему монологу четко отделен от самого монолога, автор знает больше, анализирует внутреннее состояние точнее, чем сам герой.

Одним из наиболее действенных способов вызвать читательское сопереживание и сотворчество является использование деталей — намеков, своего рода всех, которые помогают читателю «подбавить недостающее» в соответствии с авторским замыслом. Близко к описанному приему и использование Чеховым художественной детали в психологическом пейзаже. Если кратко охарактеризовать главную особенность его пейзажа, то можно сказать, что психологическое состояние персонажей не прямо воссоздается, а «приписывается» нейтральным самим по себе картинам природы. Детали «мира вещей» чаще всего используются Чеховым как форма психологического изображения самым простым и естественным способом: в повествовании подчеркнуто, что детали предметного мира даны в субъективном восприятии героев. Восприятие детали предметного мира используется Чеховым для воссоздания не одних только отрицательных эмоций по поводу грубости и пошлости жизни.

Заслуга Чехова в развитии психологизма состоит, прежде всего, в том, что в его творчестве получили художественное освоение новые формы и аспекты внутренней жизни человека.

Основные приёмы и способы психологического изображения

Средства психологического изображения

Аналитические

средства автора

 

Мимический психологизм Самораскрытие персонажа
Мимика, жест, смех, манера говорения Диалог Диалог с подтекстом. «Скрытый диалог» Двойной диалог Двуплановый диалог Прямой авторский комментарий
Паузы, умолчания, недоговоренность, намеки Исповедь (устная; письменная – дневник, письмо, журнал)   Психологизированный портрет: от лица автора-повествователя, от лица героя-персонажа, от лица персонифицированного рассказчика и др.

Психологические

ремарки,

реплики

Внутренний монолог Несобственно-прямая речь Поток сознания (формы предсознания) Психологизированный пейзаж, музыка, мир звуков
Сон, видение, грезы, галлюцинации, кошмары, двойничество (разорванное сознание бессознательное) Психологическая деталь  

Иван Сергеевич Тургенев

(1818–1883)

Роман «Отцы и дети» (1862)

Конфликты романа

Внешний Внутренний
Противостояние разных поколений. Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике

Сюжет романа

Глава 1. Экспозиция Кирсановых Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия
Главы 2–3. Экспозиция Базарова Даны портрет и первая характеристика главного героя романа — Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)
Главы 4–11. Завязка внешнего конфликта. Развитие действия Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича
Главы 12–13. Подготовка развития Внутреннего конфликта Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов»
Глава 14. Завязка внутреннего конфликта На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой
Главы 15–17. Развитие действия Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова
Главы 18–19. Кульминация внутреннего конфликта Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова
Главы 20–21. Усугубление внутреннего конфликта Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино
Главы 22–23. Развитие внешнего конфликта Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь — Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой
Глава 24. Кульминация и развязка внешнего конфликта Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства
Главы 25–26. Базаров через город *** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения
Глава 27. Усугубление и разрешение внутреннего конфликта В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства — то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни
Глава 28. Эпилог Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм Базарова

Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil — ничто). Комплекс убеждений Базарова — не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг. Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически
«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке» «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки»
«Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например...»
«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание —мы отрицаем». «Мы ломаем, потому что мы сила»
«— Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить». «Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать? — Базаров ничего не отвечал»

Динамика образа Базарова

В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn (уntos) — сущий и logos — учение) — раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру)
Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности
Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично»

Образ Евгения Базарова










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...