Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Путь исканий князя Андрея Болконского




 

Князь Андрей в Петербурге Неудовлетворенность жизнью, ощущение ненужности, бесцельности существования в свете, ощущение себя чужеродным элементом в нем Сцены в салоне Шерер, разговор с Пьером: «эта жизнь не по мне»
Князь Андрей в военной кампании 1805-1807 гг. Мечты о славе, о всенародном признании, желание повторить судьбу Наполеона; приближение к осознанию роли народа в исторических событиях, разочарование в Наполеоне; осознание ничтожности отдельного человека в масштабе вселенной. Князь Андрей в Лысых Горах (прощание со старым князем Болконским и княжной Марьей); «хочу славы, хочу быть известным людям…»; князь Андрей в офицерской среде; князь Андрей и капитан Тушин; «высокое небо» Аустерлица. 
Духовный кризис князя Андрея Разочарование в жизни, убежденность в бессмысленности существования отдельного человека, неспособности его что-либо изменить в мире, в тщетности попыток любых преобразований Возвращение в Лысые Горы, смерть жены Беседа с Пьером Безуховым в Богучарове
Нравственное возрождение князя Андрея Приближение к осознанию закономерностей естественного течения бытия; пробуждение чувств как залог воскрешения к активной, деятельной жизни «Жизнь не кончена в 31 год…» Встреча с дубом, сцена лунной ночи в Отрадном: Наташа Ростова; попытка проявить себя на государственном поприще (сотрудничество со Сперанским); преобразования в имениях; любовь к Наташе.
Крушение надежд Разочарование в идеале любви, осознание никчемности и бесполезности попыток государственных преобразований Аудиенция у Аракчеева, увлечение Наташи Анатолем Курагиным
Итог духовных исканий князя Андрея Единение с миром народной жизни, духовное очищение и просветление перед смертью. Обретение подлинно христианского идеала всеобщей любви. Болконский в отечественной войне 1812 года. Бородино. Смертельное ранение князя Андрея, последняя встреча с Наташей: «сострадание, любовь…»

 

Путь исканий Пьера Безухова

Пьер в Петербурге Интерес к жизни, искренность, простодушие, душевная тонкость, ум. Сцены в салоне Шерер, разговор с Андреем, Пьер и компания Анатоля Курагина
Пьер на распутье. Наивность и простодушие Пьера делают его жертвой интриг света, что не может не вызывать у Пьера чувства внутреннего неприятия происходящего Смерть отца, обретение нового статуса (наследник огромного состояния); женитьба на Элен; дуэль с Долоховым.
Увлечение масонством. Надежда на достижение душевной гармонии, вера в возможность обретения истинного пути Знакомство с Баздеевым, вступление в ложу, попытка преобразований в имениях, разговор с Андреем на пароме в Богучарове
Духовный кризис Разочарование в идеях масонства и результатах преобразований Размышления Пьера о том, что масоны не ищут путь в царство духа и мало чем отличаются от людей света.
Пьер в отечественной войне 1812 г. Чувство единения с народом, подъем патриотизма, проявления героизма, которые воспринимаются им самим как норма естественного поведения Сцены на Бородинском поле, в Москве: желание убить Наполеона, заступничество за женщину, спасение девочки на пожаре
Пьер в плену Встреча с Платоном Каратаевым, философия которого помогает Пьеру обрести смысл жизни Сцены в плену, «идея-душа» как воплощение русской национальной идеи
Итоги духовных исканий Пьера Безухова   Происходит переворот в миропонимании Пьера, в результате чего он становится любим и дорог всем, кто его окружает; в любви к Наташе Пьер обретает идеал человеческих отношений. В финале романа Пьер предстает как сторонник идей декабризма Последние главы романа, эпилог

Русское дворянство в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

 

Семейство Ростовых Семейство Болконских  Семейство Курагиных
Идеализированное воплощение патриархальной старины, искренности, душевности Воплощение долга, чести, патриотизма и духа рационализма ХУ111 века Воплощение расчетливости, лицемерия и безнравственности.

Наташа Ростова как нравственно-этический идеал Л.Н. Толстого

Образ Наташи Ростовой в системе образов романа. Наташа является духовным центром семьи Ростовых (спасение Николая после карточного проигрыша, спасение матери после гибели Пети, дружба с Соней и др.) Встреча с Наташей позитивно влияет на всех персонажей, которые с ней сталкиваются (от строгой дамы, на лице которой появление Наташи с куклой вызывает естественную живую улыбку, до князя Андрея, который пробуждается к жизни под влиянием случайно услышанного монолога Наташи лунной ночью в Отрадном)
Наташа как воплощение истинной красоты и естественности Наташа живет не рассудком, а чувствами. Она исполнена созидательной энергии, соединенной с чутким сердцем и природной добротой. Наташа художественно одарена от природы, у нее прекрасный голос, она замечательно танцует. Не будучи красавицей, она всем кажется прелестной.
Жизнь Наташи как стремление к любви Полноту жизни Наташа ощущает только тогда, когда жизнь наполнена любовью (Наташа и Борис, Наташа и князь Андрей, Наташа и Анатоль Курагин, Наташа и Пьер).
«Русская душа» Наташи Ростовой Наташе присуще чувство внутренней сопричастности духу русского народа (сцена пляски Наташи, сцена святок, сцена с подводами для раненых и др.)
Образ Наташи в эпилоге Наташа предстает в ином обличии, т.к., с точки зрения Толстого, женщина должна быть матерью и являться духовным центром семьи

«Диалектика души» как основной способ изображения человека в романе

«Диалектика души» - это прослеживание закономерностей возникновения одних мыслей и чувств на основе других, прослеживание самого процесса течения и развития мысли.

Приемы изображения внутреннего мира человека в романе:

 - внутренний монолог (например, внутренний монолог князя Андрея перед Бородинским сражением, внутренний монолог Наполеона на Поклонной горе);

 - авторский комментарий к рассуждениям персонажа (например, комментарии, которыми постоянно сопровождаются размышления и поступки князя Василия Курагина); 

- портретная характеристика (Толстой не дает развернутых описаний, главным образом обращает внимание на те детали, которые обнаруживают черты характера, таким образом расщепляя портрет на хар`актерные детали (например, «наглые глаза» Долохова, «перепрыгивающие щеки» князя Василия и др.);

- психологически окрашенная пейзажная живопись (например описание лунной ночи в Отрадном, описания дуба);

- повторяющаяся деталь (особо важные психологические детали подчеркиваются неоднократно (например, лучистые глаза Марьи, мраморные плечи Элен и т.д.))

- богатство и многообразие речевых средств (речь Толстого разнообразна – это речь историка, философа, обличителя, художника-психолога, в речевую ткань романа включены элементы разговорного языка выходцев из различных слоев общества – от крестьянства до дворянства);

- своеобразный синтаксис (громоздкие синтаксические конструкции позволяют тоньше и непосредственнее передавать ход мыслей и переживания героя).

Тест

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Задания на соответствие:

А)Багратион 1) Красив, щеголь, наглец, смотрит на жизнь как на постоянный поток удовольствий и наслаждений, эгоистичен. К женщинам относится с презрением, чувствуя свое превосходство. Разрушает чужие судьбы
Б)Борис Друбецкой 2) Этот герой робеет перед начальством, чувствует себя виноватым, маленьким. Но во время сражения преображается. Он чувствует себя "огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра".
В)Анатоль Курагин 3) С юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Заводит много полезных знакомств. Ему удается быть в нужном месте в нужное время, и его карьера и положение утверждаются особенно прочно.
  4) Реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Он "невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек". В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь этого героя, в его лице "отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату...".  

2.

А)Кутузов 1)Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Он пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. Большой интриган, умеющий жить в обществе и заводить знакомства с нужными людьми.  
Б)Платон Каратаев 2) Реальное историческое лицо. Он всегда скромен и прост. Автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому.
В) Василий Курагин 3) Воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности.
  4) Это реальное историческое лицо. В нём нет ничего естественного, все его поведение - сплошное позерство. Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него не представляли никакого интереса. После выигранной битвы он любит прохаживаться по полю боя и рассматривать жертвы.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:

— Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, — сказала она.

Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это.

Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
— Идите, Annette, вы простудитесь, — говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. — C'est arrete, — прибавила она тихо.

Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.

— Я надеюсь на вас, милый друг, — сказала Анна Павловна тоже тихо, — вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, — и она ушла из передней.

Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей.

Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.

Л.Н. Толстой, «Война и мир».

B1 Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение.
B2 Как называется разновидность жанра романа, в котором повествуется о событиях отдаленного времени, а среди героев — реальные личности?
   
ВЗ

Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирую­щими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

 

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ИХ ОТЦЫ
А) Ипполит 1) Граф Кирилл Владимирович Безухов
Б) Пьер 2) Князь Николай Андреевич Болконский
В) князь Андрей 3) Князь Василий Сергеевич Курагин
  4) Граф Илья Андреевич Ростов

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.

 

   
B4

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

 

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Ипполит 1) на предложение Кутузова остаться в его штабе отвечает отказом
Б) Пьер 2) в плену у французов знакомится с Платоном Каратаевым
В) князь Андрей 3) благодаря отцу становится секретарем посольства
  4) погибает в Бородинском сражении

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.

B5 Укажите термин, которым в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «толстый», «широкий», «огромные красные руки».
   
B6 Укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору подчеркнуть особенность характера Пьера: «Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности»
   
B7 Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Как называется этот прием?

С1. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...»

С2. Почему жанр «Войны и мира» Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...