Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Путь исканий князя Андрея Болконского
Князь Андрей в Петербурге
| Неудовлетворенность жизнью, ощущение ненужности, бесцельности существования в свете, ощущение себя чужеродным элементом в нем
| Сцены в салоне Шерер, разговор с Пьером: «эта жизнь не по мне»
| Князь Андрей в военной кампании 1805-1807 гг.
| Мечты о славе, о всенародном признании, желание повторить судьбу Наполеона; приближение к осознанию роли народа в исторических событиях, разочарование в Наполеоне; осознание ничтожности отдельного человека в масштабе вселенной.
| Князь Андрей в Лысых Горах (прощание со старым князем Болконским и княжной Марьей); «хочу славы, хочу быть известным людям…»; князь Андрей в офицерской среде; князь Андрей и капитан Тушин; «высокое небо» Аустерлица.
| Духовный кризис князя Андрея
| Разочарование в жизни, убежденность в бессмысленности существования отдельного человека, неспособности его что-либо изменить в мире, в тщетности попыток любых преобразований
| Возвращение в Лысые Горы, смерть жены Беседа с Пьером Безуховым в Богучарове
| Нравственное возрождение князя Андрея
| Приближение к осознанию закономерностей естественного течения бытия; пробуждение чувств как залог воскрешения к активной, деятельной жизни
| «Жизнь не кончена в 31 год…»
Встреча с дубом, сцена лунной ночи в Отрадном: Наташа Ростова; попытка проявить себя на государственном поприще (сотрудничество со Сперанским); преобразования в имениях; любовь к Наташе.
| Крушение надежд
| Разочарование в идеале любви, осознание никчемности и бесполезности попыток государственных преобразований
| Аудиенция у Аракчеева, увлечение Наташи Анатолем Курагиным
| Итог духовных исканий князя Андрея
| Единение с миром народной жизни, духовное очищение и просветление перед смертью. Обретение подлинно христианского идеала всеобщей любви.
| Болконский в отечественной войне 1812 года. Бородино. Смертельное ранение князя Андрея, последняя встреча с Наташей: «сострадание, любовь…»
|
Путь исканий Пьера Безухова
Пьер в Петербурге
| Интерес к жизни, искренность, простодушие, душевная тонкость, ум.
| Сцены в салоне Шерер, разговор с Андреем, Пьер и компания Анатоля Курагина
| Пьер на распутье.
| Наивность и простодушие Пьера делают его жертвой интриг света, что не может не вызывать у Пьера чувства внутреннего неприятия происходящего
| Смерть отца, обретение нового статуса (наследник огромного состояния); женитьба на Элен; дуэль с Долоховым.
| Увлечение масонством.
| Надежда на достижение душевной гармонии, вера в возможность обретения истинного пути
| Знакомство с Баздеевым, вступление в ложу, попытка преобразований в имениях, разговор с Андреем на пароме в Богучарове
| Духовный кризис
| Разочарование в идеях масонства и результатах преобразований
| Размышления Пьера о том, что масоны не ищут путь в царство духа и мало чем отличаются от людей света.
| Пьер в отечественной войне 1812 г.
| Чувство единения с народом, подъем патриотизма, проявления героизма, которые воспринимаются им самим как норма естественного поведения
| Сцены на Бородинском поле, в Москве: желание убить Наполеона, заступничество за женщину, спасение девочки на пожаре
| Пьер в плену
| Встреча с Платоном Каратаевым, философия которого помогает Пьеру обрести смысл жизни
| Сцены в плену, «идея-душа» как воплощение русской национальной идеи
| Итоги духовных исканий Пьера Безухова
| Происходит переворот в миропонимании Пьера, в результате чего он становится любим и дорог всем, кто его окружает; в любви к Наташе Пьер обретает идеал человеческих отношений. В финале романа Пьер предстает как сторонник идей декабризма
| Последние главы романа, эпилог
|
Русское дворянство в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Семейство Ростовых
| Семейство Болконских
| Семейство Курагиных
| Идеализированное воплощение патриархальной старины, искренности, душевности
| Воплощение долга, чести, патриотизма и духа рационализма ХУ111 века
| Воплощение расчетливости, лицемерия и безнравственности.
|
Наташа Ростова как нравственно-этический идеал Л.Н. Толстого
Образ Наташи Ростовой в системе образов романа.
| Наташа является духовным центром семьи Ростовых (спасение Николая после карточного проигрыша, спасение матери после гибели Пети, дружба с Соней и др.) Встреча с Наташей позитивно влияет на всех персонажей, которые с ней сталкиваются (от строгой дамы, на лице которой появление Наташи с куклой вызывает естественную живую улыбку, до князя Андрея, который пробуждается к жизни под влиянием случайно услышанного монолога Наташи лунной ночью в Отрадном)
| Наташа как воплощение истинной красоты и естественности
| Наташа живет не рассудком, а чувствами. Она исполнена созидательной энергии, соединенной с чутким сердцем и природной добротой. Наташа художественно одарена от природы, у нее прекрасный голос, она замечательно танцует. Не будучи красавицей, она всем кажется прелестной.
| Жизнь Наташи как стремление к любви
| Полноту жизни Наташа ощущает только тогда, когда жизнь наполнена любовью (Наташа и Борис, Наташа и князь Андрей, Наташа и Анатоль Курагин, Наташа и Пьер).
| «Русская душа» Наташи Ростовой
| Наташе присуще чувство внутренней сопричастности духу русского народа (сцена пляски Наташи, сцена святок, сцена с подводами для раненых и др.)
| Образ Наташи в эпилоге
| Наташа предстает в ином обличии, т.к., с точки зрения Толстого, женщина должна быть матерью и являться духовным центром семьи
|
«Диалектика души» как основной способ изображения человека в романе
«Диалектика души» - это прослеживание закономерностей возникновения одних мыслей и чувств на основе других, прослеживание самого процесса течения и развития мысли.
Приемы изображения внутреннего мира человека в романе:
- внутренний монолог (например, внутренний монолог князя Андрея перед Бородинским сражением, внутренний монолог Наполеона на Поклонной горе);
- авторский комментарий к рассуждениям персонажа (например, комментарии, которыми постоянно сопровождаются размышления и поступки князя Василия Курагина);
- портретная характеристика (Толстой не дает развернутых описаний, главным образом обращает внимание на те детали, которые обнаруживают черты характера, таким образом расщепляя портрет на хар`актерные детали (например, «наглые глаза» Долохова, «перепрыгивающие щеки» князя Василия и др.);
- психологически окрашенная пейзажная живопись (например описание лунной ночи в Отрадном, описания дуба);
- повторяющаяся деталь (особо важные психологические детали подчеркиваются неоднократно (например, лучистые глаза Марьи, мраморные плечи Элен и т.д.))
- богатство и многообразие речевых средств (речь Толстого разнообразна – это речь историка, философа, обличителя, художника-психолога, в речевую ткань романа включены элементы разговорного языка выходцев из различных слоев общества – от крестьянства до дворянства);
- своеобразный синтаксис (громоздкие синтаксические конструкции позволяют тоньше и непосредственнее передавать ход мыслей и переживания героя).
Тест
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Задания на соответствие:
А)Багратион
| 1) Красив, щеголь, наглец, смотрит на жизнь как на постоянный поток удовольствий и наслаждений, эгоистичен. К женщинам относится с презрением, чувствуя свое превосходство. Разрушает чужие судьбы
| Б)Борис Друбецкой
| 2) Этот герой робеет перед начальством, чувствует себя виноватым, маленьким. Но во время сражения преображается. Он чувствует себя "огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра".
| В)Анатоль Курагин
| 3) С юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Заводит много полезных знакомств. Ему удается быть в нужном месте в нужное время, и его карьера и положение утверждаются особенно прочно.
|
| 4) Реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Он "невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек". В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь этого героя, в его лице "отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату...".
| 2.
| А)Кутузов
| 1)Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Он пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. Большой интриган, умеющий жить в обществе и заводить знакомства с нужными людьми.
| Б)Платон Каратаев
| 2) Реальное историческое лицо. Он всегда скромен и прост. Автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому.
| В) Василий Курагин
| 3) Воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности.
|
| 4) Это реальное историческое лицо. В нём нет ничего естественного, все его поведение - сплошное позерство. Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него не представляли никакого интереса. После выигранной битвы он любит прохаживаться по полю боя и рассматривать жертвы.
| Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
— Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, — сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. — Идите, Annette, вы простудитесь, — говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. — C'est arrete, — прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
— Я надеюсь на вас, милый друг, — сказала Анна Павловна тоже тихо, — вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, — и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
Л.Н. Толстой, «Война и мир».
| | B1
| Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение.
| B2
| Как называется разновидность жанра романа, в котором повествуется о событиях отдаленного времени, а среди героев — реальные личности?
| | | ВЗ
| Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
| ИХ ОТЦЫ
| А) Ипполит
| 1) Граф Кирилл Владимирович Безухов
| Б) Пьер
| 2) Князь Николай Андреевич Болконский
| В) князь Андрей
| 3) Князь Василий Сергеевич Курагин
|
| 4) Граф Илья Андреевич Ростов
| Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.
|
| | | B4
| Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
| ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
| А) Ипполит
| 1) на предложение Кутузова остаться в его штабе отвечает отказом
| Б) Пьер
| 2) в плену у французов знакомится с Платоном Каратаевым
| В) князь Андрей
| 3) благодаря отцу становится секретарем посольства
|
| 4) погибает в Бородинском сражении
| Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков.
| | B5
| Укажите термин, которым в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «толстый», «широкий», «огромные красные руки».
| | | B6
| Укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору подчеркнуть особенность характера Пьера: «Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности»
| | | B7
| Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Как называется этот прием?
| С1. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...»
С2. Почему жанр «Войны и мира» Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
|