Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Христианские школы в эпоху поздней античности и Средневековья




.

С апостольских времен в среде христиан было принято обучение непосредственно в общинах, и его проводили либо главы этих общин, либо проповедники-пилигримы. Однако уже в I в. христианская церковь приступила к организации собственных школ катехуменов.

Первые школы христиан не адресовались к определенным социальным стратам и носили явно всеобщий характер. Они предназначались для "катехуменов", то есть тех, кто желал сделаться членом христианской общины, но не познал христианского учения. В числе учащихся были дети верующих и новообращенные христиане. Во главе угла обучения было изучение Библии. Давались начатки музыкального образования. Учащиеся находились под надзором, регулярно выслушивая нравственные наставления священника.

Школа катехуменов стала предшественницей школы катехизиса, которая давала образование повышенного уровня. Одна из первых школ катехизиса была создана в Александрии в 179 г. для подготовки священнослужителей. В ее программе сочетались элементы христианского и античного образования. Подобные школы возникли в других центрах античного мира - Антиохии, Эдессе, Низибе. Школы катехизиса, в свою очередь, были в дальнейшем трансформированы в кафедральные и епископальные школы. Одна из первых епископальных школ была открыта в начале III в. в Риме.

В III в. появляются первые христианские школы при церквах. Такие школы существовали в Александрии, Антиохии, Кесарии Палестинской, Эдессе и некоторых других местах. В IV в. количество таких школ увеличилось, и их главное предназначение состояло в том, чтобы обучать основам христианского вероучения катехуменов (или оглашенных), то есть лиц, выразивших намерение обратиться в христианство и готовящихся принять крещение. В этих училищах изучались основы христианской веры и нравственности – христианские заповеди, молитвы, символ веры, таинства и т.п., а также, разумеется, Священное Писание. Обучение проводили священники, и самым распространенным методом была проповедь.

Еще один вид христианского обучения, сложившийся еще в III в. и широко распространившийся в IV в. в связи с ростом церковных штатов, - это обучение в клире. Этот вид обучения был предназначен для лиц, которые решали посвятить себя церковному служению. Они поступали в клир еще мальчиками в звании чтецов (lectores) и оставались в этом звании до 20-30 лет, после чего переходили на более высокие ступени церковной иерархии. В конце IV в. из этого института также стали вырастать самостоятельные школы, как, например, пресвитериум Амвросия Медиоланского или monasteriumclericorum Августина, где он жил вместе с учениками по образцу апостольской общины.

Наконец, образовательным и воспитательным учреждением была и сама церковь. По Апостольским постановлениям, дети регулярно должны посещать церковь, участвовать в богослужении, принимать участие в таинствах, при этом родителям строго внушаются их обязанности в отношении детей. Разумеется, дети получали определенные знания, слушая церковные проповеди. Вместе с тем, как справедливо отмечал М. Поснов, религиозно-нравственного воспитания и воздействия на верующих в церкви в IV в. было уже не достаточно.

 

Большинство христиан, впрочем, вплоть до V в. продолжали получать высшее образование в учебных заведениях античного типа. Юноши-христиане посещали риторские школы, где изучали науки по античной программе семи свободных искусств. С III в. растет число учителей-христиан (грамматиков, риторов, философов). Этот процесс продолжался и после указа императора Юлиана (331 - 363), запрещавшего христианам преподавать в школе. Закон от 17 июля 362 г. имп. Юлиана требовал, чтобы лица, желающие заниматься педагогической деятельностью, получали лицензию на преподавание от местных курий или от самого императора. В обосновании этого закона говорилось, что ни один христианин, который преподает античных авторов, не может соответствовать предъявляемым к педагогам моральным стандартам, ибо он учит тому, во что сам не верит. Юлиан справедливо считает, что преподавание словесности немыслимо без изучения классических образцов. А тот, кто изучает их, неизбежно должен знакомиться с языческими религиозными взглядами и объяснять их. Христиане вынуждены будут искажать эти взгляды. Следовательно, такой человек должен отказаться или от своей веры или от преподавательского ремесла. Таким образом, этот закон запрещал христианским учителям преподавать в школах.

По замечанию В.В.Болотова, Юлиан отнюдь не намеревался вводить запрет на профессию и никоим образом не думал лишать христиан возможности получить образование. Эта мера предполагала не что иное, как вполне разумное требование допускать к обучению детей тех, кто не просто хорошо знал предмет, но и разбирался во всех его тонкостях и верил в то, что он преподает. Между прочим, многие христиане сами добровольно отказывались посылать своих детей в те школы, где преподавали язычники.

 

Византийские идеи относительно воспитания и обучения проникали в Западную Европу. Многие ученые уезжали в Европу, увозили лучшие труды, произведения искусства античного мира, что способствовало распространению Византийской культуры, просвещению в Европе. В средневековом обществе зародились две образовательные системы религиозная и рыцарская, позже появилась светская. Каждая из них имела свои особенности и предусматривала определенную цель.

Несмотря на религиозную направленность, средневековое понимание разностороннего развития ребенка восприняло фактически античное представление о гармонии души и тела, дополнив его необходимостью труда не как Божьей кары, а как средства развития в общей системе воспитания личности.

Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы. Раньше всего оформились монастырские школы. Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан). Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки обучающей работы.

 

Обучали учеников чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму, зачастую смысла читаемого ученики не понимали. Курс обучения в монастырских и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включались грамматика, риторика и диалектика (задатки религиозной философии), а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, монастырские и соборные школы Средневековья давали повышенное образование, однако основное внимание уделялось воспитанию нравственности. В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они обычно состояли из нескольких факультетов –подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», младшего, артистического и трех старших – юридического, медицинского и богословского, которое считалось «венцом наук».

Господствующее положение в Средневековье занимала схоластика как новый вид религиозной философии. Схоластика – это религиозно-философский метод, ставивший своей целью рациональное христианского вероучения, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие.Т.Е. предметом являлась не религия, как вера, с религиозным образованием мысли и сердца, а рассудочное изложение христианского учения, в рассудочных понятиях и с рациональнымидоказательствами. Важнейшая роль в утверждении этой ориентации принадлежала философу и теологу Фоме Аквинскому (1225/26–1274). В своем основном трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпретировал церковную традицию, пытался подчинить светское знание вере, опираясь при этом на Аристотелеву этику, логику, психологию. Вся его деятельность была направленана придание вероучению формы научного знания.

Начиная с 15-го и даже 14-го века, в общественной и духовной жизни Европы происходят крупные перемены. Сущность их сводится к тому, что, вместо идеала римско-церковного полновластия или теократииформируется другой идеал, идеал свободной, самостоятельной жизни и для индивидуума, и для государства.

Педагогические воззрения эпохи Возрождения основывались на «антропоцентрическом гуманизме» (Ж. Маритен), суть которого в том, что человек, считая себя центром мироздания, человек уверовал в свое всемогущество. Прослеживался определенный возврат к античным воспитательным идеалам. Но вскоре, к увлечению античностью, ее духом и выражением, стилем, присоединился и еще важный фактор развития новых идей, религиозно-церковная реформация. Сущность церковно-реформаторского движения состоит в протесте против папского полновластия и римской централизации в церковно-религиозной области.

Новые интересы и идеи, принесенные в жизнь движением гуманистическим и потом реформационным, неизбежно должны были отозваться на воспитании и образовании. Раз изменялось существенно положение человеческой личности, бывшей доселе в подчинении интересам папства, должно было существенно измениться и воспитание, и образование этой личности. Досих пор школа преследовала только интересы папства, не обращая внимания на интересы и запросы самой по себе человеческой личности. Прежде всего, в воспитании вновь выдвигается, как центральное, определяющее все образование начало, внутренний нравственный момент. Вопрос о развитии нравственно-религиозной свободной личности становится приоритетным. В связи с этим особое внимание уделяется тщательному изучению свойств и способностей детской природы, чтобы воспитание не подавляло детских задатков и сил, а содействовало их развитию.

Внимание к человеческой личности, принесенное Новой эпохой, естественно, должно было изменить и средневековые взгляды на дисциплину и ее средства. Суровая жестокая дисциплина , которая формировала рабские качества была непригодна для воспитания свободной, независимой личности. в противоположность узкоцерковному, аскетическому воспитанию средних веков, которое совсем не обращало внимания на развитие тела, новое воспитание сознает важность забот и о теле. По учению ап. Павла, которого особенно почитали реформаторы (Лютер), тело есть храм живущего в нас Святого Духа 1-е послание кКоринф., 6 гл. 19 ст., и потому, конечно, также должно быть достойно забот и попечения.

Гуманистическая педагогика, построенная на ценности человеческой личности, включает в себя и социальный момент, воспитание национального чувства, или любви к родине. На место преданности средневековой церкви, в новую эпоху сознается и ставится воспитанию национальная задача: развить преданность своему народу и своей родине.

Кроме указанных перемен, собственно, в области воспитания, происходят значительные перемены и в области обучения – изучение естественных знаний, национальной истории, родного языка. При обучении, как и при воспитании вообще, рекомендуется сообразоваться с силами, способностями и интересами учащихся Прежнее списывание и заучивание наизусть считаются недостаточными, – требуется сознательное усвоение изучаемого, вводит телесные упражнения, которые имеют дисциплинирующее значение.

Реформаторская педагогика ориентирована на требованиеобязательного и даже принудительного начального школьного образования для детей всех сословий, – на религиозно-нравственный и практический аспект образования (не отрывая от практических работ). Все образование, в целом, должно быть проникнуто и освещено религиозным духом. Учителя должны пользоваться большим вниманием и оценкой.

Особое место в истории педагогики в целом и христианской педагогики в частности отводится Я.А. Коменскому – заложившему научные основы педагогики.Заслуга Коменского состоит в том, что он по существу впервые сумел осмыслить и обобщить накопленный опыт воспитания и образования подрастающих поколений в семье и школе, вскрыл коренные пороки практики воспитания своего времени и разработал стройную педагогическую систему, учитывающую особенности естественного развития детей и способствующую этому развитию.

Ян Амос Коменский являлся христианином, пастором, поэтому в основе его педагогической системы лежат христианские принципы.

Цель образования по Коменскому – учить всех всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. В своей работе «Великая дидактика» Я.А. Коменский указал, “…что нет под небесами другого, более действенного средства для исправления человеческой испорченности, как правильное воспитание юношества”.“Так как среди образованных народов Европы встречаются и такие, которые образованы не по образу Божию, а по образу сатаны, то я должен вас, мои дорогие, предостеречь, чтобы кого-либо не сбило с толку слово «образование», которое одинаково относится к людям, изощренным как во зле, так и в добре. Лучше вовсе не получить образования, чем приобрести его для мирских сует, гордости, обманов, хитростей, нечестия или лицемерия”.

Педагогическая концепция Коменского включает три аспекта:

1) образование – чтобы человек знал все вещи;

2) воспитание добродетели или нравственности – чтобы он умел обладать собой и вещами;

3) воспитание благочестия – чтобы себя и все направлял к Богу, источнику всех вещей.

По мысли Коменского, в ребенке усматривает природное влечение к свету, знанию, добру.И роль духовного воспитания сводит только к помощи ребенку в процессе его созревания, а также подготовить к борьбе, поскольку внутренняя жизнь человека – это борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.В искусстве развивать и возвышать духовность человека Коменский стремился к формированию нравственности и благочестия – непрестанной духовной жизни и практической деятельности человека: “Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное”

В качестве нравственных ориентиров для педагога выступают: сам Христос, который нашел в себе силы пострадать за все человечество, Иов – ради любви к Господу терпевший самые разные лишения, и Соломон – образец библейской мудрости.

В соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации Коменский считает, что семейное воспитание «материнская школа» является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения.

“Материнская сила и материнская преданность природосообразнораз-вивают в младенце ростки любви и веры..., и если мать скажет ребенку: "У меня есть Отец Небесный, от которого исходит все хорошее, чем мы с тобой обладаем", - то ребенок, веря матери на слово, поверит в ее небесного Отца... Так ребенок под руководством матери природосообразно поднимается от чувственной веры к физической любви человеческой, к человеческому доверию, а от них к чистому чувству христианской веры и истинной христианской любви”

“Ближайшая забота учителя, – утверждал чешский педагог, – состоит в том, чтобы увлекать учеников своим примером”. Одним из важнейших качеств учителя Коменский, считал духовность. Учитель, писал он, “должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям”

Бог возложил на родителей обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящееся к познанию Бога...” . Дети еще не умеют молиться, замечает мыслитель, “за них должны это делать родители, стараясь питать и воспитывать (во славу Божию) тех, кого они произвели на свет” .

Таким образом, вся педагогическая мысль до 17 века включительно была по своей сути христианской и воспитание и образования основывалось на христианских идеалах и принципах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...