Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема:    Духовно-ценностные основания христианской педагогики в исторической ретроспективе




 

а) Духовно-ценностные основания новозаветной педагогики

Христианство оказало огромное влияние на строй воспитания и образования. Своим учением о человеческой личности, о смысле человеческой жизни и сущности человеческой природы оно дало педагогическому развитию новые импульсы, черты и идеи, в дополнение, углубление и изменение педагогических идей античного мира. Эти новые педагогические начала и обусловили, при благоприятных обстоятельствах времени, небывалое педагогическое развитие – развитие воспитательно-образовательного дела и воспитательно-образовательных идей – в христианских странах.

Если в дохристианскую эпоху доминировал утилитарно-потребительский взгляд на детей – с точки зрения полезности его для государства, для общества. Человек имел свою цену, прежде всего, как член государства,– настоящий или будущий. Отсюда языческий мир, в общем, пренебрежительно смотрел и на детей, и на женщин. Существенный перелом в сознании многих народов в признании ценности личности ребёнка произошёл с распространением христианства. Христианство принесло новый взгляд на личность ребёнка, его жизнь и воспитание. Оно возвестило ценность человеческой личности самой по себе, ценность человека не только как члена общества, но как образа и подобия Божия, ценность человека как сына Божия. Ребёнку, так же, как и взрослому человеку, дан дар – быть обладателем Царства Бога. В Евангелии сказано: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Ев.от Матфея 19, 14). Ученики, исходя из своих национальных и религиозных представлений, препятствовали детям подходить к Христу, полагая, что дети слишком незначительны, чтобы отнимать время у Учителя. И поэтому ответ Учителя для них был неожиданным: «Истинно говорю вам, говорит Господь, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Ев.от Марка 10:15).Здесь мы видим явное указание на то, что период детства не только интересен, но и очень важен, потому что у детей надо учиться. В другой своей беседе (Ев.от Матфея 18, 4-5) Христос указал, что в истинно-христианском обществе ребенок имеет равную цену со всеми, потому что он ценен перед Богом. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Ев.от Матфея 18, 10). Этим показано высокое уважение и признание их личного достоинства ребёнка.Христос указал, что в истинно-христианском обществе и ребенок имеет равную цену со всеми.

Новым взглядом на ценность человеческой личности, вообще, и ребенка, в частности, христианство положило начало трем важным педагогическим идеям: 1)идее воспитательных домов для заброшенных детей и воспитательных приютов для больных и калек; 2) идее всеобщего обучения и образования  – в педагогических взглядов великого христианского педагога Амоса Коменского, мы увидим подробнее, как необходимость всеобщего и одинакового для всех образования: -- для бедных и богатых, для мужчин и женщин, тесно связана с основной мыслью христианства, что все люди -- дети Божии, все люди предназначены к вечной жизни, к которой и должны заблаговременно приготовиться, развивая в себе высшие добродетели путем воспитания. 3) идее индивидуально-личностного воспитания. Сам Христос в своей учительской деятельности, даже по отношению к взрослым людям, принимал во внимание различие темпераментов и, вообще, индивидуальностей.

 

б) Педагогичность евангельской проповеди

Христианская педагогика христоцентрична. Иисус Христос — вечный идеал, данный воспитателям всех стран и народов на все времена,как замечаетсхиархимандрит Иоанн (Маслов).

Вместе с тем Христос — высочайший образец учительства. В Своей учительной деятельности Господь самым важным считал проповедь. Приёмы и свойства учительной деятельности Христа обладают высочайшими педагогическими совершенствами. Уровень умственного развития Его аудитории был крайне разнообразен. Христос всегда применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотой умственного и нравственного развития Своих слушателей. С одними Он ведёт научные беседы, логически стройные и последовательные (например, Николим), с другими говорит просто, их собственным языком, чтобы высокие истины Своего учения приблизить к пониманию его собеседников. В Его устах истины, самые возвышенные, но разъяснённые на общеизвестных примерах из окружающей природы и обыденной жизни, становятся вполне доступными и понятными даже простому человеку.

Природа для Христа служила вспомогательным иллюстративным материалом Его проповеди (посмотрите на птиц небесный, Царство Небесное подобно зерну горчичному… т.п.). Всё это нужно было для того, чтобы человек мог лучше воспринять Его учение.В учительстве Иисуса Христа не было однообразия, односторонности. Он разнообразил свои речи, так как менялись слушатели.

Христос часто употребляет народные пословицы, притчи и сравнения (пройти сквозь игольное ушко, порождение ехидны…) с единственной целью — сообщить Своему учению убедительность, ясность и понятность.

Господь говорит с народом или учениками притчами. Притчевая (то есть основанная на использовании притч) форма речи, прежде всего, служила средством, приближающим высокое истины христианства к пониманию слушателей простых, ещё не возвысившихся до того, чтобы воспринимать истины вих «неприкровенности».Высота, сложность, недоступность «тайн Царства», проповедуемого Христом для приземленного человека побудили Его применить важный педагогический принцип – постепенного, последовательного раскрытия духовных знаний, тайны Царствия Небесного.

Притчи Спасителя полны глубоких и разнообразных педагогических идей.Притча о Сеятеле разъясняет многие важнейшие педагогические вопросы, например: от чего зависят неодинаковые успехи учащихся в одной и той же школе, под руководством одних и тех жеучителей и на почве одной и той же науки.

Притча о Добром Пастыре показывает различие между воспитателем по призванию и воспитателем-«наёмником». Учение и жизнь, обучение и воспитание должны быть нераздельны: великим в вечности назовётся тот, кто не только научит, но и сотворит, то есть примером собственной жизни подтвердит преподаваемое учение.Эта же притча указывает на некоторые приёмы воспитания, например, на необходимость знания индивидуальных особенностейвоспитанников.

Необходимо отметить, что, проповедуя, Иисус Христос заботилсяо создании условий для восприятия Его учения, учитывал не только духовные, но и телесные потребности людей, питая их по необходимости хлебом и рыбой. Он удалял все внутренние и внешниепрепятствия, чтобы с большей цельностью, полнотой и ясностьюотпечатлевалось в душах слушателей каждое Его слово, Его учение.

Не было ни одного случая, чтобы Христос кого-либо оставил без ответа. У Него было нужное слово для каждого.

Предметом учения Иисуса Христа был почти исключительнонравственный закон. Тем самым Он хотел пробудить в душах людей жажду истины, правды и святости. Начав своё служение с краткой проповеди, Христос развил её в обширное и всеобъемлющееучение для всех народов.

В учительстве Иисуса Христа можно выделить следующие педагогические принципы:

− Господь строго сообразовывался с уровнем умственногои нравственного развития слушателей (учёт возрастныхи индивидуальных особенностей воспитываемых);

− Господь соблюдал доступность материала для всякого умаи высокие истины приближал к пониманию своих слушателей (принцип доступности);

− Господь использовал простоту образов, заимствовал их, при возможности, из находящейся перед глазами слушателейприроды, окружающей обстановки (принцип наглядности);

− Господь избегал односторонности, разнообразил изложение;

− Господь не оставлял ни одного вопроса без ответа;

− Господь находил нужное слово для каждого ученика (индивидуальный подход к воспитываемым);

− Господь сообразовывал свою деятельность с обстоятельствами места и времени (принцип природо и культуросообразности).

В учительстве Иисуса Христа выявляются следующие особенности, которые можно назвать условиями успешности воспитания:истинность, ясность, простота, общедоступность, всесторонность,наглядность, полное соответствие сказанного сущности природычеловека.

Таковы основы и задачи истинного воспитания, по учению Христа.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...