Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность стратегических решений, их роль в функционировании и развитии компанииСтр 1 из 22Следующая ⇒
Стратегическое управление Стратегический и операционный аспект управления организацией Цель принятия оперативных решений - увеличение эффективности использования ресурсов - максимизация прибыли от текущих операций. Основными сферами принятия таких решений являются распределение ресурсов по функциональным областям и номенклатуре производимой продукции, составление графиков выполнения операций, наблюдение и контроль за их исполнением. В качестве ключевых решений выступают вопросы ценообразования, маркетинговая стратегия, разработка производственных планов и поддержание необходимых уровней запасов и пр. Стратегические решения связаны с внешними проблемами компании, в особенности с решением о номенклатуре производимой продукции и выбором сегментов рынка. Это проблемы избрания сферы деятельности фирмы и поиска новых направлений ее развития. К стратегическим проблемам можно отнести следующие вопросы: каковы цели и задачи компании? Должна ли фирма диверсифицировать свою деятельность? Как упрочить положение на рынке? Сравнение оперативного и стратегического управления:
При не стратегическом управлении планы строятся, во-первых, исходя из предположения, что окружение не меняется или, если меняется, то слабо, во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей компании. Стратегическое управление вырабатывает не детальное описание внутреннего состояния компании и ее положения во внешней среде, а совокупность пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться компания в будущем (позиция на рынке, организационная культура и т.д.). Понятия: стратегия, стратегический менеджмент, стратегическое планирование Стратегия – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании, набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Процесс разработки стратегии включает: определение корпоративной миссии, конкретизация видения корпорации и постановку целей, формулировку и реализацию стратегии, направленной на достижение целей. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов. Пять «П» стратегий (Минцберг):
§ Стратегия есть план, или нечто в этом роде (предварительное прогнозирование) § Стратегия - принцип поведения или следование некой модели (с учетом поведения в прошлом) § Стратегия - создание посредством разнообразных действий уникальной и ценной позиции § Стратегия - перспектива, т.е. основной способ действия организации § Стратегия - ловкий прием, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента Эффективная стратегия: Во-первых, эффективная формальная стратегия должна содержать в себе три составляющие: § основные цели (или задачи) деятельности; § существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; § последовательность основных действий (или программы), направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики. Во-вторых, эффективные стратегии развиваются вокруг нескольких ключевых концепций и направлений, что придает им согласованность, сбалансированность и сфокусированность. В-третьих, стратегия имеет дело не только с непредсказуемыми, но и с вовсе неизвестными факторами. Следовательно, суть стратегии состоит в том, чтобы выстроить позицию, достаточно сильную (и гибкую) для того, чтобы организация достигла поставленных целей. В-четвертых, в организации должна быть иерархия поддерживающих друг друга стратегий. Стратегический менеджмент – деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей. Задачи стратегического менеджмента: 1. Определение сферы деятельности и формулировка стратегических установок; 2. Постановка стратегических целей и задач для их достижения 3. Формулировка стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности 4. Реализация стратегического плана 5. Оценка результатов деятельности и изменения страт плана или методов его реализации. Стратегическое планирование - четкая установка целей организации, а также показатель способов и основных средств, с помощью которых организация намерена достичь поставленных целей. Стратегическое планирование - это решение трех задач: 1. Определение сферы деятельности и формулировка стратегических установок. 2. Постановка стратегических целей и задач для их достижения. 3. Формулирование стратегий для достижения намеченных целей и результатов деятельности. Сущность стратегических решений, их роль в функционировании и развитии компании Стратегические решения определяют общее направление развития предприятия и его жизнеспособность перед лицом прогнозируемых, непредсказуемых, а также и вообще неизвестных на данный момент событий. Стратегические решения определяют эффективность предприятия. От них, а не от успехов в решении частных задач зависит то, насколько верно с учетом имеющихся ресурсов сориентированы основные усилия. Стратегические решения направлены на возможное будущее, а не на настоящее. Они лежат в основе успешного ведения дел в компании. Стратегические решения занимают верхнее положение в иерархии решений. Стратегические решения по своей природе инновационы, эти решения требуют изменений в организации, они сильно зависят от субъективной оценки руководителя и его отношения к риску. Стратегические решения обычно подкрепляются набором административных и оперативных решений. Стратегические решения - это решения, которые: § ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия управленческих решений. § связаны со значительной неопределенностью, поскольку учитывают внешние факторы § связаны с привлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные LR последствия. Особенности стратегических решений: § инновационны по природе, требуют особых мер для преодоления сопротивления нововведениям. § направлены на возможности, а не на задачи; на будущее, а не на прошлое. § принимаются в условиях неопределенности. § субъективны, мало поддаются объективной оценке. § необратимы, имеют долгосрочные последствия. Модель управленческих решений (Саймон): 1. осознание необходимости принятия решения - это интеллектуальная стадия. 2. формулирование вариантов развития. 3. оценка вариантов с точки зрения привлекательности для лица, принимающего решение. 4. выбор 1 или нескольких вариантов для реализации. Что отличает стратегические решения? 1. Первые 2 этапа имеют важное значение, т.к. осуществляется отслеживание изменений во внешней среде и поиск привлекательных вариантов новых продуктов. 2. Предполагают распределение ресурсов фирмы между уже известными возможностями и теми, которые могут появиться в условиях неполноты информации. 3. Оценивают совместные эффекты (синергизм), связанные с новым продуктом/рынком. 4. Выделяются варианты, в которых фирма имеет неоспоримые конкурентные преимущества. 5. Необходимо работать с вектором потенциально несовместных целей. 6. Оценивается долгосрочный потенциал проектов, даже если расчеты потоков денежных средств не являются вполне надежными. Эволюция систем управления и корпоративного планирования
Основным отличием сегодняшней системы управления от предыдущих - непрерывность процесса. Развитие понятия планирования Особенность стратегического планирования заключалась в ее тейлористском характере. Стратегическое планирование опиралось на идеи единоначалия (это мог быть один или группа руководителей), на роль начальника, который оценивал всю работу в целом, а затем устанавливал субординацию деятельности. До тех пор, пока все выполняли именно то, что решало начальство, результаты были замечательными; все точно так, как с линией сборки. Считалось, что качество плана - решающий фактор в конкурентном сражении. Стратегическое планирование было концепцией тейлористского типа. В свое время тейлористский подход был прост и удачен: 1. прежде всего, нужен был талант, чтобы изобрести продукт и процесс производства, 2. затем следовало точно описать все необходимые задачи, объединить их в плане, 3. обучить служащих тому, что от них требуется по плану, 4. соблюдать тщательный контроль, 5. создать группу изобретателей, которые бы постоянно работали над усовершенствованием продукта и процесса производства. Стратегическое планирование выполнялось таким образом: набирали знающих людей, чтобы разработать план корпорации, используя при этом самую лучшую возможную технологию. Инструктировали среднее звено руководства, чтобы осуществить план в точности. Качество плана определяло успех компании. Стратегическое планирование сопровождалось появлением большого штабного аппарата. Эти люди выполняли исследовательскую работу и были ответственны за составление стратегических планов, выполняли контролирующие функции. Такая система перестала работать - план кажется абстрактным для тех, кто должен им пользоваться потому, что он был разработан без участия линейного руководства. Средство для решения проблемы: ответственность за составление страт планов должна быть перенесена от штабного аппарата на линейное руководство. Планирование предполагалось сосредоточить больше на нормативных аспектах (точно зная, что вы хотите) и меньше на всяких деталях. Такой подход требует современной и предвосхищающей информации, ориентированной на будущее, а не информации, основанной на прошлом. Внимание было переключено от планирования-процедуры к планированию-процессу. Неудачи стратегического планирования привели к следующим выводам: § данный подход не должен быть ни нисходящим, ни восходящим, а взаимным. Стратегическое планирование - процесс связи с высшим руководством, принимающим окончательное решение; § планирование должно осуществляться непосредственно линейным руководством; § высшее руководство создает предпосылки для вдохновленной работы людей линейного руководства, но при этом имеет также ряд собственных задач; § плановикам корпорации отводится новая роль. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |