Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек как биологическое и социальное явление




 

Человек как уникальный биологический вид возник около 40 тыс. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопонимании.

Человек – часть природы, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек является предметом изучения нескольких наук. Идея комплексного изучения человека уже давно завладела общественным сознанием. Усилия философов, биологов, психологов и историков привели к получению неких обобщенных целостных знаний о человеке. Но, как оказалось на практике, предпосылки и выводы различных конкретных дисциплин зачастую несовместимы. Каждая из отраслей знания утверждает свои заключения о человеке. Социология рассматривает человека как чрезвычайно пластичное существо, способное к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведения личности внутри любой эпохи. Биология пытается доказать неизменность человеческой природы. История, наоборот, проявляет интерес к тому, как под влиянием культурных факторов преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение (да и теперь еще многие ученые в этом убеждены), что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет собой особый род сущего. Его природа оказывает всепроникающее воздействие на культуру и социум.

Мы говорим: «человек и природа», «отношения человека и природы», т.е. мы разделяем человека и природу. На самом деле человек не противостоит природе. Он сам необходимая часть природы. Но если «часть», то какая? Биологически человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству человекообразных обезьян, роду Homo (Человек), виду Homo sapiens (Человек разумный). Следовательно, человеку свойствен весь обширный комплекс биологических реакций при взаимодействии со средой. Биосоциальная природа человека, о которой так много говорят, гораздо в большей степени био-, чем социальная. Вдобавок, социальная организация, близкая человеческой, существует у большинства видов обезьян. У них тоже есть иерархическая структура, средства и способы коммуникации, взаимовыручка, разнообразные способы надувательства соплеменников и прочие атрибуты социальной жизни.

Биологическая природа человека проявляется не только в обмене веществ и энергии, в стремлении сохранить жизнь и продолжить ее посредством размножения, но в обширном спектре рефлекторных поведенческих реакций, направленных на оптимальное приспособление к условиям среды обитания. Безусловные рефлексы – видовые, генетически закрепленные стереотипные формы поведения. Выделяют три группы безусловных рефлексов:

1) витальные;

2) зоосоциальные;

3) саморазвития.

Для реализации витальной группы рефлексов не нужны особи того же вида. Некоторые из них:

· пищевой, питьевой. Исторически Homo sapiens – всеядные собиратели, поедающие разнообразную пищу на морских отмелях. Всеядность человека в сочетании с интеллектом значительно расширили пищевые горизонты и определили вспышку численности вида Homo sapiens до семи миллиардов;

· оборонительный. Стремление защититься у Homo sapiens разнообразно. Слабо вооруженные существа (то есть не имеющие рогов, ядовитых зубов, когтей) предпочитают защищаться с помощью агрессии, часто преднамеренной. Так крыса, загнанная в угол, из соображений защиты бросается на «нападающего». Грызуны и приматы являются наименее вооружёнными из млекопитающих.

Для реализации зоосоциальной группы рефлексов необходимо наличие особей того же вида. К этой группе рефлексов относятся, например:

· привлечение противоположного пола. У видов с развитым обонянием к противоположному полу привлекают ферромоны, у видов с развитым зрением – различные способы демонстрации репродуктивных частей или подчеркивание полового диморфизма. Индустрия высокой (и не очень) моды реализует то же направление – привлекает внимание мужчин к подчеркнутым одеждой репродуктивным частям женского тела;

· забота о потомстве. Рефлекторно она заключается в трех вещах – накормить, согреть (одеть, обуть) и передать опыт, необходимый для выживания. Если дитя строптивое и учиться не желает, реализуется подзатыльник, хотя педагоги утверждают, что для 100 %-го усвоения информации ребенку надо повторить до 27 раз. Именно рефлекс торопит родителей передать информацию стрессовым образом – так надежнее и быстрее она усвоится, причём, сразу в подсознание. ;

· иерархические взаимоотношения. Построение иерархий формальных (армия) и неформальных (мафия) однотипно и, в целом, идентично иерархии собакоголовых обезьян (павианов и бабуинов) с их группой доминантов, субдоминантами, подчиненными разных уровней, аутсайдерами и прочими. Даже дружеское похлопывание по плечу на самом деле – ритуальная форма наказания доминантом подчиненного. Стремление занять лучшую экологическую (социальную) нишу с её материальными благами и реализационными возможностями заложено в человеке природой.

Реализация рефлексов саморазвития независима от реализации двух первых групп рефлексов:

· игровое поведение. Девочки играют в дом, а мальчики – в войну совершенно не случайно, имитируя основные биологические функции полов у человекообразных: война на периферии ареала для самцов и забота о потомстве для самок.

· исследовательское поведение. Стремление избежать стресса при встрече с неизвестным приводит к необходимости ввести его в разряд известного, т.е. к проявлению исследовательского поведения. Вне зависимости от того, сыт ли человек, удовлетворен ли, в нем живет природное любопытство, которое, преломляясь через призму разума, иногда становится творческим или научным поиском.

 

Условные рефлексы – индивидуально приобретенные в процессе жизни приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом. Условные рефлексы – основа любой адаптации организма к окружающей среде, то есть их главная роль – оптимально встроить живую систему в среду ее обитания. Один из принципов экологии (принцип Л. Онсагера) гласит: при вероятности развития процесса в некотором множестве направлений реализуется то, которое обеспечивает минимум рассеивания энергии. Если холодает, у нас, как минимум, два пути адаптации: закаляться или надеть шубу. Человек выбирает путь с наименьшими энергозатратами – надевает шубу. Изощренная интеллектуальная деятельность человека, порой, целиком направлена на поиск варианта с минимумом рассеивания собственной энергии (вся цивилизация построена на достижении материальных благ и жизненного комфорта). Человечество и на современном этапе реализует те же рефлекторные программы, что и весь животный мир.

Что же по существу является отличием человека от животных? Вопрос очень важный еще и потому, что пока принцип Онсагера довлеет над человечеством, мы не только не предотвратим близкий уже экологический кризис, но и просто от телевизора не оторвемся (разве что к холодильнику). И Матушка-природа, в который раз запуская силы сукцессии, стрессами типа наводнений и землетрясений, будет учить нас подходить к жизни осознанно, а не рефлекторно.

Сознание – высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира, это такое знание, которое может быть передано в форме образов, слов, символов. Осознанностьили способность отслеживать как бы со стороны процессы, происходящие извне и изнутри (мысли, чувства, действия, события) – главное отличие человека от животных. Животное не может поступить иначе, чем диктует ему природа. Человек, осознающий в своем поведении реализацию рефлекса, может противостоять ему и противодействовать. Философский спор о том, есть ли у человека выбор, базируется на дуальной паре «рефлекс – осознанность». Если реализуется рефлекс – выбора нет, если человек осознаёт – выбор существует. Для животных рефлексы – это гомеостаз со средой, это их благо. Для человека, способного изменить всю биосферу в считанные столетия, рефлекторное поведение – однозначная и окончательная гибель.

Другое отличие человека от животных – творческая активность, как деятельность, в которой главное значение уделяется не результату, а процессу. Художник вдохновенно творит полотно не в надежде его продать, а в счастье и муках самого процесса живописи. Если к осознанности и творчеству добавить правильную, альтруистическую мотивацию, получится тип человека, способного реализовать ноосферу Тейяра-де-Шардена. А если учесть коллективную память (способность учиться у прошлых эпох) и духовный мир с его как раз альтруистическими мотивациями к жизни, можно говорить о реализации понятия «Человек» – чело (лоб, сознание), пребывающее в веках (непрерывно бодрствующее). Но перед этим каждому предстоит его битва со своими врожденными и приобретенными программами подсознания - рефлексами, на данном этапе явно мешающими эволюции человечества.

Большинство экологов мира давно пришло к выводу о невозможности разрешения сложной экологической ситуации на планете без смены ценностей и приоритетов человека, без воспитания его экологической и духовной культуры. Возможно, человечеству еще не поздно начать осознанно реализовываться по пути от психогенеза к ноогенезу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...