Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель устойчивого развития.




 

С учетом ноосферной концепции принято необходимым и возможным осуществить переход на модель устойчивого развития.

Главная цель концепции устойчивого развития состоит в том, чтобы сохранить природу и ее богатство не только для сегодняшних поколений, но и для наших потомков. Переход к устойчивому развитию – объективное требование времени. Оно вызвано тем, что кризисное состояние общества, сопровождаемое спадом производства, снижением уровня потребления населения, возникновением очагов и зон бедствия, побуждает к поискам принципиально новых решений для формирования основ социально-экономического развития на принципах идей устойчивости.

В обобщенном виде концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития должна исходить из последовательной реализации идей:

- экологизации хозяйственной деятельности и решения наиболее острых социальных проблем;

- сохранения биосферы и формирования ноосферы;

- возрастания роли духовных ценностей.

В основу концепции устойчивого развития положена идея динамично сбалансированного развития триады «экономика – природа – общество».

Можно выделить генеральные направления перехода к модели устойчивого развития:

1) укрепление демографической системы;

2) решение социально-экономических задач;

3) восстановление и сохранение качества окружающей природной среды;

4) научное обеспечение, экологическое образование и просвещение.

Важно обеспечить развитие всех сторон воспитательной деятельности среди широких слоев населения по вопросам устойчивого развития.

Переход к модели устойчивого развития – процесс длительный, перманентный и может быть осуществлен всеми странами мира в несколько этапов уже в первой четверти XXI века.

 

Контрольные вопросы к главе 5:

1. Основные определения понятия «биосфера».

2. Принципы учения Вернадского о биосфере.

3. Основные определения понятия «ноосфера».

4. В чем заключается суть закона ноосферы Вернадского?

5. Какими признаками характеризуется ноосфера?

6. В чем заключается ноосферное развитие?

7. Сформулируйте особенности модели устойчивого развития.

 

 

  1. Человек как элемент системы «человек – среда»

Система «Человек – Среда»

 

Человек физически и духовно неразрывно связан с окружающей средой. В настоящее время в качестве основной модели объектов окружающего нас мира для изучения проблемы взаимодействия человека со средой обитания используется модель «человек – среда».

Но при этом в зависимости от целей проводимых исследований авторы вкладывают разное смысловое содержание в понятие «среда».

На сегодняшний день существуют достаточно хорошо разработанные классификации сред и их определения.

С точки зрения физики, среду можно определить как вещество и/или пространство, окружающее рассматриваемый объект.

С экологической точки зрения среда – совокупность природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

С точки зрения социальной экологии рассмотрим классификацию «окружающей среды», предложенную профессором И.П. Степановой [5,19].

По мнению автора, окружающая человека среда рассматривается как совокупность природной, техногенной и социальной среды. Кроме того, если в такую систему включить человека, то среда вместе с человеком рассматривается как биосоциотехническая система (БСТС), имеющая собственную целевую функцию и функционирующая за счет обмена материей и энергией.

Основной целевой функцией БСТС является создание необходимых и достаточных условий для устойчивого функционирования системы в целом.

Такая система содержит четыре основных элемента: природу, техносферу, человека и социум. Общая модель БСТС приведена на рис. 7.

 

 

Рис. 7. Биосоциотехническая система

 

Природа – это живые (растения, животные, микроорганизмы) и косные (воздух, земля, вода) компоненты биосферы.

Под техносферой подразумевается все многообразие материального мира, созданного разумом и руками человека.

Социум – это социально организованное общество людей, включающее все многообразие социальных структур, созданных человеком.

Человек рассматривается и как биологический вид и как личность, наделенная физическим телом и духовностью, способностью к познанию, развитию и творчеству.

БСТС может быть преобразована к традиционной модели «человек – среда», принятой при изучении опасностей. Биосоциотехническая система как среда, окружающая человека, приведена на рис. 8.

 

Рис. 8. Биосоциотехническая система – модель «человек – среда»

 

В этой системе техногенная среда (техносфера) условно делится на производственную среду, среду проживания и бытовую (рис. 9.). Каждая среда характеризуется определенными факторами, среди которых можно выделить ведущие.

 

 

Рис. 9. Техногенная среда

Производственная среда (техносреда) – это совокупность химических, физических, биологических и психофизиологических факторов, которые обусловлены технологическими процессами и характером труда.

Под средой проживания (макросредой) подразумевается среда, где на ограниченной территории расположены промышленные, селитебные и рекреационные зоны, а так же связывающие их транспортные системы.

Среда проживания характеризуется следующими ведущими (значимыми) факторами:

- параметрами климата, характерными для данного техноэкополиса;

- химическими ингредиентами, обусловленными спецификой источников загрязнения воздушной среды, взаимным расположением источников загрязнения и селитебных зон, спецификой условий рассеивания, характерных для рассматриваемого техноэкополиса;

- энергетическими загрязнениями, обусловленными спецификой техногенных объектов техноэкополиса.

Бытовая среда (микросреда) характеризуется следующими значимыми факторами:

- качеством питьевой воды;

- качеством пищи;

- основными параметрами жилья (площадь, объем, освещенность, параметры микроклимата);

- возможными химическими (от мебели из ДСП или других источников) и энергетическими (радиотелефоны, компьютеры, антенны и пр.) загрязнениями.

Взаимодействие человека с природой. Человек должен находиться в процессе постоянного обмена с природой, чтобы сохранить свою жизнь. В то время как адаптацию видов, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека, к среде обитания характеризует более или менее пассивное отношение к ней. Человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и приспосабливает к себе. Среда, где живет человек, – это биосфера, в которую он собственными руками привносит многочисленные противоестественные факторы, забирая природные ресурсы. Это имеет глубокие последствия для природы, которая в свою очередь влияет на жизнедеятельность самого человека.

Взаимодействие человека с техносферой.До XIX в. считалось, что природа отдана в безграничное пользование человеку и с возрастанием власти человека над природой уменьшается произвол природы, увеличивается богатство человека. Однако экология подчеркивает, что природа бесконечна только во времени, но не в пространстве. В пространстве существует равновесие природы. Поэтому сегодня все большее распространение получает точка зрения, согласно которой развитие технологии должно гарантировать минимальную угрозу экологическому равновесию. В этой связи, общей целью развития технологии и экологии должна стать более качественная жизнь для всех на основе природного равновесия.

Для согласования требований и потребностей развития технологии и необходимости сохранения равновесия в природе необходимы научные знания о закономерностях развития природы, о происшедших и возможных изменениях в ней. Современные научно-технические исследования должны содержать в себе три основных элемента:

1) раскрытие тайн природы (научная истина),

2) качественно новые технологические проекты,

3) восстановление экологического равновесия (защита и совершенствование жизненной среды человека).

Чтобы реализовать эти три главные идеала современной науки и техники, необходимо преодолеть предшествующую практику, когда доминировали узко прагматические интересы и цели.

Взаимодействие в системе «природа - общество».Общество испытывает воздействие природы и оказывает на нее влияние. При многообразии естественных условий среды обитания человечества, взаимодействии общества и природы появляются все новые и новые последствия, предопределяющие особенности этапов эволюции системы «общество - природа».

Использование природы обществом без учета присущих ей закономерностей может поставить и ставит под угрозу существование человека и общества. Фактически общество может нарушить нормальные процессы в природе, но тем самым не уничтожит природу, так как экологическая система имеет свою внутреннюю саморегуляцию, но зато может уничтожить самое себя, поскольку не сможет существовать в нарушенной экосистеме. Поэтому любая социальная система должна находиться в соответствии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и свой образ жизни приспособить к ее условиям.

Рассогласование в жизни общества и природы приобретает драматические масштабы, начиная с 50-х гг. нашего века, когда быстрое и до тех пор немыслимое развитие производительных сил вызвало такие изменения в природе, которые ведут к уничтожению биологических предпосылок жизни человека и общества. Человек создал технологию, отрицающую формы жизни в природе, использование которой ведет к отрицанию жизни. Конфликт между технологией и экологией имеет свой источник в самом человеке, являющемся одновременно и природным существом, и носителем технологического развития.

В наше время угроза окружающей среде приняла глобальный характер. В качестве важнейших глобальных экологических проблем в современном обществе называются:

1) стремительный и неконтролируемый естественный прирост населения.

2) производство в интересах господствующих групп, не заботящихся об условиях окружающей среды.

3) истощение сырьевых и энергетических источников и развитие технико-технологических систем, загрязняющих природу.

С проблемами кризиса среды сегодня сталкиваются все страны. Но есть различия между отдельными странами в том, как проявляются экологические проблемы в каждой из них, каковы мотивы и интересы их решения. Индустриально развитые страны борются за экономическую экспансию и престиж, стремясь включить экологические издержки в издержки производства, не уменьшая при этом свои конкурентные возможности на рынке, и по возможности, стремясь вывезти «грязную технологию» в другие страны без отрицательных экономических последствий для себя. Развивающиеся страны все больше сталкиваются с экологическими проблемами не только из-за ввоза «грязной технологии» из развитых стран, но и из-за некритического использования своих природных ресурсов, к чему их принуждают с помощью различных экономических и финансовых рычагов.

Согласование отношений общества с природой становится, не только необходимостью сегодняшнего дня, но и будущего. Это предполагает согласование ценностей и целей развития человека, с природными закономерностями. Человечество представляет собой мощную трансформирующую силу планетарного масштаба «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого» (В.И. Вернадский). Однако хотя уже и осознана необходимость согласования отношений общества и природы, тем не менее, на практике это скорее декларируется, чем делается. Причины того, что экологические инициативы не находят своего выражения в государственной и мировой политике, будут рассмотрены ниже.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...