Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Парламентский Комитет по разведке и безопасности Великобритании (Intelligence and Security Committee /ISC/)




Комитет по разведке и безопасности как орган контроля за британскими спецслужбами был образован в 1994 г. Комитет создан, согласно закону «О разведывательных службах» /Intelligence Services Act 1994/, для контроля за расходованием бюджетных средств,

Рис. 4.1. Структура спецслужб Великобритании

 

 

управлением и политикой трех спецслужб: Секретной службы (MI5), разведки SIS и Центра правительственной связи GCHQ. Комитет состоит из 9 парламентариев (восемь из палаты общин и один из палаты лордов). Члены комитета не избираются коллегами-парламентариями, а назначаются премьер-министром. Работу этого органа должны обеспечивать сотрудники аппарата кабинета министров, главным образом из штата правительственного Объединенного комитета по разведке. Еженедельные заседания проводятся в специально отведенном помещении в канцелярии премьер-министра.

В законе не содержалось четких указаний относительно полномочий и круга вопросов, которые призван решать комитет. В обязанности комитета входит представление премьер-министру, но не парламенту, ежегодного отчета, а также других докладов по своему усмотрению.

Законом предусматривалось три положения, касающиеся предоставления комитету необходимой для его работы информации. Согласно этим положениям, руководитель национальной спецслужбы может: предоставить требуемую информацию "согласно договоренностям, утвержденным министром"; отказать в ее предоставлении на основании распоряжения министра, который при этом должен руководствоваться критериями национальной безопасности; уведомить комитет о том, что запрашиваемая им информация не может быть раскрыта в силу своей секретности и особой важности. При этом под секретной информацией особой важности подразумеваются сведения, которые способны раскрыть источники и оперативные методы, либо содержат подробные данные о таковых, касаются конкретных операций (прошлых, настоящих или будущих), или предоставлены третьей стороной, которая не желает их раскрытия.

Secret Intelligence Service / MI6

Это основная разведывательная служба Великобритании (http://www.sis.gov.uk).

Как королевская служба английская разведка начала складываться еще в период становления Британской империи. В марте 1909 г. премьер-министр Великобритании рекомендовал Комитету обороны империи обратить особое внимание на угрозу, исходящую от разведки Германии, и соответственно реорганизовать национальную спецслужбу. На основании рекомендаций премьер-министра были подготовлены инструкции по созданию Бюро секретных служб при Иностранном департаменте Комитета обороны империи, датой основания которого стало 1 октября 1909 года.

SIS включена в структуру Министерства иностранных дел, имеет 87 резидентур за рубежом и штаб-квартиру в Лондоне, на Воксхолл Бридж-роуд. Возглавляет SIS генеральный директор, который одновременно является постоянным заместителем министра иностранных дел. Таким образом, формально SIS находится под контролем МИДа Великобритании, однако, наряду с этим она имеет прямой выход на премьер-министра.

В структуре SIS пять директоратов. В их число входят:

· Административно-кадровый директорат. Занимается вопросами административно-управленческого характера, а также вопросами подбора и расстановки кадров.

· Директорат подготовки разведывательной продукции и постановки заданий. Обрабатывает и анализирует получаемую разведывательную информацию, подготавливает и реализуют выходные документы разведки.

· Директорат региональных контролеров. Состоит из нескольких регионально-географических оперативных отделов.

· Директорат внешней контрразведки и безопасности. Осуществляет разработку спецслужб иностранных государств и обеспечивает безопасность работы английской разведки.

· Директорат специальной разведки. Снабжает подразделение разведки современными оперативно-техническими средствами ведения оперативной работы.

Кроме того, имеются: Группа советника по вопросам международных отношений, Группа связи со спецслужбами США и других стран.

Контрразведывательная служба MI-5 (Military Intelligence-5)

Контрразведывательная служба называется Military Intelligence-5 (MI-5). Она была создана в 1909 году в качестве внутреннего департамента Бюро секрет­ных служб, занимавшегося обеспечением внутренней безопасности.

В обязанности контрразведывательной службы входит обеспечение внутренней безопасности, контроль за деятельностью местных экстремистских по­литических групп, защита Великобритании от подрыв­ных действий иностранных секретных служб, охрана го­сударственных секретов страны. Возглавляет контрразведы­вательную службу генеральный директор, который подчинен министру внутренних дел, однако фактичес­ки он имеет прямой доступ к премьер-министру страны. Структура MI-5 представлена на рис. 4.2.

 

 


Рис 4.2. Структура Службы безопасности (МИ-5) Великобритании

Центр правительственной связи (Government Communications Headquarters /GCHQ/)

Центр отвечает за радиошпионаж в системе спецслужб Великобритании. Центр включен в структуру министерства иностранных дел. Руководитель центра является заместителем министра, но фактически это независимый орган, который подчиняется напрямую премьер-министру. Периферийные подразделения центра, которые располагаются на территории английских военных баз, числятся в структуре министерства обороны.

Центр, основанный в 1946 году, стал наследником правительственной школы кода и шифров, которая была создана для радиошпионажа еще в 1919 году.

Штаб-квартира GCHQ располагается в Челтенхеме – неподалёку от Лондона. За рубежом и в Великобритании у Центра есть станции радиэлектронного перехвата. Пункты перехвата располагаются в Германии, Турции, Омане, на Кипре, на острове Вознесения. Число сотрудников Центра достигает 11 тыс. Источники информации внутри Великобритании утверждают, что Центр является крупнейшей организацией спецслужб страны по численности персонала и объему добываемой информации. Центр тесно сотрудничает с МИ-5 и МИ-6. Для координации их деятельности в 60-х годах был создан объединенный комитет трех служб.

Среди важнейших спецслужб Великобритании выделяются следующие службы:

Штаб военной разведки

Военная разведка Великобритании входит в состав Министерства обороны. Спецслужба была создана в 1964 году как структура, обеспечивающая разведданными вооруженные силы Великобритании. В состав DIS также входят два агентства:

· Топографическое агентство Министерства обороны (Defence Geographic and Imagery Intelligence Agency) (DGIA),

· Центр разведки и безопасности Министерства обороны (Defence Intelligence and Security Centre) (DISC),

Королевские военно-воздушные силы – Royal Air Force

· Объединенный центр воздушной разведки ВВС – Joint Air Reconnaissance Intelligence Centre (JARIC)

· Ударная команда – Strike Command

Правовая база деятельности спецслужб Великобритании.

Фактически до середины 90-х гг. британская разведка действовала, не имея государственного статуса, и была фактически неподотчетной парламенту.

Закон "О разведывательных службах" был принят парламентом Великобритании в 1994 г. [23]. В нем впервые дано определение разведывательной деятельности как "добывание и распространение информации о деятельности и намерениях иностранцев за пределами Великобритании, а также проведение специальных операций в интересах национальной безопасности".

Этот документ подтвердил и без того существовавшее де-факто право спецслужб осуществлять свои операции, если они направлены на защиту национальной безопасности и экономического благополучия Великобритании, а также предупреждение и раскрытие серьезных уголовных преступлений. Кроме того, закон освободил от ответственности сотрудников спецслужб за действия, совершаемые ими за пределами страны при выполнении своих функций, даже в тех случаях, когда в самой Великобритании они бы расценивались как преступные. Министрам, в ведении которых находятся спецслужбы, предоставлены полномочия санкционировать по своему усмотрению операции, связанные с вмешательством в частную жизнь, прослушиванием и негласным проникновением в жилые и служебные помещения.

Законом "О разведывательных службах" было предусмотрено создание парламентского комитета по вопросам разведки и безопасности. Указанному органу дано право осуществлять контроль за расходованием спецслужбами бюджетных средств, управлением и политикой в области решения основных задач по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства.

В законе не содержалось четких указаний относительно полномочий и круга вопросов, которые призван решать комитет. Отмечалось лишь, что он обязан представлять премьер-министру, но не парламенту, ежегодный отчет, а также другие доклады по своему усмотрению.

Кроме того, Великобритания использует юридическую структуру, основанную на существующих законах, которая в значительной степени может применяться к действиям в киберпространстве – Regulation of Investigatory Powers Act (RIP), принятый в 2000 году. Он предлагает, что нападения на информационные системы может рассматриваться как обычное уголовное преступление. Данный акт позволяет правительству Великобритании перехватывать и читать электронную почту, а также требовать расшифровки личных файлов по требованию государственных чиновников.

Антитеррористическое законодательство Великобритании

До событий 11 сентября 2001 года Великобритания уже имела хорошо разработанное и надежное антитеррористическое законодательство, сформулированное в Законе о терроризме от 2000 года. Он оказался жизненно важным инструментом в борьбе с терроризмом, предоставляющим полномочия для ареста финансовых средств террористов на границах страны и предотвращения конкретных правонарушений, способствующих совершению терактов и осуществлению мероприятий в террористических целях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...