Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состояние проблемы информационной безопасности в странах Евросоюза




 

Широкое обсуждение, в том числе и в открытых изданиях, проблемы разработки информационного оружия в США может создать впечатление, что другие экономически развитые страны стоят в стороне от этой проблемы. Вместе с тем, например, в Японии к 2015 году планируется сформировать национальную информационную инфраструктуру более высокого, чем американская, технологического уровня. Эта инфра­структура будет интегрирована в мировую информационную структуру и сможет составить технологическую базу применения Японией информационного оружия [4].

Европейские специалисты в области информационных систем, безопасности и стратегического планирования активно обсуждают проблемы, возникающие перед странами Европейского союза в усло­виях возможности применения информационного оружия, т. е. средств направленного воздействия на информационные ресурсы вероятного противника в военное и мирное время.

Эксперты особо выделяют такую особенность использования информационного оружия, как скрытность. Его применение в мирное время при отсутствии силового противостояния считается одной из главных угроз, поскольку позволяет незаметно для «противника» не только взять под контроль его информационные ресурсы, но и про­извольно манипулировать связанными с ними сферами государства, особенно экономической сферой. Учитывая растущую зависимость управленческих решений на высшем уровне от обеспечивающего их информационного потока, возможность полной дезорганизации экономики и финансов, по мнению ряда западных ученых, делает информационное оружие одним из наиболее эффективных и, вероятно, наиболее распространенных уже к концу нынешнего века.

В настоящее время реализуются на практике планы организацион­ного и технического обеспечения национальной информационной безопасности, создаются подразделения, предназначенные для отра­жения «информационной агрессии». Правительства берут на себя роль координатора межведомственных усилий в этой сфере. Разработка методов и средств обеспечения информационной безо­пасности ведется на Западе по следующим основным направлениям: выявление угрозы нападения, нейтрализация нападения, защита и вос­становление собственных систем.

Кроме изучения технических аспектов информационной безопас­ности, на Западе активизировалась работа по оценке влияния инфор­мации на личность и общество. При этом делается упор на определе­ние методов и средств оказания «информационного противодействия», каналов воздействия на человека, влияния той или иной информации на боеспособность ВС, исследование взаимоотношений СМИ и обще­ственного мнения.

Эксперты ведущих западных стран пришли к выводу, что в связи с возрастанием значимости информационного фактора для принятия решений на правительственном, военном и промышленном уровнях необходима диверсификация источников получения данных, а также механизмов их обработки и способов доведения до потребителей. Подчеркивается важность наличия национальных информационных агентств с независимой сетью корреспондентов, что позволит выяв­лять дезинформацию, способную оказывать влияние на принятие го­сударственных решений. Выдвигаются идеи создания баз данных по источникам информации (научные учреждения, СМИ, частные ли­ца) для получения достоверных и оперативных сведений в кризисных ситуациях.

Сейчас на Западе организуются закрытые межведомственные ин­формационные инфраструктуры, призванные обеспечить защищенную связь. Такие системы строятся на выделенных каналах связи и не име­ют выхода на глобальные сети, поскольку, как утверждается, именно от гражданских коммуникаций исходит основная угроза безопасности.

До последнего времени значение уязвимости единой объединен­ной инфраструктуры Европейского союза недооценивалось. Основны­ми причинами явились преобладающее внимание к общеевропейским интеграционным процессам и общее ослабление силового противо­стояния на континенте.

Однако за политической интеграцией последовало фактическое объединение в сфере информационных ресурсов, приводящее к фор­мированию единого информационного пространства, что в свою оче­редь привело к зависимости отдельных государств от информацион­ных потоков, охватывающих общество. Таким образом, воздействие на эти потоки с целью порчи, искажения находящейся в них информа­ции, а также вывода из строя информационных инфраструктур пере­растает в Европе из национальной проблемы в международную. В качестве примера можно привести ряд реализуемых проектов сбора и анализа информации о разных сферах в масштабах объединен­ной Европы. Зарубежные аналитики отмечают, что стремление ликви­дировать границы во всех областях приводит к снижению внимания к вопросам защиты информационных ресурсов от предумышленного воздействия со стороны с целью манипулирования информацией или нарушения работоспособности. Также отмечаются трудности, возни­кающие при попытках идентификации такого воздействия, которое может быть как случайным, так и направленным вмешательством раз­личных террористических организаций и спецслужб иностранных го­сударств. Американские эксперты заостряют внимание на том, что в реальной коммерческой практике выгоднее не утаивать, а активно распространять и внедрять свои технологии.

Ряд аналитиков, указывая на значительные расходы США по обеспечению своей информационной безопасности, отмечают устойчивое стремление создать впечатление открытости информационных сетей общего пользования и отсутствия контроля над ними. Лидерство в сфере передовых разработок позволяет Соединенным Штатам устанавливать стандарты в области систем связи и обработки данных и таким образом формировать зависимость иностранных государств от американских программных и аппаратных средств. Тем самым подавляются стимулы к организации другими государствами аналогичных конкурентоспособных разработок. Поэтому попытки США превратить свои национальные стандарты защиты информации в между­народные вызывают неоднозначную реакцию. По мнению европейских специали­стов, это создает американским фирмам-производителям средств защиты информации благоприятные условия для захвата европейского рынка, потенциально расширяет возможности контроля за защищаемой информацией и дает преимущества американским разведывательным службам.

Соединенным Штатам, провозгласившим в качестве одной из стратегических инициатив образование «информационной супермагистрали», приходится призывать своих западноевропейских партнеров сделать их рынки телекоммуникаций открытыми для конкуренции из­вне. Политика, проводимая ведущими промышленно развитыми евро­пейскими государствами, до последнего времени всячески препятствовала проникновению иностранных связных компаний на собственный рынок, осознавая «чувствительность» этого сектора экономики к проблеме обеспечения национальной безопасности. Однако при подготовке к подписанию глобального телекоммуникационного пакта (февраль 1997 г.) в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Франция, Бельгия, Испания и Португалия согласились отменить все еще существующие внутренние ограничения на допуск иностранного капитала в область национальных телекоммуникаций в обмен на встречные уступки США в вопросе о прокладке подводных кабелей связи.

С учетом изложенного приобретает популярность идея создания системы коллективного контроля и обеспечения информационной безопасности. К трудностям в ее реализации эксперты относят:

• неоднородность развития инфраструктур в разных странах;

• различие подходов и законодательств;

• трудности в технической реализации;

• отсутствие единых стандартов.

Европейским союзом было принято решение по скорейшему соз­данию единой трансевропейской сети информационной связи, вследствие чего утверждена программа INFO2000, реализуется ряд проектов по внедрению новых информационных технологий в административный сектор - IDA, EPHOS, APPLICAZIONI TELEMATICHE и другие.

На рассмотрение Комиссии европейских сообществ представлена программа по преодолению языковых различий в единых информационных системах. В ближайший период планируется ряд мероприятий по решению вопросов безопасного обмена информацией в сетях и внедрению единого стандарта для объединения локальных сетей различных стран и регионов.

Изменения, происходящие в европейской информационной инфраструктуре, потребовали серьезных поправок законодательных и регулирующих актов. В этой связи 11 марта 1996 г. Европейским союзом принята совместная Директива о юридической защите баз данных (Приложение 4). Рост информационного рынка означает возможность обращения к национальным базам данных пользователей других стран, что требует приведения в соответствие внутригосударственных актов и принятия общего законодательства о защите авторских прав. Новая директива обеспечит согласование национальных и общеев­ропейских правил по защите авторских прав для баз данных (БД), представ­ленных в электронной и неэлектронной формах, без ущерба для автор­ских работ, входящих в эти БД [4].

В этой связи 21 марта 1996 г. в Брюсселе прошел совет на уровне министров, ответственных за развитие телекоммуникаций в европей­ских странах, на котором были достигнуты политические согласия по новой директиве о взаимодействии в этой области. Директива затро­нула проблему организации универсальных услуг и взаимосвязи на основе применения принципов открытой сети (Open network provision - ONP). Совет также принял решение по основным направлениям развития трансевропейских телекоммуникационных сетей, установил процедуру отбора проектов.

В Брюсселе обсуждались поправки к юридическим актам ONP Frame Work и Leased Lines Directives. Рассматривались предложения Комиссии европейских сообществ по координации подходов стран к введению единых требований к персональной спутниковой связи (S-PCS) с целью избегания проблем несовместимости и отсутствия законодательных актов, особенно в тех случаях, когда услуги спутниковой связи будут предоставляться всем странам на территории Европы.

Большинство стран, не обладающих мощными инфор­мационными ресурсами, склоняются к созданию международной дого­ворно-правовой базы обеспечения безопасности в глобальном масшта­бе и налаживанию взаимодействия в указанной сфере. Европейцы уже приступили к изучению вопроса о принятии нормативных документов по информационной безопасности в рамках ЮНЕСКО. По их мнению, это позволит придать контролю за глобальными сетями многополюс­ный характер, уменьшив тем самым влияние США в данной сфере.

Некоторые европейские государства рассчитывают на более тесное взаимодействие в рамках НАТО и Евросоюза при выявлении рисков внедрения новых технологий, разработке критериев, методов и испы­тательных средств для оценки защищенности национальных коммуни­кационных систем, выдаче разрешений на внедрение информационных систем в важные объекты и осуществлении специальных мер безопас­ности в правительственных и военных структурах.

Основываясь на оценках специалистов в области стратегических исследований, необходимо обратить внимание, во-первых, на особую угрозу использования информационного оружия с целью взятия под контроль информационной инфраструктуры государства, а во-вторых, в связи с опасностью упомянутой угрозы, актуальность приобретает разработка международных соглашений по информационной безо­пасности и кодекса поведения в международном информационном пространстве.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...