Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Установка на изменчивость ответа




При 1 и 2 тестировании человек дает разные ответы. Причины:1.неясность вопроса, 2.трудность вопроса,3.нерешительность испытуемого.

Еще одна тенденция состоит в стремлении испытуемого выбирать неблагоприятные для описания самого себя ответы. Часто такую тенденцию называют симуляцией. Психологи считают, что человеком, проявляющим такую установку, может двигать потребность во внимании, симпатии или помощи в решении собственных проблем. А. Анастази указывает, что человек, считающий, что он нуждается в психотерапии, при заполнении личностных опросников будет стремиться проявить себя менее приспособленным, чем это есть на самом деле, имеющим личностные проблемы и комплексы.

Еще одна установка, которая может обнаружиться при использовании опросников, прямо противоположна предыдущей. Она носит название «диссимуляции» и заключается в стремлении выглядеть абсолютно здоровым и благополучным по результатам диагностирования.

 

24. Методики проективной техники. Понятие «проекции» и «проективной гипотезы».

Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для ниххарактерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявлениеотдельных ее черт. Существенным признаком проективных методик являетсяиспользование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен самдополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагаетсяинтерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченныепредложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.  В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными илинеправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этомпредполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями еголичности, которые “проецируются” в его ответах. Цель проективных методикотносительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такиеответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление.  Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части

это предметные или бланковые методики.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, основанные на феномене проекции (см.). Неоднозначное задание порождает активность испытуемого, резуль-тат которой (текст, рисунок и т. п.), позволяет сделать вывод о скрытых психических свойствах этого испытуемого. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный или незавершенный текст, неоднозначную инструкцию, ситуацию, проективную роль и т. п.).

ПРОЕКЦИЯ — особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.

 

Конститутивные проективные методики.Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения — пятна, которые легко получить, нанеся на лист бумаги немного чернил или краску, а затем перегнув этот лист пополам (образцы стимульного материала проективных методик см. в заключительном разделе). Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Разработаны детальные, порой занимающие несколько томов, схемы интерпретации ответов испытуемого (подробнее см.: Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии.-К.: Вища школа, 1979).

Конструктивные проективные методики.Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

«Тест мира», напр., состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности «конструктора».

Интерпретативные методики.Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции является хорошей иллюстрацией этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений.

Катартические.Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиваются терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.

Рефрактивные.Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например, речь, почерк.

Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

Импрессивные.Эти проективные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор). Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

Аддитивные.В этих проективных методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...» и т.п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных — от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

 

25. Классификация проективных методик (Л.Франка).

Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л.Франком в 1939 г. (Мы будем ссылаться на более полное исследование этого автора, опубликованное в 1948 г.) Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Направлено на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт,

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

З. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему (configuration) внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Л.Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.

2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.

3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику. Познакомимся ближе с классификацией проективных методик.

 

26. Метод качественного анализа деятельности. Контент – анализ.

В психодиагностике существует еще один способ получения информации очеловеке – это количественно-качественный анализ документальных и материальныхисточников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием“документальный источник” понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии,записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалысредств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).    Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизмисследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать,был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально“анализ содержания”). Впервые он начал применяться начиная с 20-х годов нашегостолетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менееформализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя вдокументальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затемподсчитывается частота их употребления. (Так, в 20-е годы русский исследователь Н. А.Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные иотрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Илидругой пример. В 80-х годах Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах).   Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественнойинформации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые(качественные) единицы анализа и единицы счета (количественные). Основнаятрудность при работе с документальными источниками – умение провести качественныйанализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личнойкомпетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.  Контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использованияразличных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), поэтому его следует применять только тогда, когда есть достаточное количествоматериала для анализа.  В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иныхсмысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам(корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого методастала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США – тамразрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов,позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объеминформации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.  В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используетсяв качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученныхпри других методах исследования. С его помощью подвергаются анализу речевыесообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностическиеобследования, особенно при индивидуальной процедуреГКонкретно контент-анализможет применяться при обработке данных, полученных посредством проективныхметодик (например, ТАТ, методика Роршаха, завершение предложения); интервью,содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытыхвопросов анкет и т. п. Так, в методиках диагностики личностных особенностей(тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических истилистических конструкций речи испытуемого: количество “тематических”высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п.Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.

27. Виды функциональных состояний человека.

В начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направлениедиагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Онополучило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именамивыдающихся психологов – Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М.Теплова–В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идейИ.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельностиживотных и человека. Эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животнымии наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова–В.Д. Небылицына иих сотрудников состояла в экспериментальном изучении этой проблемы применительно кчеловеку.дифференциальной психофизиологии принято различать две стороныпсихики: содержательную и формально-динамическую. Так, Б.М. Теплое (1985) писал,что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются в глаза, можноотнести такие важные черты, как убеждения, интересы, знания, умения, навыки, т.е. всето, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и чтосоставляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что людиотличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваиваютони знания. Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной сторонепсихической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальнымособенностям своего психического склада и поведения (быстроте, темпу,работоспособности, чувствительности). Содержание человеческой психики по своему происхождению социально ипередается от поколения к поколению только в порядке социальной преемственности. Что касается формально-динамических характеристик психических процессов, тоиндивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природнымифакторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы. Свойства нервнойсистемы (сокращенно СНС), -это природные, врожденные особенности нервной системы,влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторыхиндивидуальных различий способностей и характера. Говоря о том, что эти свойстваврожденные, имеется в виду, что они формируются у человека в период внутриутробногоразвития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли онинаследуемыми, этот вопрос оставался открытым.Подвижность нервной системы (противоположный полюс – инертность)характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью ихдвижения. Лабильность нервной системы (противоположный полюс – малаялабильность, или, как и во втором случае, инертность) выражается в скоростивозникновения и исчезновения нервных процессов. Динамичность (противоположный полюс – малая динамичность) сказываетсяв быстроте образования временных нервных связей.    Активированность – это уравновешенность процессов возбуждения иторможения; говорит об общем тонусе нервной системы: высокаяактивированность – преобладание возбуждения, низкая – преобладание торможения.Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человекаявляется потенциальным источником возникновения разных заболеваний.

- Состояния активации и уровни бодрствования.

- Динамика работоспособности и состояния утомления.

- Напряженность.

- Стресс

 

28. Специфика диагностики функциональных состояний человека.

Акцент на задачах оценки и прогнозирования функциональных состоянийнепосредственно смыкает эту область исследований с проблемами психологическойдиагностики.  Самый общий перечень психодиагностических задач отражает их направленностьна определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состоянийи свойств личности, на установление структурных особенностей каждого из них и ихконстелляций, образующих сложные синдромы поведения, на распознавание состоянийчеловека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложныхситуаций, наконец, на определение потенциалов человеческого развития(работоспособности, трудоспособности, одаренности, специальных способностей и т. д.).В традиционном понимании предмет психологической диагностики по большей частиограничен дифференциально-психологической проблематикой. Типичные областиприменения тестирования – определение профпригодности, профотбор, оценкаэффективности обучения, клиническая практика – основываются на анализеиндивидуальных различий между людьми или возрастных изменений одного и того жечеловека на значительных отрезках временной шкалы. В связи с этим предлагаются такиеопределения психологической диагностики, как “учение о методах классификации иранжировании людей по психологическим и психофизиологическим признакам”,“попытки оценить личностные характеристики путем наблюдения за внешнимиособенностями” и др. В немногочисленных диагностических исследованиях,рассматривающих в качестве  основной переменной изменение функциональногосостояния, последнее выступает как фактор, маскирующий или, напротив,способствующий проявлению комплекса индивидуальных черт.Многоуровневость функционального состояния как системной реакции задаетразные направления для разработки диагностических средств. Традиционнаяпсихометрика ориентирована прежде всего на объективизацию психических процессов ипсихологических свойств с помощью определенной системы тестовых испытаний. Такиеприемы легче стандартизуются и поддаются более четкой интерпретации. Немаловажныйдля полноценной квалификации состояния субъективный аспект (субъективнаяпредставленность переживаемого состояния) измеряется с большим трудом.Множество факторов, от которых зависит функциональное состояние, иразнообразие функций, в котором проявляется его специфичность, следует считатьосновной трудностью решения диагностических задач. При построении конкретногодиагностического исследования прежде всего надо ответить на вопрос, “что” и “зачем” мыхотим оценивать. Полезным концептуальным аппаратом, помогающим дать развернутоеописание цели диагностики при анализе состояний человека, являются предложенные А.А. Подбор адекватного методического инструментария, о специфических требованиях к которому говорилось в настоящем разделе, является реализацией выработанногоисследователем понимания стоящих перед ним диагностических задач.

 

29. Методы  диагностики функциональных состояний человека.

Арсенал методических средств, применяемых для: оценки функциональныхсостояний, весьма разнообразен. Обычно выделяются три типа методов, с помощьюкоторых можно оценить состояние субъекта: физиологические, поведенческие исубъективные. Более четкой представляется дихотомическая классификация, в которойанализируются физиологические и психологические показатели. В последнюю группувходят приемы оценки эффективности выполнения различных поведенческих задач (в томчисле и психометрическое тестирование) и субъективная симптоматика конкретных видовфункциональных состояний.   1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ Усилия большой группы исследователей направлены на поиск хотя и косвенных,но зато непосредственно регистрируемых показателей сдвигов в функционированииорганизма.  В качестве возможных индикаторов динамики функциональных состоянийрассматриваются самые разнообразные показатели работы центральной нервной системыи вегетативные сдвиги. К их числу относятся прежде всего электрофизиологическиепоказатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма       (ЭМГ), кожно-гальваническая реакция (КГР), а также частота сердечных сокращений, тонус сосудов,величина диаметра зрачка и многие другие. Кроме того, интенсивно развиваютсяисследования биохимических сдвигов в организме при различных функциональныхсостояниях. На базе частных методик разрабатываются полиэффекторные методырегистрации.2. Психологические методы тестирования Психометрические методики В психологической практике диагностика функциональных состояний чаще всегопроводится на основании оценки успешности выполнения определенного видадеятельности. При этом анализируются динамика показателей количества, качества искорости выполнения задачи, а также лежащие в ее основе изменения соответствующихпсихологических функций. В качестве предмета анализа может выступать реальнаятрудовая деятельность человека. Основными показателями изменения состояния в этомслучае служат сдвиги количественных и качественных характеристик эффективностиработы, главным образом по их внешним проявлениям. Для диагностики состояний может быть использована практически любая изразработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективностьпроцессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. К их числу относятсякорректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристикивнимания, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методикинепрерывного счета Крепелина   и элементарной шифровки Пьерона – Рузера,предназначенные для анализа интеллектуальных процессов. Перечисленные тесты в ихмногочисленных модификациях широко используются и в современной диагностическойпрактике. Они считаются достаточно эффективными и составляют основной арсеналиспользуемых психологами средств. В практике использования психометрических методик имеются два серьезныхнедостатка.  1)Прежде всего задачи, по выполнению которых судят о функциональномсостоянии, как правило, имеют мало общего с реально выполняемой человекомдеятельностью. Отсутствие соответствия между используемыми тестами и содержаниемтрудовой деятельности во многих случаях приводит к неудачам при тестированиифункционального состояния. В качестве яркого примера такой неадекватности тестовможно привести результаты одного исследования, в котором после непрерывной 56-часовой работы на конвейере у испытуемых не было обнаружено сниженияэффективности выполнения теста. Как замечает К. Камерон, вряд ли этот результат можетбыть объяснен мотивационными эффектами – в этом случае пришлось бы говорить огероических усилиях испытуемых. Это свидетельствует скорее о несоответствиивыбранного приема задачам тестирования и нечувствительности анализируемыхпоказателей. 2)Другой принципиальный недостаток существующих психометрических методиктестирования состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнююрезультативность анализируемой функции и, как правило, ничего нельзя сказать опричинах наблюдаемых изменений. На примере такой широко используемой группыпсихометрических тестов, как оценка динамики показателей кратковременногозапоминания, легко продемонстрировать реальное значение этих трудностей.Методики субъективной оценки  Перспективность применения в диагностических целях субъективных методикобъясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний вовнутренней жизни индивида – от комплекса ощущений усталости до специфическихизменений самоафферентации, возникающих в необычных условиях деятельности.Несмотря на широко распространенное мнение об информативности субъективныхданных, эта область исследований долгое время находилась вне научной разработки.Более того, до сих пор, как и 50 лет назад, дискутируется вопрос о принципиальнойвозможности привлечения данных самоотчетов для получения достоверной информации.Действительно, на формирование комплекса субъективных переживаний прямое влияниеоказывают такие факторы, как установка субъекта и его навыки саморефлексии, степеньосознаваемости симптомов и время их проявления, выраженная зависимость от уровнямотивации, значимость деятельности, личностные особенности человека. Однако, посправедливому утверждению С. Г. Геллерштейна, субъективные проявления есть не чтоиное, как отражение состояния объективных процессов в сознании или ощущениях самогочеловека. Исследователь же должен найти адекватный способ анализа этой сферыпроявлений жизнедеятельности. Резюмировать содержание продолжающейсядесятилетиями дискуссии можно словами Б. Мускио, создателя первой субъективнойметодики шкалирования утомления: “Имеются самые противоречивые мнения овозможности использования ощущений усталости в качестве индикаторов утомления,.однако они отражают скорее неудачные попытки современной психологии нежелиистинное положение дел”.Таким образом, основная линия развития методик субъективной оценки связана ссозданием сложных многофакторных тестов, основанных на использованиисовременного математического аппарата и обращения к данным, накопленным втрадиционных областях использования шкалирования – субъективной психофизике ипсихометрике. Однако методическое совершенствование процедур разработкисубъективных тестов не снимает принципиальной односторонности получаемой с ихпомощью информации–оценки состояния с точки зрения самого субъекта. Еедостоверность должна подкрепляться собираемыми параллельно объективными данными.3. Комплексные методы тестирования Идея комплексного подхода к изучению состояний не нова. Еще в 1929 г. А. П.Нечаев, проанализировав более 30 различных методик оценки утомления, пришел квыводу, что ни одна из них при однократном применении не позволяет не только судить овеличине утомления, но и вообще делать вывод о его наличии. “Неужели психологи.–писал он,–никогда не будут владеть методом, при помощи которого можно было бырегистрировать психическую утомленность в каждый отдельно взятый момент времени?!Когда к врачу приходит больной, то для констатирования его болезни не требуетсяпредварительная справка о его здоровом состоянии”. Пытаясь найти такой метод, онприходит к выводу о необходимости в любой момент времени одновременнорегистрировать ряд характеристик сенсорной и моторной готовности человека и оце-нивать соотношение между ними.4. Психодиагностика свойств нервной системы К настоящему времени дифференциальная психофизиология располагает большимарсеналом методических средств диагностики СНС, прошедших все необходимые стадиипроверки. Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики. Остановимся на истории созданияметодик в школе Теплова–Небылицына. Лабораторные методики. Большинство диагностических методик представлено вэлектроэнцефалографическом варианте. Для этого используется такой прибор, какэлектроэнцефалограф, и требуется специально оборудованное помещение. С помощьюэлектроэнцефалографа  записываются биотоки мозга, и по рисункуэлектроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойстванервной системы у человека. По замыслу исследования, основными показателями проявления лабильностидолжны быть быстрота и четкость восприятия и выполнения элементарных мыслительно-речевых операций, причем темп работы испытуемых заранее предопределен и для всехлиц одинаков; испытуемые не могут изменить его по своему усмотрению.Психодиагностические пробы являются кратковременными и не вызывают у испытуемыхсостояния утомления. Методики рассчитаны на любой возраст начиная с 14 лет.

 

30.  Состояния активации и уровни бодрствования.

1. Состояния активации и уровни бодрствованияредполагается, что зависимость между уровнями активации и бодрствованияпрямая: возрастание активации влечет за собой переход на более высокую ступень пошкале бодрствования. Однако последовательное увеличение активации не приводит клинейному возрастанию эффективности поведения. Эта зависимость, известная впсихологии под названием закона Иеркса – Додсона, имеет вид перевернутой U-образнойкривой. Существует целый ряд “признанных” показателей активации: изменениябиоэлектрической активности мозга (частотно-амплитудные характеристики ЭЭГ,показатели пространственной синхронизации, периодичности колебаний, асимметрииволн ЭЭГ и др.), вегетативные сдвиги (изменения величины кожного сопротивления,частота пульса, дыхания, величина диаметра зрачка, гормональные сдвиги),позотонические реакции и изменения электрической активности мышц.          Однакоустановить прямую связь между динамикой частного показателя и изменением уровнябодрствования удается далеко не всегда, а если и удается, то только в самом общем виде.Так, переходу от одного состояния к другому в пределах максимально крупных градацийшкалы уровней бодрствования “сон – пассивное бодрствование – активноебодрствование” ставится в соответствии изменение спектра частотных составляющихэлектроэнцефалограммы.

 

31. Динамика работоспособности и состояния утомления.

2. Динамика работоспособности и состояния утомленияТермину “утомление” трудно дать однозначное определение. Так как, в одной изклассических монографий перечисляется около ста определений этого понятия. Внутриэтого множества выделяется несколько основных подходов. В прикладном аспектенаиболее важным из них является анализ           специфических  измененийработоспособности человека, к которым приводит развитие этого состояния.Поэтому наиболее часто и в целом оправдано встречается понимание утомления каквременного снижения работоспособности под влиянием длительного воздействиянагрузки. При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки,времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности иуровня локализации утомления. По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протеканииразличных психических процессов.  1)Для этого состояния характерны заметное снижение показателей сенсорнойчувствительности в различных модальностях вместе с ростом инерционности этихпроцессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных пороговчувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастаниияркости и длительности последовательных образов.  2)Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличиваетсявремя простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться ипарадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростомчисла ошибок.  3)Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков потипу некоординированной реализации отдельных моторных стереотипов.  4)Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являютсянарушения внимания – сужается объем внимания, страдают функции переключения ираспределения внимания. 5)По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности.Если на ранних стадиях сохраняется адекватная “деловая” мотивация, то потомпреобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. Припродолжении работы это приводит к формированию отрицательных эмоциональныхреакций.

 

32. Напряженность.

3. НапряженностьНаряду с представлениями о стадиях динамики работоспособности дляисследования широкого спектра состояний работающего человека широко используетсятермин “напряженность”. Однако его значение в контексте разных работ далеко неоднозначно. Он используется как для характеристики самого процесса трудовойдеятельности, так и для обозначения специфических состояний, возникающих в ходе еевыполнения. Степень напряженности деятельности может непосредственноопределяться структурой процесса труда, в частности содержанием рабочейнагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д. В этом смысленапряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых конкретнымвидом труда к человеку.  С другой стороны, напряженность деятельности может характеризоватьсяпсихофизиологическими затратами (ценой деятельности), необходимыми длядостижения трудовой цели. В этом случае под напряженностью понимается величинаусилий, прилагаемых человеком для решения поставленной задачи. Внутри этогообщего понятия выделяются два основных класса состояний напряженности:специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологическихпроцессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, инеспецифическую, характеризующую общие психофизиологические ресурсы человека ив целом обеспечивающую уровень выполнения деятельности.

 

33. Стресс.

 В экспериментальных и прикладных исследованиях накоплен огромный иинтереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих вусловиях воздействия экстремальных факторов. Основанием для объединения этихсостояний в единую группу служит существование некоторых общих закономерностейформирования и проявлений ответных реакций подобного типа.  Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначениянеспецифической генерализованной реакции организма – “общего адаптационногосиндрома” (Г. Селье, 1936 г.) – в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднеепонятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристикиособенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом,психологическом и поведенческом уровнях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...