Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тенденция к выбору социально желательного ответа




Экзаменационные вопросы

По дисциплине «психодиагностика»

1. Предмет и задачи психодиагностики.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В предмет общей психодиагностики входят принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности.

Задачи психодиагностики

Основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.

Определяя задачи психодиагностики, необходимо учитывать и ситуацию психодиагностики в целом (различение ситуации клиента и ситуации экспертизы).

В ситуации клиента человек обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. В этой ситуации к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы

Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений и расстройств).

Психодиагностика – это область психологической науки, и поэтому, она связана со всеми ее отраслями.

 

2. Условия становления психодиагностики.

Понятие “психодиагностика” появилось впервые после публикации Г. Роршаха в1921 г. Однако, эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасльнауки уже в начале XX в. Выявление индивидуальных особенностей человека с помощьюпсиходиагностики стало возможным после возникновения в психологии ряданеобходимых предпосылок. Можно говорить о четырех наиболее важных источникахстановления психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальнаяпсихология, прикладная психология и тестология.  Экспериментальная психология. Возникновение экспериментальной психологиисвязано с именем Г. Фехнера (I860), который впервые обосновал психофизический методисследования. Опираясь на простейшие опыты Фехнера, В. Вундт заложил основыэкспериментальной психологии, и она стала в начале XX столетия ведущим направлениемэмпирического психологического исследования. Дифференциальная психология изучаетиндивидуальные различия. Возникновение дифференциальной психологии былоподготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему “Индивидуальнаяпсихология”, в котором в противоположность господствовавшему мнению исоответственно вопреки мнению В. Вундта признавалось возможным и необходимымэкспериментальное исследование высших психических функций, таких, как память,мышление, представление и т. д.Психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняютдруг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки,имеющими общую специфическую область исследования: изучение степенивыраженности и взаимодействия психических свойств личности в ходе отражениядействительности и регуляции поведения, которые они исследуют в разных(дифференциальном или индивидуальном) аспектах.  Прикладная психология. Другим источником развития психодиагностики былаприкладная психология, которая связана с именем В. Штерна. В прикладной психологииВ. Штерн проводил различие между психологической оценкой (психодиагностика) ипсихологическим воздействием (психотехника).         Проводя различие междупсиходиагностикой и психотехникой как составными частями прикладной психологии,он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в областипсихологии, а с другой – сформулировал принцип единства диагностики и развитияличности..

 

3. Область применения психологического тестирования.

Психодиагностика занимает промежуточное положение среди другихпсихологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено междуобщей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методамвыступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практическогоприменения. Практические области применения психологии: психология труда, инженерная,социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивнаяпсихология – при создании и применении психодиагностических методов находят впсиходиагностике общий теоретико-методологический базис для оценки личности всистеме социальных, экономических и других отношений. Эти практические областипсихологии со своей стороны обогащают систему основных психологических знанийприменением и многократной проверкой их на практике.  Психологическое тестирование применяется в образовании, для тестированияинтеллекта, специальных способностей, достижений, личностных качеств, поведения и др.  Тестирование проводится в сфере профессиональной деятельности в качествевспомогательных средств, для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров.  В клинической психологии и психологическом консультировании применяетсятестирование и оценка психического состояния, при неспособности индивида справитьсясо своими трудностями или проблемами.  В нейрофизиологии проводятся нейропсихологические исследованиявзаимодействия мозговых патологий с поведением человека. Установлено влияниевозраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение мозга.

 

4. Физиологические методы тестирования.

1)Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимыепоказатели регистрируются с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожноесопротивление, мышечный тонус и т. п.). Фиксируются не сами поведенческие реакции, аих физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики. Эти методики чащеприменяются для диагностики функционального состояния. В отсутствиеспециализированного оборудования этот класс методик имеет ограниченное применение. 2)Аппаратурные поведенческие методики. Классический пример таких методик –это хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметрытестируемых реакций и ответов. Диагностируемые параметры считываются с приборнойшкалы соответствующего прибора. В некоторых случаях компьютерные игровые тестытакже подпадают под данную категорию методик. С помощью аппаратурных методикдиагностируют элементарные психические функции (чувство равновесия илипсихомоторную координацию) и свойства нервной системы. Кроме того, с помощьюаппаратной методики проводят диагностику психологической совместимости исрабатываемости («гомеостат Горбова»). Определенную разновидность аппаратурныхметодик представляют собой тесты-тренажеры для диагностики определенныхпрофессиональных умений. В них создается имитация реальных условийпрофессиональной деятельности (пульт водителя или пилота).

 

5. Психологические методы тестирования.

1) Объективные тесты с выбором ответа. Под эту категорию подпадаютбольшинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тестыдостижений – тесты на знания, умения и навыки. Результаты обрабатываются по ключу,заданному в форме объективного социокультурного норматива, то есть имеютсяобъективно «правильные» и «неправильные» ответы. Тесты на интеллект, с такназываемым свободным ответом (в виде произвольного слова или рисунка), требуютвначале произвести более или менее формализованную первичную обработку. В техслучаях, когда разные исполнители могут выполнить эту обработку по-разному, мы имеемдело с менее объективными тестами способностей.  2) Тесты-опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на пункт(вопрос). Но ключ к пункту в этом случае определяется не социокультурным нормативом,а с помощью особых психометрических процедур. Тесты-опросники применяются вбольшей степени для диагностики личностных черт, а также установок, ценностныхориентаций, самооценки.  3) Методики субъективного шкалирования. В отличие от методов экспертнойоценки в этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнительметодики. Испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются онем самом. Сдвиг субъективной точки отсчета при таком шкалировании –информативный признак для вывода о ценностных ориентациях самого испытуемого. Длядиагностики когнитивного стиля, например, используется один из вариантов подобныхметодик – методика «свободной сортировки Гарднера» (испытуемый оценивает объектыпо номинальной шкале сходства): чем больше классов предметов изобрел испытуемый входе свободной классификации, тем более дифференцированной считается егопонятийная система.  4)Применяемые для диагностики системы представлений. Эти методикиследует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет осубъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста, который практически невлияет на результаты, и получается картина субъективного мира личности, какая она есть.  Но применяемые для диагностики личности (установок поведения и мотивов),данные методики оказываются технологически близкими к проективным, и в этом случаеони требуют высокой психологической квалификации. Примеры проективных методикшкалирования: «Тест цветовых предпочтений» (Люшер), «Тест предпочтенияфотопортретов» (Сонди), «Тест юмористических фраз» (Болдырева, Шмелев).  5) Проективные методики. Это, как правило, тесты со свободным ответом, вкоторых инструкция и тестовые стимулы столь неопределенны, что допускают выборответа в очень широких пределах. Направление этого выбора определяется структуройсубъективного опыта, установками и мотивами испытуемого. Это позволяет использоватьпроективные методики для диагностики указанных свойств.6) Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободногоисследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следуетстрогой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объектарегистрировать и как на основании этих фактов производить оценку латентныхдиагностических переменных.  7) Контент-анализ (анализ содержания). Эта техника применяется при наличииоднозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появленияопределенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем посоотношению этих частот делаются психологические выводы. Первоначально метод былразработан для социально-психологического анализа газетных текстов, но затем егопринципы распространились на любые продукты деятельности (в том числе текстысвободных сочинений учащихся, продукты их творчества и т. п.). При появлениисовершенной техники аудио- и видеозаписи приемы подобного анализа сталиприменяться к аудио- и видеолентам, в которых живое поведение однозначнозафиксировано и может быть многократно воспроизведено: как для экспертной оценкинезависимыми экспертами, так и для формально-статистического анализа частотыпоявления однозначно регистрируемых фактов.8) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Оченьчасто нет практической возможности организовать продолжительное наблюдение спривлечением независимых наблюдателей, не включенных в процесс (их рабочее времятоже надо оплачивать и это слишком дорого). Поэтому к вынесению суждений обобъектах наблюдения привлекаются участники процесса. Мера выраженностиоцениваемого свойства здесь обеспечивается не частотой появления определенного фактав материале наблюдения (определенного поступка), а градацией субъективной оценки поопределенной рейтинг-шкале (семибалльной, пятибалльной или более или менеедробной).

 

6. Комплексные методы тестирования.

1) Психологическая беседа (интервью). Этот метод, один из наиболее древних ипопулярных в паранаучной психологии, очень часто кажется самым простым,естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективнымиз всех перечисленных, так как интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя их ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействиемследует считать вопросы интервьюера.2) Ролевая игра. Особая разновидность интерактивных методов, эффективных длядиагностики детей. Психолог, если даже он и не участвует в игре в определенной роли,так или иначе включен в процесс, так как выполняет роль ведущего (игротехника). Любойиндивид проявляет в игре присущие ему черты поведения. Но сами правила игры,раскладка ролей и поведение конкретных участников очень часто оказывают настолькосерьезное воздействие на саму личность, что не только психическое состояние, но иустановки, тактика поведения и другие долговременные психические свойстватрансформируются (коррегируются). Ролевая игра также является комплексным,коррекционно-диагностическим методом.  3) Активный (обучающий) эксперимент. С психологической точки зрения,данный метод диагностики очень важно отличать от стандартного теста, так как в этомслучае дополнительными тестовыми стимулами служат не вполне стандартизированныедополнительные инструкции, а также обучающие воздействия (помощь), исходящие отэкспериментатора. В возрастной психологии этот тип эксперимента           широкораспространен для определения диапазона отклонения от нормы и перспективыкомпенсации этого отклонения (в некоторых случаях это позволяет выявить такназываемую «зону ближайшего развития»). 3) Метод «качественного анализа деятельности», занимал практическидоминирующее положение в отечественной (особенно столичной) психологии в период с30-х по 70-е годы – период действия запрета на тестирование. По своей сути продуктлюбого «качественного анализа» –это произвольное описание с использованиемнестандартизированного набора «качественных признаков». Это значит, что одногоиспытуемого «качественный» психолог-диагност описывает в одних терминах, а другого –в других терминах.

 

7. Дифференциальная психометрика.

Типичная психометрическая задача – описать и количественно оценитьпроисшедшие под влиянием определенных причин (факторов) сдвиги исследуемыхпсихологических процессов, анализ динамики различных проявлений двигательнойактивности человека. К типичным психометрическим процедурам относятся тестыопределения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности в различныхмодальностях, определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), анализдинамики последовательных образов. Для диагностики состояний может быть использована практически любая изразработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективностьпроцессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. Создание подобных методикначалось еще на заре экспериментальной психологии. К их числу относятся корректурнаяпроба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики внимания,комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывногосчета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона–Рузера, предназначенные дляанализа интеллектуальных процессов.

8. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическоеобследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах,где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, онарегламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специальноразработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования ипсиходиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдатькодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологическогообщества и лишен права (ЛИЦЕНЗИИ) на психологическую практику. Воссозданное в1994 году Российское психологическое общество подготавливает совместно сотраслевыми министерствами и ведомствами (прежде всего с министерствамиобразования и здравоохранения РФ) серьезные законопроекты, регламентирующие доступк психодиагностической информации и порядок использования психологических тестов встране.  Ведомственные организационные нормативы и правила проведенияпсиходиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практическойпсихологии образования в Российской Федерации» (Вестник образования, 1995, № 7). Вэтом параграфе будут освещены лишь основные принципы, имеющие прежде всегоэтическое значение.  Именно психолог несет всю полноту ответственности за возможный моральный икосвенный материальный ущерб, в том числе ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильномпроведении обследования.1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующихпсиходиагностические методикиПсихолог должен знать ГРАНИЦЫ своей КОМПЕТЕНТНОСТИ и ограниченностьиспользуемых методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики,которые не удовлетворяют ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ, установленным вотдельных областях практики и для определенных категорий методик.1а. Принцип личной ответственности. Если психолог привлекает копределенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-тоисполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в областипсиходиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственностиза правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования еерезультатов целиком лежит именно на психологе.2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик(принцип «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ») СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕпсихологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могутраспространяться только среди аттестованных специалистов. Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашениесодержания методик и предупреждение их неправильного применения. 3. Принцип обеспечения суверенных прав личности  Данный принцип связан с использованием личностных тестов, он касаетсяпосягательства на тайну личности.Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не долженподвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человекперед обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ крезультатам обследования и какие решения могут быть и приняты. В том случае, еслиобследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должнысовершенно официально получить родители.4. Принцип объективности Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На егоисполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личностиобследуемого: симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственноесостояние или настроение. 5. Принцип конфиденциальности Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строгоконфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого онапредназначена. 6. Принцип психопрофилактического изложения результатов  В последнее время все шире во многих странах распространяется следующийэтический норматив: испытуемый также должен иметь возможностькомментировать содержание своих результатов и в случае необходимостиразъяснять или исправлять фактическую информацию. Очевидно, что в этом случаемы получаем, как минимум, два серьезных производных требования:  а) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюденысоответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильногоиспользования, неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций или обострения депрессивного состояния (то есть результатдолжен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику исамооценку контексте);  б) если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание,психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентнойметодики (ряд профессиональных методик специально имеют так называемые«параллельные формы», чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлендополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования былидостаточно достоверны, с другой стороны.

 

9. Классификация методов психодиагностики

В практической работе психодиагностика предпринимается не ради полученияинформации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенногосоциально значимого поведения – критериального поведения и соответствующегокритериального показателя.  К примеру, в учебной деятельности критериальное поведение – это успешноеобучение, а критериальный показатель – это успеваемость учащегося.едущим основанием методической классификации психодиагностическихметодик является мера «объективности-субъективности», которой обладают еерезультаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста)на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив,зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективныхметодик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологическиеоперации. Поэтому данная классификация называется «операциональной». 1. Физиологические методы тестирования2. Психологические методы тестирования3. Комплексные методы тестирования4. Дифференциальная психометрика

 

10. Нормы тестовых показателей и стандартизация.

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что онастандартизирована. Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнениятеста (А. Анастази (1982). Стандартизация рассматривается в двух планах: 1)как выработка единых требований к процедуре эксперимента; 2)как определение единого критерия оценки результатов диагностическихиспытаний. Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций,бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведенияобследования. К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведенииэксперимента, можно, например, отнести такие: 1 ) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило,письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми жесловами, понятными для всех, в одинаковой манере;  2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ переддругими;  3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемымдополнительные пояснения;  4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое повозможности время дня, в сходных условиях;  5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должныбыть одинаковыми и т.д. Стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму,осуществляется путем проведения этой методики на большой репрезентативной выборкетого типа, для которого она предназначена.

11. Стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму.

В психодиагностике существует и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний. В нашей стране под руководством К. М. Гуревича разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально - психологический норматив. В главе XII дано определение этого понятия и показано, в чем преимущество такого критерия оценки по сравнению со статистической нормой. Социально - психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.

Для анализа данных относительно их близости к социально - психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% - ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп (%): 1) наиболее успешные - 10; 2) близкие к успешным - 20; 3) средние по успешности - 40; 4) малоуспешные - 20; 5) наименее успешные - 10.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат - процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально - психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности

 

12. Стандартизация диагностической методики с помощью процентилей.

Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки стандартизации.

Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которому ниже данного первичного показателя. Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида. Процентили нельзя смешивать с обычными процентными показателями, которые являются первичными показателями и представляют собой процент правильно выполненных заданий, тогда как процентиль – это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы.

 

13. Стандартизация диагностической методики с помощью социально-психологического норматива.

Под руководством Гуревича разрабатываются тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. Он реализуется в совокупности заданий составляющих тест. Сам тест в полном его объеме и является таким нормативом.

При разработке и применении любой точки отсчета следует обратить внимание на выборку испытуемых. В математической статистике различают генеральную совокупность (популяция) и выборку. Всякая большая совокупность людей относительно которой мы собираемся делать выводы называется генеральной совокупностью.

Выборка – это часть, или подмножество, совокупности. Проводить исследования для популяции не принято. Обычно из нее выделяется группа людей – выборка стандартизации, которая реально подвергается тестированию, и с ее помощью оценивается генеральная совокупность. Чтобы оценки носили достоверный характер выборка должна быть репрезентативна, представительна для рассматриваемой популяции, то есть ее вероятные свойства должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности.

Один из способов обеспечения репрезентативности выборки является ограничение популяции (пол, возраст, профессия, здоровье, социально-эконом. статус и др.). Такая популяция определяется как специфическая.

1. Отбор испытуемых в выборку стандартизации

2. Определение популяции с выделением в ее структуре переменных значимых, малозначимых (возраст, пол)

3. Популяция делится на части в зависимости от значимых переменных.

4. Испытуемые отбираются в случайном порядке и пропорционально численности каждой значимой части совокупности. Минимальный порог выборки – 200 человек.

Статистическая норма – критерий, по которому проводят сравнение результатов диагностических методик.

Возрастная норма – как показатель, который появляется в тестах Бене-Симона (норма – сделать все задания).

Внешний критерий – критерий выполнения.

 

14. Надежность.

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы дляпрактических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев,доказывающих их высокое качество и эффективность. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относитсянадежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятий внесли зарубежныепсихологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк и Е. Хаген идр.). Ими были разработаны как формально-логический, так и математико-статистическийаппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснованиястепени соответствия методик отмеченным критериям.  В психодиагностике проблемы надежности и валидности методик тесновзаимосвязаны, тем не менее существует традиция раздельного изложения этихважнейших характеристик.  В традиционной тестологии термин “надежность” означает относительноепостоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном иповторном его применении на одних и тех же испытуемых.Показатели надежности:1. Определение надежности измерительного инструмента. От того, каксоставлена методика, насколько правильно подобраны задания с точки зрения ихвзаимосогласованности, насколько она однородна, зависит точность, объективностьлюбого психологического измерения. Внутренняя однородность методики показывает,что ее задания актуализируют одно и то же свойство, признак. 2. Определение стабильности изучаемого признака. Определить надежностьсамой методики – это не значит решить все вопросы, связанные с ее применением. Нужноеще установить, насколько устойчив, стабилен признак, который исследовательнамерен измерять. Было бы методологической ошибкой рассчитывать на абсолютнуюстабильность психологических признаков. В том что измеряемый признак со временемменяется, нет ничего опасного для надежности. 3. Определение константности, т.е. относительной независимостирезультатов от личности экспериментатора. Поскольку методика, разработанная длядиагностических целей, не предназначена для того, чтобы вечно оставаться в руках своихсоздателей, крайне важно знать, в какой мере ее результаты поддаются влиянию личностиэкспериментатора. Хотя диагностическая методика всегда снабжается подробнымиинструкциями по ее применению, правилами и примерами, указывающими, как проводитьэксперимент, регламентировать манеру поведения экспериментатора, скорость его речи,тон голоса, паузы, выражение лица очень трудно. Испытуемый в своем отношении копыту всегда отразит то, как сам экспериментатор к этому опыту относится (допускаетнебрежность или действует точно в соответствии с требованиями процедуры, проявляеттребовательность, настойчивость или бесконтрольность и т.п.).

 

15. Степень надежности методик.

Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важнойпроблемой практической диагностики является выяснение негативных факторов,влияющих на точность измерений. Многие авторы пытались составить классификациютаких факторов.  Среди них наиболее часто называются следующие:  1 ) нестабильность диагностируемого свойства;   2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция,задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания попредъявлению методики испытуемым и т.д.);  3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятсяэксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие постороннихшумов и т.д.);  4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разномупредъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);  5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном экспериментеотмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);  6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов(когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степениполноты, оригинальности и т.п.).Так как все виды надежности отражают степень согласованности двух независимополученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощьюкоторого устанавливается надежность методики, – это корреляции (по Пирсону илиСпирмену). Надежность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляцииприближается к единице, и наоборот.

 

16. Валидность.

Другим ключевым критерием оценки качества методик является валидность.Вопрос о валидности методик решается лишь после того, как установлена достаточная еенадежность, поскольку ненадежная методика без знания ее валидности являетсяпрактически бесполезной.  Вопрос о валидности представляется одним из самых сложных. Наиболееукоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А.Анастази: “Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколькохорошо он это делает” (1982. С. 126). Валидность – это комплексная характеристика,включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того,для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность.Не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. Взависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь,используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидностивключает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидностиметодики называется валидизацией.  Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. этовалидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретическойвалидизацией. Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике,сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.  При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство,измеряемое методикой, т.е. проводится психологическая валидизация. Припрагматической валидизации суть предмета измерения (психологического свойства)оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что “нечто”,измеряемое методикой, имеет связь с определенными областями практики.Существует несколько видов валидности, обусловленных особенностямидиагностических методик, а также временным статусом внешнего критерия. Во многихработах (А. Анастази, 1982; Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, 1989; К.М. Гуревич, 1970; Б.В.Кулагин, 1984; В. Черны, 1983; “Общая психодиагностика”, 1987 и др.) называются чащевсего следующие:   1. Валидность “по содержанию”. Этот прием используется в основном в тестахдостижений. Обычно в тесты достижений включается не весь материал, который прошлиучащиеся, а какая-то его небольшая часть (3–4 вопроса). Можно ли быть уверенным в том,что правильные ответы на эти немногие вопросы свидетельствуют об усвоении всегоматериала? На это и должна ответить проверка валидности по содержанию. Для этогопроводится сопоставление успешности по тесту с экспертными оценками учителей (поданному материалу). Валидность “по содержанию” также подходит к критериально-ориентированным тестам. Иногда этот прием называют логической валидностью.        2. Валидность “по одновременности”, или текущая валидность, определяется спомощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно сэкспериментами по проверяемой методике. Другими словами, собираются данные,относящиеся к настоящему времени: успеваемость в период испытания,производительность в этот же период и т.д. С ним коррелируют результаты успешностипо тесту.   3. “Предсказывающая” валидность (другое название – “прогностическая”валидность). Определяется также по достаточно надежному внешнему критерию, ноинформация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. Внешнимкритерием обычно бывает выраженная в каких-нибудь оценках способность человека ктому виду деятельности, для которой он отбирался по результатам диагностическихиспытаний. Хотя этот прием наиболее соответствует задаче диагностических методик –предсказанию будущей успешности, применять его очень трудно. Точность прогнозанаходится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования.Чем больше проходит времени после измерения, тем большее количество факторовтребуется учитывать при оценке прогностической значимости методики. Однако учестьвсе факторы, влияющие на предсказание, практически невозможно.   4. “Ретроспективная” валидность. Она определяется на основе критерия,отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована длябыстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики. Так, дляпроверки того, в какой мере хорошие результаты теста способностей соответствуютбыстрому обучению, можно сопоставить прошлые оценки успеваемости, прошлыеэкспертные заключения и т.д. у лиц с высокими и низкими на данный моментдиагностическими показателями. Для вычисления количественного показателя – коэффициента валидности –сопоставляются результаты, полученные при применении диагностической методики, сданными, полученными по внешнему критерию, тех же лиц. Используются разные видылинейной корреляции (по Спирмену, по Пирсону).

 

17. Теоретическая валидность.

При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство,измеряемое методикой, т.е. проводится психологическая валидизация. Припрагматической валидизации суть предмета измерения (психологического свойства)оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что “нечто”,измеряемое методикой, имеет связь с определенными областями практики.  Провести теоретическую валидизацию, в отличие от прагматической, значительнотруднее. Как проверяется прагматическая валидность: выбирается какой-нибудьнезависимый от методики внешний критерий, определяющий успех в той или инойдеятельности (учебной, профессиональной и т.п.), и с ним сравниваются результатыдиагностической методики. Если связь между ними признается удовлетворительной, тоделается вывод о практической эффективности, действенности диагностическойметодики.  Для определения теоретической валидности найти какой-либо независимыйкритерий, лежащий вне методики, гораздо труднее.  Провести теоретическую валидизацию методики – это показать, действительно лиметодика измеряет именно то свойство, качество, которое она, по замыслу исследователя,должна измерять. Так, например, если какой-то тест разрабатывался для того, чтобыдиагностировать умственное развитие школьников, надо проанализировать,действительно ли он измеряет именно это развитие, а не какие-то другие особенности(например, личность, характер и т.п.). Таким образом, для теоретической валидизациикардинальной проблемой является отношение между психическими явлениями и ихпоказателями, посредством которых эти психические явления пытаются познать. Онапоказывает, что замысел автора и результаты методики совпадают.

 

Труднее провести теоретическую валидизацию методики тогда, когда такой путьневозможен. В таких обстоятельствах только постепенное накопление разнообразнойинформации об изучаемом свойстве, анализ теоретических предпосылок иэкспериментальных данных, значительный опыт работы с методикой позволяет раскрытьее психологический смысл.Если доказана теоретическая валидность, то интерпретация полученныхпоказателей становится более ясной и однозначной, а название методики соответствуетсфере ее применения.

 

18. Прагматическая валидность. Внешний критерий.

Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике,сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.Что касается прагматической валидизации, то она подразумевает проверкуметодики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности.Ей придают большое значение, особенно там, где встает вопрос отбора. Разработка ииспользование диагностических методик имеет смысл только тогда, когда естьобоснованное предположение, что измеряемое качество проявляется в определенныхжизненных ситуациях, в определенных видах деятельности.Для проведения прагматической валидизации методики, т.е. для оценки ееэффективности, действенности, практической значимости, обычно используетсянезависимый внешний критерий – показатель проявления изучаемого свойства вповседневной жизни. Таким критерием может быть успеваемость (для тестовспособностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственныедостижения (для методик профессиональной направленности), эффективность реальнойдеятельности – рисования, моделирования и т.д. (для тестов специальных способностей),субъективные оценки (для тестов личности).

19. Типы методик.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своемукачеству подлежат разделению на две группы: методики высокого уровня формализации,или строго формализированные, и методики малоформализованные.   К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методикипроективной техники и психофизиологические методики. Для них характерныопределенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания(точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявлениястимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого идр.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представлениярезультатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методикипозволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравниватьиндивидов между собой.1. Тесты 2. Опросники. 3. Методики проективной техники  Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для ниххарактерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявлениеотдельных ее черт. Существенным признаком проективных методик являетсяиспользование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен самдополнять, интерпретировать, развивать и т. д. 4. Психофизиологические методики  Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологическиеметодики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленныеосновными свойствами его нервной системы.   К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседы иинтервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведенияоб испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психическиепроцессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохоосознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являютсячрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки(например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение несколькихмесяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологическойподготовленности самого психодиагноста. Только высокий уровень культуры проведенияпсихологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочныхфакторов на результаты обследования или испытания.  Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлятьстрого формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. Вполноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех идругих методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать периодознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями,мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью,беседы, наблюдения.1. Метод наблюдения2. Беседа, интервью3. Анализ продуктов деятельности  В психодиагностике существует еще один способ получения информации очеловеке – это количественно-качественный анализ документальных и материальныхисточников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

 

20. Классификация тестов по форме.

Классификация тестов по форме психологического тестирования. По форме тестымогут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными; бланковыми,предметными, аппаратурными и компьютерными; вербальными и невербальными(практическими). Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты –это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемогопроисходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества:психолог имеет возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой,непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкциейвысказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечатьфункциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, в зависимости от уровняподготовленности испытуемого можно по ходу эксперимента заменить один тест другим.Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого идошкольного возраста, в клинической психологии – для тестирования лиц ссоматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическиминедостатками и т. д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контактэкспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Однакоиндивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение экспериментаи в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.  Групповые тесты – это такой тип методик, который позволяет одновременнопроводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатордолжен неукоснительно их выполнять. Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устнымичаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными– групповые. Устные ответы водних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), вдругих он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, которыйсчитает правильным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемымили в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменныеответы также могут носить открытый или закрытый характер.  Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тестыразличаются по материалу, который используется при тестировании.  Бланковые тесты (другим широко известным названием является “тесты “карандаши бумага”) представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которыхсодержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графыдля ответов. Для старших подростков предусмотрены формы, когда ответы заносятся не втестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те ЭП.Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповомтестировании.  В предметных тестах материал тестовых задании представлен в виде реальныхпредметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узловтехнических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Косса, тест сложения фигур изнабора Векслера, тест Выготского–Сахарова. Предметные тесты чаще проводятсяиндивидуально.Аппаратурные тесты – это тип методик, требующий применения специальныхтехнических средств или специального оборудования для проведения исследования илирегистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследованияпоказателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изученияособенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы в аппаратурных тестахшироко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурныетесты проводятся индивидуально.  Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в формедиалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, аответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры. Таким образом, протокол сразусоздается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистическиепакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработкуполученных результатов по разным направлениям. При желании можно получитьинформацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являютсяоперации с понятиями, мыслительны, действия осуществляемые в словесно-логической форме. Задания, составляющие эти методики, апеллируют к памяти,воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они оченьчувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования,профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространенсреди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.  Невербальные тесты – такой тип методик, в которых тестовый материалпредставлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графическихизображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций,само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.

 

21. Классификация тестов по содержанию.

Классификация тестов по содержанию психологического тестирования. Посодержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: тестыинтеллекта, способностей, личности; особое место в этом делении занимаютдостижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем.  Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения возрастногоинтеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространеннымипсиходиагностическими методиками.Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценкивозможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различныхобластях – математике, технике, литературе, в разнообразных видаххудожественных деятельностей. Принято выделять общие и специальные способности. Общие способностиобеспечивают овладение разными видами занятий и умений, которые человек реализуетво многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом ипоэтому часто называются общими интеллектуальными (умственными) способностями. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении котдельным, специальным областям деятельности. В соответствии с таким делениемразрабатываются тесты общих и специальных способностей.Тесты личности. Эти психодиагностические методики направлены на оценкуэмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации,интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а такжеособенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Тесты личностидиагностируют неинтеллектуальные психические проявления испытуемых.Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности(школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степенипродвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человекомсоответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки. Тестыдостижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитиеиндивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются дляоценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется ихбольшое количество и разнообразие. Так же, как и в тестах интеллекта, в этих тестахпредполагается правильный ответ, а показателем успешности является количествоправильно выполненных заданий.

 

22. Опросники. Классификация опросников.

то группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в видевопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со словобследуемого. Опросники относятся к числу          наиболее распространенныхдиагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности иопросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть “правильных” и“неправильных” ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или инымвысказываниям, меру его согласия или несогласия.  Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированныесамоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всегописьменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся наопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами(открытые опросники).  В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов напоставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболеераспространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например,“да”, “нет”; “да”, “нет”, “затрудняюсь ответить”). Достоинством закрытых вопросовявляется простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализацияоценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа“огрубляет” информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когданеобходимо принять категоричное решение.  Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либоособых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизацияобработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации обиспытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенныенедостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретациирезультатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (напрмер, двухполюсная шкала:трудный – легкий, хороший – плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью илисемью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый долженотметить степень выраженности оцениваемого качества.  По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросникичерт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросникиинтересов, опросники ценностей, опросники установок.  Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющейнепосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, дляполучения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированныйпорядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечатьопрашиваемый может наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствииэкспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего посодержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытымивопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами(отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые.Это повышает обоснованность и полноту информации. Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используютсябиографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизничеловека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейногоположения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения послужбе и других относительно объективных показателей. Они помогают собратьинформацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

 

23. Факторы, искажающие достоверность ответов опросников.

Тенденция к выбору социально желательного ответа

Одна из основных установок — тенденция давать социально одобряемые ответы. А. Эдвардс, первым исследовавший такой фактор, как социальная желательность, обозначил его как «эффект фасада» или стремление (по большей части неосознаваемое) выдвигать на первый план хорошие стороны, выглядеть лучше, чем в действительности, в глазах окружающих.

Эта тенденция, по мнению А. Эдвардса, может указывать на то, что индивид недостаточно хорошо себя знает (заблуждается на свой счет) или не желает признать свою ограниченность. Другие исследователи считают, что социально одобряемые ответы вызываются общей потребностью индивида в самозащите, социальном согласии, социальном одобрении, стремлении избежать критики.

А. Эдварде разработал специальную шкалу социальной желательности, состоящую из 39 пунктов. Он считает, что если социальная желательность, определяемая по этой шкале (или другим шкалам такого же типа, имеющимся в опросниках), коррелирует с показателями опросника, эффективность последнего в выявлении индивидуальных различий по содержательным личностным свойствам остается низкой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...