Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники правового регулирования ПД.




Источниками правового регулирования ПД являются нор-мативные правовые акты, в том числе локальные нормативные пра-вовые акты, а также обычаи и судебная практика.

Отличительными признаками источников права являются:

1. документальная форма закрепления. Нормы хозяйственного права содержатся в соответствующих нормативных правовых актах.

2. особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Например, Президент Республики Беларусь уполномочен принимать декреты, указы и распоряжения.

3. соответствие органа или должностного лица в принятии пра-вового акта действующему законодательству. Например, если город-ской исполнительный и распорядительный орган примет Декрет, он тем самым превысит свои полномочия.

4. наличие в нормативном акте правовых норм.

Источниками правового регулирования ПД в РБ являются:

- Конституция Республики Беларусь,

- кодексы Республики Беларусь,

- законы Республики Беларусь,

- Указы, декреты, распоряжения Президента Республики Бела-русь,

- постановления Правительства Республики Беларусь,

- акты Конституционного суда Республики Беларусь, Верхов-ного суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Рес-публики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь,

- акты министерств и иных республиканских органов государ-ственного управления, местных органов управления в пределах, пре-дусмотренных законодательством и т.д.

Наиболее важными источниками являются ГК РБ, Гражданский процессуальный кодекс РБ, Хоз. процессуальный кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс, Банковский кодекс и т.д.

Особое значение для правового регулирования ПД имеют ло-кальные НПА, которые действуют в рамках одной или нескольких организаций. К локальным НПА, в частности, относятся учредитель-ные документы, положение о филиале или предст-ве, положение о коммерческой тайне и т.п.

В последнее время возрастает роль договорного регулирования отношений между субъектами хозяйственной деятельности.

Обычай рассматривается как средство восполнения пробелов в НПА и договорах. Основная сфера применения обычаев – это внеш-неторговая деятельность. Главное условие применения обычаев – это соответствие основным началам гражданского права и условиям до-говора. В соответствии со ст. 26 ХПК РБ под обычаем понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области ПД пра-вило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи, про-тиворечащие обязательным для участников соответствующего отно-шения положениям законодательства или договору, не применяются.

 

Понятие, формы и способы гос. рег-ния ПД.

Гос. рег-ние экономики – это деятельность гос-ва в лице его органов, направленная на реализацию гос. экон. политики с исполь-зованием специальных средств, форм и методов.

Конкр. действия гос. органов реализуют ф-и гос-ва по рег-нию ПД:

1) защита экономического правопорядка;

2) распред. и перераспр. доходов м/у регионами, отраслями;

3) контроль за соблюдением з/д в процессе осущ-ния ХД;

4) стимул-ние развития какой-либо отрасли в зад. направлении.

Действия по реализации указанных фун-й находят свое внешнее выражение в опред. формах и осущ-ся посредством разл. способов.

Таким образом, гос. рег-ние ПД представляет собой целена-правленную деят-ть соответствующих з/д, исполнит. и контроли-рующих органов, кот. посредством системы разл. форм и методов обеспечивают достижение, подавленных целей, решение различных экон. и соц. задач и регламентируют ПД в стране.

Формами гос. рег-ния ПД являются:

1) прогнозирование - представляет собой подготовку представ-лений о возможном состоянии экон. и соц. развития.

Закон РБ от 5 мая 1998 г. № 157-З «О гос. прогнозировании и программах соц.-экон. развития РБ» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах соц.-экон. развития РБ на соответствующий период.

Официальное закрепление прогнозы находят в планах.

2) планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов. Планы находят свое внешнее выражение, как пра-вило, в НПА.

3) денежная политика - использует такие инструменты, цены, налоги, валютное регулирование;

4) антимонопольное регулирование - направлено на обеспече-ние условий для развития конкуренции как основы предприниматель-ства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Способы гос. рег-ния ПД условно можно разделить на:

1) административные - представляют собой приемы односто-роннего воздействия на поведение субъектов рег-ния, основанные на авторитете гос. власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:

- установление правил ведения общеобязательного или частного характера;

- предписание об обязательном совершении опр. действий;

- утверждение конкретных (адресных) заданий;

- разрешение определенных действий (например, выдача лицен-зий, включая их приостановление или аннулирование);

     2) экономические - представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...