Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимоотношения парламента и кабинета Англии в конце 19-нач 20в. Акт о парламенте 1911г




 Во 2 половине XIX в. начали складываться новые взаимоотношения парламента и кабинета, исп. вл. начинает по сути контролировать палату общин. В этом плане легко объяснима реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился з-ном. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях д. б.пройти не менее 2 лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет. В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до 1 года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. В 20 веке Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным падением роли парламента в области законодательства и контроля за деятельностью правительства. Прежде всего в руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. Более того, со времен первой мировой войны кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение и чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, который предоставил правительству право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении.

Билет 30

 Партийная система Англии конца 19-нач 20в

 Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишалась своей соц.базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой партии - лейбористов. Лейбористская партия возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии соц.групп и организаций. Первоначально роль центра движения сыграл Комитет рабочего представительства. Его гл. целью была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте. В 1906 г. на базе Комитета была создана "трудовая" (лейбористская) партия. Её становлению способствовала дальнейшая демократизация избирательного права. В 70-80-х гг. была принята серия з-нов, в т.ч. о введении тайного голосования (1872), о н-нии за подкуп избирателей (1883). До 1922 г. у вл. находилось сформированное во время войны коалиционное правительство консерваторов и либералов. Но еще в годы войны старая двухпартийная система в рез-те раскола либеральной партии оказалась подорванной. Одновременно с ослаблением либеральной партии в условиях послевоенной соц. борьбы шел процесс усиления партии лейбористов. После 1 мировой войны б. проведена реорг-ция партии, приняты изменения в уставе и партийной программе, в к-ой провозглашалась необход-сть построения нового общества, установления "системы народовластия". После распада коалиц-го прав-ва в 1922 г.на досрочных выборах 1923 г. ни одна партия не завоевала абсолютного большинства мандатов. В этой ситуации предпринимательские круги сочли возможным приход к власти лейбористской партии. После выборов 1923 г. лейбористы заняли место официальной оппозиции в парламенте. Но окончательное становление двухпартийной системы в том виде, в каком она действует в настоящее время, произошло лишь после выборов 1945 г. и крупной победы на них партии лейбористов. В 1981 г. произошел раскол лейбористской партии и на базе ее выделившегося крыла была создана социалдемократическая партия (объединившаяся в 1988 г. с либералами в новую партию).

Билет 32

Изм-ния в гос. Строе Англии в новейший период(20в). Реформы избирательного права

Он изменялся как в рез-те некоторых реформ конституционного хар-ра, так и путем модификации прежних конвенций неписаной конституции. Для Великобритании характерна большая, чем в других странах, стабильность политических институтов и учреждений. Британская политическая элита сумела сохранить и использовать в своих интересах учреждения феодального происхождения - монархию и палату лордов. Изменения, внесенные непосредственно в конституц-ное З-во, имели в больш-ве случаев демократический характер. Среди них следует выделить серию реформ избират-го права. Изб-ная реформа 1918 г. впервые предоставила пр. голоса женщинам, но уч-ть в выборах м. т. женщины не моложе 30 лет, если они или их мужья имели ежегодный доход в 5 ф. ст. Реформа 1928 г. распространила пр. уч-ть в выборах на все женское и мужское население старше 21 года, впервые установив всеобщее изб-ное право. После 2 мировой войны процесс демократизации изб-ного права получил завершение. В 1948 г. Акт о народном представительстве ликвидировал "двойной вотум", а в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.

Билет 34

Политическая борьба во Франции 1871-1875гг.Конституционные законы 1875 и конституционные поправки 1884г.

Парижская комунна.Сущ-ла 72 дня. Изложили п-ципы го.устр-ва в декларации к франц.народу. Форма го.устр-ва-унитарное гос-во.франция-федерация автономных комунн.П-цип раздел.вл.уничтож-ся, вся вл.в руках комунны. Новые п-ципы р-ты гос. аппапрата:выборность гос.чиновнтков,коллег-ть,ответств-ть перед народом,пр. отзыва дер-тов,зар.пл.гос.служащих = средней зар. пл. рабочих, церковь отдел-ся от гос-ва.Конст.з-ны(К.з.)1875. Конст-ции не б.,б.3з-на: об орг-ции гос.вл.от 25 февр.1875;об орг-ции Сената от 24 фев; об отношениях гос.вл.от 16.07.(все они приняты национ-ным собранием). Ими оформилась парламентерская республика, но слова республики нигде не упоминалось. В 1884 б.принята поправка, запрещающая пересмотр республиканской формы правления. К.з. сместили все властные полномочия в сторону През-та, его объем полномочий почти как у монарха(гл.гос-ва;пр.законод.иниц-вы;пр.роспуска палаты деп-тов с согласия Сената,новые выборы; руков-во вооруж. силами, внешняя политика). Готовилась почва для монархии. Законод.вл.осущ-сь Палатой деп-тов (избир.на 4 г.всеобщим голосованием) и Сенатом. Сенат избир-ся на 9 лет, 75 назнач-сь През-том,225 избир-сь,выборы цензовые(имущ.,возраст.40л.) Совет мин-ров подотчетен През-ту. При наличии многопартийности это оборачивалось частой сменой кабинетов.

Билет 35

К-ция Фр.(КФ)1946.

 Закрепила ряд новых политич-х п-ципов. Демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга ПиС, гарантии конституционной зак-ти. В КФ б. включен новый блок эк-ких и соц. прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, соц.-эк-кие права: пр. на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, пр. рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, пр. на всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширялась сфера рег-ния политич. и внешнеполитической деят-ти гос-ва (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т.п.). КФ расширяла пределы вмешат-ва гос-ва в эк-кую и соц.сферу жизни общества, изменяла характер отношений м/д личностью и гос-вом, возлагая на гос-во новые обяз-ти. Права собственника сочетаются с "общим благом" и огранич-ся общественными интересами. Форма правления- парламентарная республика, нижняя палата парламента – Нац. собрание - провозглашалась единственным законодательным органом страны, к-рый не м.никому делегировать свои законод-ые полномочия. Нац.собрание имело исключит. пр. законод-ой иниц-вы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных дог-ров, объявления войны. Собрание, д.б. утверждать состав нового прав-ва, к-ое несло перед ним всю полноту ответ-ти. КФ сохранила двухпалатную стр-ру парламента. Но вторая палата - Совет республики – б. наделена т. совещательными функциями, и ее рекомендации не б.обязательными для Нац. собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Нац. собранием. Состав палаты д.б. периодически обновляться. Главой гос-ва являлся президент республики, к-рый избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. Президент б. лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты президента, в т.ч. назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров. Исполнительная вл. вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой прав-ва. Этот орган осуществлял непосредственное гос-ное управление страной. Но деят-ть кабинета б. поставлена под контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров декретом президента могло производиться т. после вынесения вотума доверия со стороны Нац.собрания. КФ практически сохраняла в неприкоснов-ти старую суд. систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны прав-ва. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял ф-ции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.                                    

Билет 36.

Борьба за образование единого германского государства. Конституция Германской империи 1871 г. Характер политичес­кого режима Германии в конце XIX в.

На развитие Германии оказало влияние:

- Пруссия; - Политическая раздробленность.

Политическая раздробленность сохранялась в Германии до начала XIX века. Рейнский союз 1806 год – первая попытка объединения Германии(16 гос-в) под протекторатом Франции.

Парижский трактат 1815 г. – Германский союз (конфедерация 35 гос-в), при этом запрещалось этим гос-вам создавать единое гос-во. 1866 год – северогерманский союз под эгидой Пруссии. 1871 год – Германская империя в результате нескольких войн (Пруссия – Австрия, Франция – Пруссия (1870)).

Полит. Раздробленность обусловила:

- экон. Отставание Германии от других европейских стран;

- Германия не успела к колониальному разделу;

- Реваншистская политика Г (передел мира);

- объединение Германии произошло под эгидой Пруссии и обусловило её господство.

Стержнем прусского гос-ва становится армия. Пруссия сформировалась как милитаристское гос-во.

КОНСТИТУЦИЯ:

- закрепляла доминирование Пруссии в единой Германии (император – король Пруссии; рейх-канцлер – премьер-министр Пруссии; в верхней палате парламента – 17 голосов из 58 – Пруссия) Для пересмотра конституции против должно быть 14 голосов. Более 60% населения и территории принадлежало Пруссии.

Форма правления – федерация.

Законодательная власть – 2палатный парламент.

Верхняя палата – Союзный Совет – назначался правительствами союзных государств.

Нижняя палата – рейхстаг - избирался на 3 года всеобщим мужским избирательным правом. Полномочия рейхстага были сравнительно небольшими. Союзный Совет располагал значительно большими полномочиями, имел законодательную власть, обладал собственным аппаратом.

Председателем верхней палаты был канцлер империи, назначаемый королём Пруссии.

Полномочия правительства:

- внутренняя и внешняя политика;

- руководство армией;

- средства связи;

На долю местных правительств приходилось исполнение имперских указаний.

Билет 37

ГГУ 1900г.

1896-1900(введен в действие). Создав-ля в 2 приема. 1 редакция б. принята неудовлетворительной, 2-б.принята. Стр-ра: пандектная.Общая часть-1 книга(всего 5 книг). Всего 2385 параграфоф+вводный з-н(218 ст.). Особенности: сложный и спец.язык, доступный только спец-там; статьи строятся по принципу матрешки(1 ст. отсылает к др.); каучуковые нормы неопред-го хар-ра; содержит неопред-ные формулировки(добрые нравы..). Для физ.л. делится правоспос-ть и дееспос-ть, = гр-н перед з-ном. Прописаны юр.л., они делятся на публичные(созд-ся гос-вом, цель-гос.цели) и частные(частными лицами для частных целей). Все юр.лица делятся на союзы и учреждения. Союз-объед-ние неск-ких физ. и юр.л. Делятся на хозяйств-ные(цель-прибыль) и нехоз-ные. Разный порядок образования: для нехоз.-свободный явочный, для хоз.-усложнённый разрешения правит-ва. Учрежд. Созд-ся учредит-лями на основе целевого имущ-ва, выгоды получают 3 лица. Не преследуют хоз.целей(больницы, музеи..). Предусм-л условия прекращения юр.л.: частно-прав.причины(несостоят-ть, их воля)+гос-во м. принудит-но, если деят-ть угрож. обществ.интересам. Вещное пр.: вещи движ (четко определены).и недвиж. Закрепл-ся правомочия собств-ка (его пр.-абсолютное вл.вещью). Зем.соб.не т.на поверхн-ть, но и недра. Обязат.пр. Из дог-ров и деликтов. П-ципы: свобода дог-ра, =сторон в дог-ре, обязат-ть исп-ния, отв-ть за неип-ние. Брачн.сем.пр. Брак гр-кий. Возраст 21, 16. Развод-санкция за виновное поведение супруга. Глав-во мужа в семье. Режим имущ-ный з-ный и по брачн.дог-ру. Но муж не м.претендовать на личное им-во жены. Вл.отца и матери, но т.отец имел пр.умеренного н-ния. Бастарды по отнош.к матери-з-ные, к отцу-нез-ные, но имеют пр.на алименты до 16 лет. Насл.пр. Н-ние по з-ну и по завещ. По з-ну нет пределов н-ния. Свобода завещ. ограничив-ся обязат.долей(половина з-ной доли) нисходящим(родители, супруг..).

 

Билет 38

Ноябрьская революция.

Неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию.Под влиянием рев-ции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало. Имперское правительство передало вл. социал-демократам. Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы успокоить буржуазию и землевладельцев. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.). Формально революция завершилась 11 августа 1919 года провозглашением Веймарской республики. Веймарская конституция (К.)(название по месту принятия). Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутр.дел. В. к. оформила происшедшую в результате ноябрьской рев-ции замену полуабсолютистской монархии буржуазно-демократической парламентской республикой во главе с президентом. В. к. закрепила неприкоснов-ть основ буржуазно-юнкерского строя, гарантируя частнокапиталистическую собственность на ср-ва произв-ва. В.к. вводила всеобщие выборы и пропорциональное представит-во при выборах в рейхстаг. Президент, избираемый народным голосованием, был наделён как глава исполнит. вл.широкими полномочиями. Ему принадлежало пр. вводить осадное положение, приостанавливать действие демократических институтов, издавать чрезвычайные декреты. Прав-во во гл. с рейхсканцлером назначалось президентом. Значительно усилив централизацию власти, В. к. сохранила федеративную структуру страны. Германия состояла из 15 республик (земель) и 3 «вольных городов», пользовавшихся значительной автономией. Учреждался рейхсрат, в который входили представители правительств земель; в рейхсрате преобладала реакционная Пруссия. В.к. открывала определенную возм-ть для деятельности рабочих орг-ций и провозглашала ряд демократических ПиС (св. слова, печати, собраний, союзов). Но права эти носили формальный хар-р, ограничивались разными оговорками и м.б.ликвидированы указом президента. Положения В. к. о «президентской диктатуре» широко использовались в республике для подавления революционного движения и впоследствии облегчили приход к власти фашистов. С установлением в Германии в 1933 фашистской диктатуры В. к. не была формально отменена, но фактически перестала действовать.

 

Билет 39

Фашистская диктатура.

Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны.В 1921 году складываются организационные основы фашистской партии, основанной на так называемом фюрерпринципе, неограниченной вл."вождя" (фюрера). Гл. целью создания партии станов. распр-ние фашистской идеологии, подготовка спец. террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и для захвата вл. В 1923 фашисты предпринимают попытку захватить гос.вл. ("пивной путч"). Провал путча заставляет фашистских главарей изменить тактику борьбы за вл. С 1925нач-тся "битва за рейхстаг" путем создания массовой базы фашистской партии. В 1928 фашисты получают 12 мест в рейхстаге. В 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получает больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. Механизм фашистской диктатуры.С приходом к вл. Гитлер оформляет свой тоталитарный режим,разрушая Вейморскую республику и формирует тоталит-ное гос-во.Фактич.в основе вл.Гит.лежат 2 декрета:1)от 1933 28фев «об охране народа и гос-ва»,приостан-ет действие 7 ст. Вейм. конст-ции, к-ые гарантировали ПиС гр-н (неприкоснов-ть личности, жилища, тайна переписки, св. слова, св. собраний, св. союзов, неприкоснов. частн.соб-ти).На его основании распущены и запрещены все политич.партии и профсоюзы.2)23марта 33г «о ликв-ции бедственного положения народа и гос-ва», рейхстаг передал полномочия канцлеру(писать з-ны,кон-ть бюджет,внешн.политика,поправки к Кон-ции).Гитлер:имеет полномочия през-та;он глава прав-ва;верх.главноком-щий;пишет з-ны;фюрер нацистской партии.Признаки тотал-го режима:кон-ль ментальности (индивид-го и массового сознания);жесткий поведенческий кон-ль(треб-ся постоянная демонстрация преданности и поддержки);ср-ва кон-ля поведения и сознания-массовые репрессии. Автор.режим репрессирует противников режима, а тотал.-произвольно (каждый 9).

 

Билет 40

Образование ФРГ.Германия раскалывалась на две части: ФРГ и ГДР. В связи с этим в апр.1949 б. принят Оккупационный статут, разраб-ный западногерманскими оккупац-ми властями. Статут сохранял эк-кий и политич. кон-ль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им пр. осущ-ть надзор за соблюд-ем Основного з-на ФРГ и конституций земель, отменять все местные з-ны, противоречащие им. 8 мая 1949 г. Основной закон ФРГ б. принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Термины "Учредительное собрание" и "конституция" б. сняты из употребления по настоянию самих немцев.Основной закон д.б. обозначать "временный хар-р" устан-ных им конституц-ных порядков. После одобрения его всеми землями Западной Германии в конце мая 1949 г. он вступил в действие в кач-ве постоянной Конституции ФРГ. 23 мая 1949 г. считается днем образования гос-ва ФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован в институт "военных комиссаров" западных держав в Германии. Б.проведены первые выборы в бундестаг и создан бундесрат, через 3дня избраны президент и федеральный канцлер. Но и после выборов ФРГ, даже формально, не стала обладать полнотой суверенитета, т.к. сфера внешних отношений, внешней торговли и др. оставалась прерогативой верховных комиссаров. В 1951 г. Оккупационный статут б.пересмотрен в сторону большего расширения полномочий гос. органов ФРГ, в частности, б. снят кон-ль над федеральным и земельным з-вом, правительственным органам ФРГ б. переданы нек-ые полномочия в сфере внешней торговли и валютного рег-ния. Конституция 1949 г.1 раздел посвящается правам чел.,провозглашается "ненарушимость чел-го достоинства", "неприкоснов-ть" и "неотчужд-ть" прав чел.среди к-ых –пр. на жизнь и личную неприкосновенность, =всех перед з-ом. Особое место занимает пр. на петиции (жалобы) в органы гос. вл.отдельных лиц и их объединений. Защита соц.прав не получила в Основном законе значит-ого места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель.

Билет 41










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...