Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

От раба и Посланника Аллаха Мухаммада повелителю Рима Гераклиусу.




Мир всем, кто следует верным путем!

Я предлагаю тебе принять Ислам. Прими ислам, и ты обре­тешь спасение, а Аллах дарует тебе двойное вознаграждение. Если же ты откажешься, то на тебя лягут и грехи твоих хлебо­пашцев.[23] «О люди писания! Давайте признаем единое слово для вас и для нас: не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и никого, кроме Аллаха, не будем считать своим Господом. А если они откажутся, то скажите им: «Будьте свидетелями, что мы предались воле Аллаха»Сура «Семейство 'Имрана», аят 64.

Когда это послание дошло до цезаря, он велел привести к нему курейшитов, которые с торговым караваном прибыли в Иерусалим. Среди них был и Абу Суфйан. Произошло все это после того, как Посланник Аллаха подписал с Абу Суфйаном и неверными курейшитами Худейбийский мир. Император спросил Абу Суфйана:

— Что же он вам велит?

Абу Суфйан ответил ему:

— Он говорит: «Поклоняйтесь одному Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и отрекитесь от того, что говорили ваши предки». И еще он велит совершать молитвы, говорить правду, блюсти целомудрие и проявлять заботу о родственниках. аль-Бухари (6), Ахмад (1/262).

3. Для прославления имени Аллаха пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) от­правлял на священную войну армии мусульман. Он говорил: «Кто сражается, чтобы возвысить имя Аллаха, тот сражается на пути Аллаха».

Но всякий раз он наставлял полководцев и бойцов перед сражением призвать противника отречься от поклонения лож­ным богам и уверовать в единого Аллаха. Бурейда ибн аль-Хусайиб рассказывал: «Назначая командующего армией или командира отряда, Посланник Аллаха наказывал ему бояться Аллаха и хорошо обходиться с мусульманами, находящимися в его подчинении. Он говорил ему: «Выступайте в поход с именем Аллаха и сражайтесь против тех, кто не верует в Алла­ха. Выступайте в поход, но не присваивайте трофеев, пока они не будут справедливо разделены между всеми, не нарушайте договоров, не надругайтесь над телами убитых и не убивайте детей. Встретившись с противниками из числа многобожников, призови их к трем вещам, и если они согласятся хотя бы с одним из них, то оставь их в покое: сначала призови их к ис­ламу, и если они примут его, то оставь их с миром. Затем при­зови их переселиться к мухаджирам и сообщи, что если они сделают это, то получат все права, которыми пользуются му-хаджиры, и на них будут возложены все те обязанности, кото­рые лежат на мухаджирах. Если они откажутся переселиться, то сообщи им, что они будут находиться на положении рядо­вых мусульман, то есть на них распространяется власть все­вышнего Аллаха. Получать же свою долю добычи они будут только в том случае, если будут вести джихад вместе с мусульманами.

Если же они откажутся, то потребуй от них выплаты дани (джизьи), и если они согласятся, то оставь их в покое. Если же они и тогда откажутся, то сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха. Если ты окружишь врагов в крепости, и они захотят получит защиту Аллаха и защиту Его пророка, то не гарантируй им защиты Аллаха и защиты Его пророка. Гаран­тируй им свою собственную защиту и защиту твоих людей. Дело в том, что если ты и твои люди не обеспечите им долж­ной защиты, то это будет меньшим грехом, чем несоблюдение защиты Аллаха и Его пророка. Если же осажденные в крепо­сти захотят перейти под власть Аллаха, то не распространяй на них власть Аллаха, а установи над ними свою собственную власть, ибо неизвестно, сможешь ли ты установить над ними власть Аллаха или не сможешь"». Муслим (3/1356-1357), Абу Дауд (1612), ат-Тирмизи (1617) и Ибн Маджа (2858).

Похожий хадис Муслим, Абу Дауд и Ибн Маджа передали и от ан-Ну'мана ибн Микрана аль-Мазани.

4. Отправляя My'аза ибн Джабаля в Йемен эмиром, судьей и наставником, Посланник Аллаха сказал ему: «Ты придёшь к народу, относящемуся к людям писания. Пусть первым, к чему ты при­зовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Ал­лах обязал их богатых делать пожертво-вания в пользу бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетённого, ибо между ней и Аллахом нет преграды». аль-Бухари (4347), (7372) и Муслим.

Вне всякого сомнения, что Посланник Аллаха наставлял та­ким образом всех проповедников, эмиров и судей.

5. Именно для того, чтобы утвердить на земле единобожие и искоренить язычество, Всевышний повелел мусульманам сражаться за веру и сказал: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута и не утвер­дится вера в Аллаха. Если же они перестанут [быть невер­ными], то не должно быть вражды, кроме вражды к нечес­тивцам»Сура «Корова», аят 193

Ибн Джарир ат-Табари в своем толковании Корана, говоря о высказывании Всевышнего «Сражайтесь с ними, пока не ис­чезнет смута»,писал: «Это значит: до тех пор, пока не исчез­нет язычество и пока люди не перестанут поклоняться кому-либо, кроме Него, пока не будет искоренено поклонение истуканам и ложным богам и пока все не будут молиться и подчи­няться только Ему одному... » См. «Тафсир ат-Табари» (2/194-195).

Он сообщил, что Катада, Муджахид, ас-Судди и Ибн ' Аббас говорили о том, что в этом аяте речь идет о борьбе до полного уничтожения язычества, после чего сказал: «Религией, о кото­рой Аллах упомянул в этом аяте, является поклонение Аллаху и повиновение всем Его повелением и запретам».

Затем он привел высказывание ар-Раби' о том, что Всевыш­ний в этом аяте повелел сражаться «до тех пор, пока люди не станут поклоняться только одному Аллаху и верить в то, что нет истинного божества, кроме Него. Во имя этого сражался и к этому призывал Посланник Аллаха».

В хадисе Абу Хурейры сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не станут говорить: "Нет божества, кроме Аллаха". Тот, кто скажет "нет божества, кроме Аллаха", убережет от меня свое имущество и свою жизнь, кроме тех случаев, когда ислам пре­доставляет мне право на них, а ответ он будет держать уже пред великим и могучим Аллахом». Муслим, ат-Тирмизи (5/439) и Ибн Маджа (3928).

Когда халиф Посланника Аллаха Правдивейший Абу Бакр решил сражаться с вероотступниками, вознамерившимися не выплачивать закят, повелитель правоверных 'Умар ибн аль-Хаттаб сказал ему:

— Как ты можешь сражаться с людьми, если сам Посланник Аллаха сказал: «Мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не станут говорить: "Нет божества, кроме Аллаха". Тот, кто скажет "нет божества, кроме Аллаха", убережет от меня свое имущество и свою жизнь, кроме тех случаев, когда ислам предоставляет мне право на них, а ответ он будет дер­жать уже пред великим и могучим Аллахом».

Абу Бакр сказал:

— Клянусь Аллахом, я буду сражаться с каждым, кто делает различия между намазом и закятом. Воистину, мусульманин обязан выплачивать из своего имущества закят. Клянусь Алла­хом, если они не отдадут мне хотя одного козленка, которого они отдавали Посланнику Аллаха, то я буду сражаться с ними из-за этого. аль-Бухари (2946), Муслим, Абу Дауд (2640) и Ибн Маджа (3927).

Джабир ибн 'Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Мне велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не станут говорить: "Нет божества, кроме Аллаха". Тот, кто скажет "нет божества, кроме Аллаха", убережет от меня свое имущество и свою жизнь, кроме тех случаев, когда ислам пре­доставляет мне право на них, а ответ он будет держать уже пред великим и могучим Аллахом». А затем он (Пророк) прочел аят: «Так наставляй же, ведь ты - наставник, и ты не властен над ними». Сура «Покрывающее», аяты 21-22. аль-Бухари (1399) и Муслим.

'Абдуллах ибн 'Умар рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, по­ка они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, и станут совершать на­маз и выплачивать закят. Если же они станут поступать таким образом, то их жизнь и имущество будут неприкосновенны, кроме тех случаев, когда ислам предоставляет мне право на них, а ответ они будут держать уже пред Аллахом». аль-Бухари (25) и Муслим.

Видно, что хадисы 'Умара, Абу Хурейры и Джабира цели­ком и полностью касаются единобожия и не затрагивают ни­каких других вопросов.

Причина этого, скорее всего, состоит в том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) уделял очень большое внимание именно этому по­стулату веры и раз за разом напоминал о нем своим сподвиж­никам. Подчеркивая его важность и значимость, Посланник Аллаха давал понять мусульманам, что все предписания ша­риата и веры вытекают из этого величайшего столпа ислама и являются его обязательными требованиями.

В истории с вероотступниками 'Умар обосновал свою пози­цию именно тем, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень часто концентрировал внимание именно на необходимости правильных вероубеждений. Абу Бакр же, отстаивая свою точку зрения, провел анало­гию между намазом и закятом и сказал: «Клянусь Аллахом, я буду сражаться с каждым, кто делает различия между намазом и закятом». Если бы 'Умар вспомнил слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые запомнил и передал его сын 'Абдуллах, то он, не раздумывая, подчинился бы его воле.

Если бы он вспомнил то, что запомнил его сын, то он ни за что не стал бы возражать Абу Бакру. А если бы это вспомнили присутствующие, среди которых был и великий знаток хадисов Абу Хурейра, то они бы непременно напомнили об этом двум имамам мусульманской общины.

Возможно, произошло все это, главным образом, потому, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), как мы уже сказали, уделял огромное внимание правильным вероубеждениям и часто говорил об их централь­ном месте в религии.

Ведь именно концепция поклонения одному Аллаху была самым ярким и самым важным звеном божественного учения, и именно несогласие с ней побуждало врагов Божьих послан­ников сражаться с ними.

А самым ярким проявлением лжи и заблуждения было идо­лопоклонство, по одну сторону которого находились послан­ники Господа, всеми силами стремящиеся уничтожить его, а по другую сторону - неверующие язычники, которые защища­ли его, не щадя своих жизней. Это идолопоклонство выража­лось в обожествлении истуканов и идолов и возвеличивании могил пророков и праведников. Язычники совершали ради них жертвоприношения и приносили им дары, питали к ним лю­бовь и испытывали перед ними страх, надеялись и уповали на них и просили их заступиться за них перед Аллахом и довести до Него их молитвы, дабы Он удовлетворил их просьбы. Все это было проявлением великого многобожия, которое Аллах не прощает ни одному из своих творений. Вспомните, как имам всех искренних рабов Аллаха пророк Ибрахим (мир ему) разрушил идолов своего неразумеющего народа. Рассказав об этом, мы не можем умолчать и об ожесточенной борьбе, которую вел с идолопоклонством пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он всеми силами ста­рался лишить сатану малейшей возможности склонить людей к поклонению беспомощным истуканам, святым и вообще ко­му-либо, кроме Аллаха.

Одним из оружий в этой войне, объявленной священным Кораном и Посланником Аллаха, было высказывание Все­вышнего: «Размышляли ли вы над ал-Лат и аль-'Уззой и еще этой третьей — Манат. Неужели у вас дети — мужского пола, а у Него - женского? Воистину, такое деление было бы не­справедливым. Они (т.е. божества) всего лишь имена, ко­торыми нарекли их вы и ваши отцы, и Аллах не ниспослал насчет них никакого доказательства. Но люди следуют только догадкам и тому, чего жаждут их души. А ведь к ним пришло наставление на прямой путь от их Господа»Сура «Звезда», аяты 19-23

Насколько же ничтожны эти фальшивые божества и на­сколько смертоносно для них это оружие!

Всевышний также сказал: «Избегайте же скверны идолов, а также лживых речей, оставаясь преданными [Аллаху] и не поклоняясь никому наряду с Ним. Тот, кто придает сотоварищей Аллаху, словно упал с неба, и птицы подхватили его [и склевали на лету] или же ветер занес его на край света»Сура «Хадж», аяты 30-31

Он также сказал: «О те, которые уверовали! Опьяняющий напиток,майсир, идолы и [гадание] по стрелам - все это скверные дея­ния, внушаемые сатаной. Сторонитесь их, быть может, вы преуспеете»Сура «Трапеза», аят 90

В хадисе 'Амра ибн 'Абасы говорится, что Посланника Ал­лаха сказал: «Он послал меня и велел поддерживать родствен­ные связи, разрушить идолов и поклоняться одному Аллаху, никого не приобщая к Нему в сотоварищи».

Джа'фар ибн Абу Талиб, выступая перед негусом Абисси­нии, сказал: «Мы творили все это, пока Аллах не отправил к нам посланника. Он был одним из нас, и все мы знали его про­исхождение, его честность, надежность и целомудрие. Он при­звал нас на путь Аллаха и призвал нас поклоняться одному Аллаху и отречься от каменьев и идолов, которым поклоня­лись мы и наши отцы».

Абу Суфйан, рассказывая императору Византии о пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Он говорит: «Поклоняйтесь одному Ал­лаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и откажитесь от того, что говорили ваши отцы».

Абу У мама рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах отправил меня как милость к [обитателям] миров и как верного наставника для [обитателей] миров. Великий и могу­чий Господь повелел мне уничтожить тары и свирели, идолы и кресты, и все пороки времен невежества...»

Старейшины курейшитов не могли смириться с нападками Посланника Аллаха на их идолов. Их беспомощность изобли­чалась в Коране, и пророк тайно (мир ему и благословение Аллаха) и всенародно призывал лю­дей отречься от них. Его позиция была непримирима, и к это­му его обязывала его праведная миссия.

Ибн ' Аббас рассказывал: «Когда Абу Талиб заболел, к нему пришла группа курейшитов, среди которых был и Абу Джахль. Они сказали ему:

— Твой племянник ругает наших богов. Он делает и говорит такое... Пошли за ним и запрети ему поступать так.

Абу Талиб позвал Посланника Аллаха и, когда он вошел в дом, сказал:

— Племянник, почему твой народ жалуется на тебя? Они думают, что ты ругаешь их богов и говоришь то-то и то-то.

Курейшиты еще долго порицали его, и после этого Послан­ник Аллаха сказал:

— Дядя! Я хочу услышать от них всего одно слово. Они скажут его, и арабы будут вместе с ними исповедовать их религию, а иноверцы будут платить им подать.

Его слова встревожили курейшитов, но они сказали:

— Всего одно слово?!! Клянемся, что мы готовы сказать и целых десять слов! Говори, что это!

Абу Талиб спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха):

— О сын моего брата, что это за слово?

Он ответил:

— Нет божества, кроме Аллаха.

Тут они поднялись и начали расходиться, говоря:

— Неужели он хочет заменить богов единым Богом? Воистину, это нечто удивительное!» Ахмад (1/362), ат-Тирмизи (3232), Ибн Джарир (23/165).

Джабир ибн 'Абдуллах рассказывал, что курейшиты собра­лись и сказали:

— Этот человек разобщает нас, сеет между нами рознь и порочит нашу религию. Пусть тот, кто лучше всех знает колдовство, предсказывание и поэзию, отправится к нему и поговорит с ним, и мы посмотрим, что он ответит ему.

Люди сказали:

— Это может сделать только 'Утба ибн Раби'а.

Тогда они сказали ему:

— Абу аль-Валид, тебе идти к нему.

Когда 'Утба пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), то сказал:

— Мухаммад, ты лучше или [твой отец] 'Абдуллах?

Посланник Аллаха смолчал, а 'Утба продолжил:

— Ты лучше или [твой дед] ' Абд аль-Мутталиб?

Посланник Аллаха вновь смолчал. Тогда 'Утба сказал:

— Если ты считаешь, что они лучше тебя, то знай, что они тоже поклонялись богам, которых ты порочишь. Если же ты считаешь, что ты лучше них, то скажи, чтобы все мы услышали это. Клянусь Аллахом, мы не видели человека, который бы принес нашему народу вреда больше, чем это сделал ты. Ты разобщил нас, посеял между нами рознь, опорочил нашу религию и опозорил нас перед арабами. Они судачат о том, что среди курейшитов появился колдун и предсказатель. Клянусь Аллахом, крика беременной женщины достаточно, чтобы все мы бросились друг на друга с мечом в руках и уничтожили друг друга! Послушай, если ты нуждаешься, то мы соберемся и сделаем тебя самым богатым курейшитом. А если ты испытываешь влечение к женщинам, то выбери из курейшиток, кого пожелаешь, и мы женим тебя даже на десятерых. Посланник Аллаха сказал:

— Ты закончил?

— Да, - ответил 'Утба.

Тогда Посланник Аллаха прочитал:

Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Ха Мим. Это ниспосланное Милостивым, Милосердным и есть писание, аяты которого разъяснены языком арабского Корана для тех, кто способен размышлять. Он — добрый вестник и увещеватель, однако большая часть их не [желает] слушать его и говорит: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь, наши уши глухи к этому, а между нами и тобой — завеса. Занимайся своим делом, а мы будем заниматься своим»,- он продолжал читать, пока не прочел. - А если они не внемлют, то скажи: «Я предостерегаю вас откары, подобной тон, что поразила народы ад и самуд»[24]

Тут 'Утба закричал:

— Хватит! Хватит! У тебя нет ничего другого?

Нет, - сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха).

'Утба вернулся к курейшитам, и они спросили его:

— Ну как?

Он ответил:

— Я сказал ему все, что вы говорили.

— Он что-нибудь ответил тебе? - спросили его курейшиты.

'Утба сказал:

— Нет, клянусь Тем, кто воздвиг ее (т.е. Каабу)! Я не понял ничего из того, что он сказал, кроме того, что он предостерегает нас от кары, подобной той, что поразила народы 'ад и самуд.

Тогда они сказали:

— Горе тебе! Человек говорил с тобой на арабском языке, а ты не понял ничего из того, что он сказал?

Он сказал:

— Нет. Клянусь Аллахом, я не понял ничего из его слов, кроме того, что он говорил о каре. Этот хадис передали Абу Йа'ла в «аль-Муснаде» (101) и Ибн Касир (7/151). См. также «аль-Мунтахиб мин Муснад 'Абд ибн Хумайд» (1141).

Это была духовная и идеологическая война, оружием в ко­торой была резкая критика и высмеивание. Посланник Аллаха изобличал невежество и заблуждение язычников и убедитель­но доказывал несостоятельность их доводов. Он доводил до них ясное знание для того, чтобы погиб тот, кому суждено бы­ло погибнуть, и обрел вечную жизнь тот, кому суждено было жить.

Исходом этой войны и результатом беспрестанных пропо­ведей пророка (мир ему и благословение Аллаха) стало то, что Аллах наставил на прямой путь тысячи людей из курейша, ауса, хазраджа и многих других арабских племен. Аллах раскрыл им глаза на истину, и они познали суть единобожия и его значимость и осознали ничтож­ность идолопоклонства и опасность его пагубных последствий.

Таким грандиозным и прекрасным результатом увенчался священный джихад Посланника Аллаха и его сподвижников. Такова награда за проявленное терпение и самоотверженную борьбу с поклонением ложным богам, идолам и истуканам.

Когда мусульмане обрели силу и построили свое государст­во, Посланник Аллаха приступил к следующему этапу унич­тожения и искоренения язычества. Он прекрасно осознавал его опасность и стремился полностью очистить землю от этого греха, который со времен зарождения человеческого рода представлял собой наибольшую угрозу для людей. Даже имам искренних рабов Аллаха пророк (мир ему) Ибрахим говорил: «Господь мой! Сделай мой город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сби­ли с пути многих людей». Сура «Ибрахим», аяты 35-36.

Поэтому пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) приказал разрушить истуканов и сровнять с землей могилы, тем самым дав понять, что неко­торые люди впадают в заблуждение и начинают поклоняться могилам, как язычники поклоняются своим идолам.

'Абдуллах ибн Мас'уд рассказывал, что, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) въе­хал в Мекку, вокруг Каабы было триста шестьдесят истуканов. Он начал разбивать их палкой, которая была у него в руках, приговаривая: «Явилась истина, и исчезла ложь. Явилась ис­тина, и ложь оказалась бессильна». аль-Бухари (2477), (4287), (4720), Муслим, ат-Тирмизи (3138) и Ахмад (1/377).

Затем Посланник Аллаха отправил из Медины войско в Хас'ам, чтобы разрушить Зу-ль-Халасу. Джарир ибн 'Абдул­лах аль-Баджали рассказывал: «Во времена невежества суще­ствовали храмы: Зуль-Халаса, йеменской Кааба, шамская Кааба. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Не избавишь ли ты меня от Зуль-Халасы?» Я отправился туда со ста пятидесятью всадниками из Ахмаса. Мы разрушили храм и убили всех, кто собрался около него. Затем я вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он помолился за нас и за Ахмас».

В версии этого хадиса, рассказанной имамом аль-Бухари, также сказано: «Зу-ль-Халасой назывался храм в Йемене, ко­торый почитали племена хас'ам и буджейла. В нем находился идол. Люди поклонялись ему и называли его Каабой». аль-Бухари (4355), (4356), (4357), Муслим, Абу Дауд (2772) и Ахмад (4/360-362).

В хадисах, переданных аль-Бухари, Муслимом и Ахмадом, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халасы?» Посмотрите, как выразился пророк (мир ему и благословение Аллаха)! Он сказал это так, словно идолы и истуканы тревожили его и не давали ему спать, словно из-за них он не мог найти покоя и отдохновения.

Сегодня мусульмане лицом к лицу сталкиваются с язычест­вом и многобожием, и удивительно, что некоторых из них это совершенно не беспокоит. Они палец о палец не ударяют для того, чтобы остановить это. Но что еще ужаснее, они сетуют на тех, кто не равнодушен к этому отвратительному проявле­нию невежества и пытается удержать от этого других.

Абу ат-Туфейл 'Амир ибн Васила рассказывал, что, когда Посланник Аллаха захватил Мекку, он отправил Халида ибн аль-Валида в Нахлу, где находился идол аль-'Узза. Идол нахо­дился на трех крупных стволах. Халид отрубил эти стволы и разрушил находящийся на них храм. Затем он приехал к про­року (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вернись туда, потому что ты толком ничего не сделал». Когда Халид вернул­ся туда, жрецы увидели его и побежали в горы, повторяя: «О 'Узза! О 'Узза!» Халид подошел к идолу и увидел обнаженную женщину с растрепанными волосами, которая осыпала свою голову песком. Он убил ее, пронзив своим мечом, а затем вер­нулся к Посланнику Аллаха и рассказал ему обо всем, что произошло. Посланник Аллаха сказал ему: «Это была аль-'Узза». Ибн Касир (4/429-430), ан-Насаи в книге «ас-Сунан аль-Кубра». См. книгу «Тухфа аль-Ашраф» (4/235). Иснад хадиса хороший.

Племена аус и хазрадж и жители Йасриба,[25] исповедовавшие их религию, поклонялись идолу Манат. Разрушить его Посланник Аллаха отправил Абу Суфйана, но в некоторых сообщениях говорится, что это был не Абу Суфйан, а 'Али ибн Абу Талиб. Ибн Хишам (1/85-86).

Племя сакиф из Таифа попросило Посланника Аллаха в те­чение трех лет не разрушать их идола ал-Лат, но он отказался. Тогда они стали уговаривать его согласиться хотя бы на один год, но он снова отказался. Вожди племени делали вид, что пытаются сохранить идола, чтобы не упасть в глазах своего народа, своих жен и детей. Они стали просить его не разру­шать идол хотя бы еще один месяц после того, как они вернут­ся домой, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) нисколько не желал медлить и послал Абу Суфйана ибн Харба и аль-Мугиру ибн Ши'ба разрушить его. Об этом рассказывали Ибн Хишам в книге «ас-Сира» (2/540-541), Ибн Джарир (3/140), Ибн Касир в книге «аль-Бидайа ва ан-Нихайа» (5/32), Ибн Сейид ан-Нас в книге «'Уйун аль-Асар фи Сира Сейид аль-Башар» (2/228) и Ибн аль-Кайим в книге «Зад аль-Ма'ад» (3/499-500).

'Усман ибн Абу аль-'Ас рассказывал, что «Посланник Ал­лаха приказал построить мечеть в Таифе на том месте, где раньше находился идол». Ибн Маджа (743) и Абу Дауд (450).

Ибн Джарир ат-Табари писал: «Язычники дали этому идолу имя, произошедшее от имени Аллаха. Они назвали его ал-Лат, подразумевая под этим божество женского рода. Всевышний Аллах бесконечно превыше того, что они говорили». Далее в своем толковании Корана он писал, что Катада, Ибн 'Аббас, Муджахид и Ибн Зейд говорили о том, что ал-Латтом называ­ли человека, который готовил кашу для паломников, а после его смерти люди принялись поклоняться его могиле. См. Ибн Джарир (27/58-59), Ибн Хишам (78-89).

Имам аль-Бухари в своей книге «Джами' ас-Сахих» передал слова Ибн 'Аббаса о том, что ал-Лат был человеком, который готовил кашу для паломников.

Сумама ибн Шафи рассказывал: «Мы вместе с Фудалой ибн 'Убейдом были в Византии на острове Рудис, и там скончался один из наших товарищей. Фу дала ибн 'Убейд велел сровнять его могилу с землей и сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха повелел сравнивать могилы с землей». Муслим (2/666), Абу Дауд (3219) и ан-Насаи (4/72-73).

Джабир ибн 'Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха запретил белить могилы гипсом, садиться на них и строить на них строения. Муслим, Абу Дауд (3225) и ан-Насаи (4/72)

Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Не садитесь на могилы и не совершайте намаз, стоя лицом к ним». Муслим (2/668) и Абу Дауд (3229).

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «О Аллах, не превращай мою могилу в идола, которому будут поклоняться. Велик гнев Аллаха на народ, который превраща­ет могилы своих пророков в места для поклонения». Малик (85), Ахмад (2/246), Ибн Са'д в книге «Табакат аль-Кубра» (2/240-241) и (2/241-242) и Абу Ну'ейм в книге «Хилйа аль-Аулийа» (7/317).

До последних мгновений своей жизни этот верный Послан­ник и наставник продолжал заботиться о людях и предостере­гал их от поклонения идолам и могилам. Джундаб ибн 'Аб­дуллах аль-Баджали рассказывал, что слышал, как за пять дней до своей смерти Посланник Аллаха сказал: «Я призываю Ал­лаха засвидетельствовать, что у меня нет возлюбленного среди вас. Аллах избрал меня своим возлюбленным, как ранее избрал своим возлюбленным Ибрахима. Но если бы я выбирал кого-либо из вас, то выбрал бы своим возлюбленным Абу Бакра. Послушайте, те, которые были до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в места для поклонения. Но вы не сооружайте на могилах места для поклонения. Я запрещаю вам это». Муслим, Абу 'Авана в книге «аль-Муснад» (1/401), ат-Табарани в книге «аль-Му'джам аль-Кабир» (2/180), Ибн Са'д в книге «Табакат аль-Кубра» (4/240) и ан-Насаи в книге «ас-Сунан аль-Кубра». См. «Тухфа аль-Ашраф» (2/443).

Даже тогда, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) находился при смерти и готовился к встрече со Всевышним, он продолжал увеще­вать мусульман об опасности поклонения мертвым и обраще­ния к ним с мольбой. Но как же много сегодня в мусульман­ской общине тех, которые не уделяют должного внимания этим наставлениям пророка (мир ему и благословение Аллаха) и забыли об опасности многобо­жия!

Усама ибн Зейд рассказывал, что, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) смертельно заболел, он велел впустить к нему сподвижников. Когда они вошли, его лицо было накрыто му'афирской[26] на­кидкой. Он открыл лицо и сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан, которые превращают могилы своих пророков в мес­та для поклонения». Этот хороший хадис передали Ахмад (5/214), ат-Табарани в книге «аль-Му'джам аль-Кабир» (1/127), ат-Тайалиси в книге «аль-Муснад» (634).

После всего сказанного я хочу, чтобы мы уяснили для себя один очень важный вопрос. Рассказы о пророках, известные нам из Корана, и многочисленные примеры из жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствуют о том, что все посланники Алла­ха призывали свои народы, главным образом, к вере в единого Аллаха и старались уничтожить язычество и все причины, из-за которых оно возникает. Призыв к единобожию занимал в их жизни такое значительное место, что каждый с уверенностью может сказать, что именно утверждение этого постулата веры было их главной заботой. Так почему же мы говорим, что пророческие проповеди открыли для человечества всякое добро и предостерегли его ото всякого зла? Да потому что именно единобожие является величайшим добром, а язычество и по­клонение ложным богам - величайшим злом.

А что касается борьбы посланников Аллаха с деспотичными и несправедливыми правителями, то она занимает второсте­пенное место, потому что самая чудовищная несправедливость - это поклонение ложным богам. Пророки не стремились про­сто свергнуть одну власть и установить новую. Их целью было обращение людей в религию их единственного всевышнего Господа.

Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сото­варищей, а все иные грехи, помимо этого, прощает, кому пожелает»Сура «Женщины», аяты 48 и 116

Господь также сказал: «Кто придает Аллаху сотоварищей, того Он лишит рай­ских садов, и его пристанищем будет адский огонь»Сура «Трапеза», аят 72

Он также сказал: «Тот, кто придает сотоварищей Аллаху, словно упал с не­ба, и птицы подхватили его [и склевали на лету] или же ветер занес его на край света»Сура «Хадж», аят 31

Поэтому разум, мудрость и подсознание требовали от про­роков и их последователей в первую очередь вступить в схват­ку с язычеством и сражаться с ним до тех пор, пока оно суще­ствует на земле.

А если многобожие все-таки прокралось в вероубеждения людей, то оно непременно поражает не только их духовный мир, но и экономическое и политическое положение в их обществе. С чего же будет правильно начать исправление такого общества?

Пророки начинали всеми возможными способами исправ­лять мировоззрения людей, дабы обезопасить их от того, что представляет для них наибольшую угрозу. Так поступил бы каждый обладающий разумом человек. Представьте себе, что на вас ползут змея и муравей. Ваш разум непременно подска­жет вам, что надо, прежде всего, защититься от змеи или даже убить ее, потому что змея намного опаснее муравья и даже ты­сячи муравьев.

Точно так же, если перед вами окажется грозный лев и не­сколько мышей, вы бросите все силы на то, чтобы отразить атаку льва, и не придадите внимания мышам, даже если они объединятся против вас с лягушками.

Если же вы вышли в путь и перед вами две дороги: на одной бушует вулкан, извергающий огненную лаву и сжигающий камни и деревья, а другая проложена под палящим солнцем и полна колючек - то вы, как и любой разумный человек, обяза­тельно пойдете по второй дороге.

Давайте теперь рассмотрим современное общество. Из всех пороков в политическом, общественном и экономическом строях общества самым серьезным является порок в аппарате власти. А теперь сравните его опасность с опасностью ошибочных вероубеждений. Одинаково ли относились к ним Ал­лах и Его посланники? Какую из этих двух проблем они счи­тали самой опасной и самой губительной?

Каждое новое пророческое послание и беспрестанная борь­ба Божьих избранников за поклонение одному Аллаху свиде­тельствовали о том, что величайшим из всех пороков в глазах Аллаха является многобожие, и ни один грех не сравнится с ним по своей тяжести.

Поэтому я хочу еще раз повторить: каждый пророк начинал свою миссию с исправления вероубеждений своего народа и борьбы с язычеством и многобожием. Этого требовали от них мудрость и логика, и в пользу этого есть несколько доводов: • Во-первых, вред, который приносят язычество, порочные измышления и прочие ошибочные воззрения в тысячи раз больше, чем вред, причиняемый несправедливыми правителя­ми и всем остальным. А если кто-либо не согласен с этим, то он, сам того не подозревая, считает пророков недостаточно мудрыми. Упаси нас Господь от подобного заблуждения!

Зло, которое приносит на землю язычество, касается как власть имущих, так и простой люд. Во все времена были пра­вители, которые преклонялись перед истуканами и могилами, сооружали языческие храмы, способствовали идолопоклонст­ву и сами поклонялись ложным богам, делая им многочислен­ные приношения. Многие из них верили в то, что эти боги об­ладают сверхъестественной властью, которая превыше их зем­ного могущества, и что они могут помочь им или же покарать их. Иные считали, что их боги заступаются за них перед Алла­хом и помогают им добиться поставленных целей.

Самым ярким примером этого является Фараон, который возомнил из себя Бога и сказал: «Яваш Господь всевышний!»Сура «Исторгающие», аят 24

«У вас нет иного Бога, кроме меня».Сура «Рассказ», аят 38

А египетская знать сказала ему: «Неужели ты позволишь Мусе и его народу творить на земле нечестие и отречься от тебя и твоих богов?»Сура «Ограды», аят 127

Еще одним царем, мнившим из себя Господа, был царь Килдана Нимруд. Это он приказал сжечь пророка Ибрахима, дабы отомстить ему за то, что он разрушил каменья, которые они считали богами.

Правители Индии и Персии поклонялись идолам и огню, а императоры Византии - иконам, изображениям и кресту. Се­годня по их стопам следуют руководители европейских и аме­риканских государств.

А сколько правителей мусульманских государств поклоня­ется мертвым, любит и страшится их, надеется на их помощь и строит на их могилах храмы и мечети! Все это было в про­шлом и продолжается и по сей день. Произошло то, чего опа­сался Посланник Аллаха, и люди из его общины стали совер­шать то, от чего он предостерегал их.

Все это свидетельствует о том, как верен и важен путь, из­бранный посланниками Аллаха, и объясняет, почему пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) занимал такую непримиримую позицию в отноше­нии идолов и могил. Как же мудр, проницателен и рассудите­лен был пророк Ибрахим, когда он, пробуждая многие поколе­ния своих последователей, воззвал к Аллаху со словами: «Господи! Сделай мой город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Кто последует за мной, тот один из нас; а если кто ослушается меня, то ведь Ты — прощающий, милосердный».Сура «Ибрахим», аят 35-36

Ибрахим, достигший вершин истины, молил Аллаха защи­тить его от многобожия, а не от произвола правителей, не­смотря на то, что они действительно могут причинить много вреда и зла.

• Во-вторых, Аллах отправил своих посланников только для того, чтобы они научили людей добру и предостерегли их от наказания Аллаха и зла.

Всевышний Аллах сказал: «Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ни­спослал пророков вестниками и увещевателями...»Сура «Корова», аят 213

Всевышний также сказал: «Мы посылаем посланников только благовестителями и увещевателями. А те, которые уверовали и вершили бла­гое, не познают ни страха, ни печали»Сура «Скот», аят 48

Всевышний также сказал: «Мы отправляем посланников только благовестителями и увещевателями»Сура «Пещера», аят 56

Он также сказал: «[Мы послали] пророков благовествующих и увещеваю­щих, дабы у [неверующих] людей не было оправдания пе­ред Аллахом, после того как к ним явились посланники»Сура «Женщины», аят 165

А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никого, кому бы оправдание было милее, чем Аллаху, и ради этого Он отправил [пророков] нести благую весть и увещевать». аль-Бухари (7416), Муслим (2/1136), Ахмад (4/238), ад-Дарами (2233).

Всевышний сказал: «Разве на посланников возложено что-либо, помимо яс­ного возвещения?»Сура «Пчелы», аят 35

Он также сказал: «На посланников не возложено ничего, кроме ясного воз­вещения»Сура «Свет», аят 54

Он также сказал: «Если вы опровергаете [Коран], то [знайте, что] задолго до вас другие народы тоже опровергали [писания]. Но на Посланника возложено только ясное возвещение»Сура «Паук», аят 18

Доносить до людей истину и увещевать их - это великая честь. Достаточно сказать, что этим занимались пророки Ал­лаха, и эта славная миссия подобала их высокому статусу. Она была и остается самой тяжелой обязанностью, которая возло­жена на плечи наследников пророков - их верных и праведных последователей. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые тяжелые испытания выпадают на долю пророков, затем – на долю самых достойных из людей, а затем - на долю самых достойных после них».

Ранее мы уже говорили о том, с какими трудностями стал­киваются проповедники единобожия на своем пути, и отмети­ли, что никто другой не желает идти столь тернистым путем. • В-третьих, всевышний Аллах ни одному из своих послан­ников не велел начинать свою миссию со свержения власти и построения нового государства, и это вполне логично. Призыв к созданию нового государства заманчив для многих охотни­ков за земными благами, которые норовят обрести высокое положение в обществе и занять важный пост. Они охотно под­держивают идею о создании нового государства в надежде до­биться своих корыстных целей и претворить в жизнь свои злые замыслы.

Кто знает, может быть, именно это является одной из при­чин, из-за которых премудрый и всезнающий Творец не дозво­лил пророкам провозгласить эти ослепительные и заманчивые лозунги, позволяющие людям удовлетворять свои мирские желания, а повел их через многочисленные трудности и испытания другим чистым, славным и мудрым путем. Из-за этих трудностей и испытаний веруют в пророков и следуют за ними только искренние и верные рабы Аллаха, которые не пресле­дуют личных интересов и корыстных целей, а стремятся лишь обрести благоволение своего Господа и попасть в рай и боятся только Его гнева и мучительного наказания. Вот почему они веруют и поклоняются одному Аллаху и повинуются Его по­сланникам. В большинстве своем, это бедные, нуждающиеся и беззащитные люди.

Говоря о народе Нуха, Всевышний сказал: «Они спросили: «Неужели мы уверуем в тебя, после того как за тобой последовали самые жалкие люди?»Сура «Поэты», аят 111

О народе Салиха Он сказал: «Надменная знать из его народа спросила уверовавших из числа обездоленных: «Неужели вы думаете, что Салих послан своим Господом?» Они ответили: «Воистину, мы веруем в то, что ниспослано с ним». Гордецы же сказали: «Воистину, мы отвергаем то, во что вы веруете»Сура «Ограды», аяты 75-76

Вспомните, что император Гераклиус, расспрашивая Абу Суфйана о пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), спросил: «Знатные люди сле­дуют за ним или бедные?» Абу Суфйан ответил: «Бедные». А в конце их разговора Гераклиус сказал: «Я спросил тебя, знат­ные люди следуют за ним или бедные, и ты сказал, что за ним следует бедный люд. Именно они всегда были последователя­ми пророков».

Призывать людей к созданию нового государства намного легче. Большинство людей беспокоит только то, как заполу­чить богатство и удовлетворить свои безмерные желания, и поэтому они гораздо охотнее поддерживают подобные идеи.

Но Божьи посланники шли своим путем, на котором перед ними возникали многочисленные трудности и препятствия, и лишь немногие соглашались разделить с ними такую участь. Пророк Нух прожил девятьсот пятьдесят лет, призывая своих соплеменников уверовать в Аллаха, но лишь несколько чело­век последовало за ним. Всевышний сказал: «Но вместе с Нухом уверовали лишь немногие»Сура «Худ», аят 40

Ибн 'Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне были показаны общины. Я увидел пророка с группой людей, пророков, с которыми были один и два человека, про­рока, с которым никого не было. Вдруг предо мной оказалось множество людей, и я подумал, что это - моя община. Но мне было сказано: "Это - Муса и его народ". И тут я вновь увидел множество людей, и мне было сказано: "Вот это - твоя общи­на. Семьдесят тысяч из них войдут в рай без отчета и без нака­зания"». аль-Бухари (5705), Муслим и Ахмад (1/271).

Возлюбленный Аллаха пророк Ибрахим сокрушал язычни­ков убедительными доводами и неопровержимыми доказа­тельствами, но они все равно упорствовали в своем неверии. Одним из тех, кто уверовал в него, был Лут. Всевышний ска­зал: «В него (т.е. Ибрахима) уверовал Лут, и он сказал: «Воис­тину, я покину [свой город] ради своего Господа, ибо Он -великий, мудрый»Сура «Паук», аят 26

Лут стал великим пророком, но кто поверил ему и смог спа­стись от мучительного наказания? Очевидно, только его доче­ри, потому что Аллах сказал: «Мы вывели оттуда всех уверовавших, но нашли там лишь один дом, где обитали мусульмане»Сура «Рассеивающие», аят 35-36

Все это никоим образом не умаляет достоинств пророков. Воистину, все они были самыми лучшими, самыми славными, самыми великими, самыми благородными людьми. Никто не сможет превзойти их в смелости, мужестве, велеречии, крас­норечии, искренности, самопожертвовании.

Они призывали свои народы к Аллаху, доносили до них ис­тину, возвещали им о милости Аллаха и предостерегали от Его наказания. В этом состояла их миссия, и они самым прекрас­ным образом справлялись с ней. А если их последователей бы­ло мало или же не было вообще, то порицания заслуживают не они, а их соплеменники, которые отказались уверовать в них и сочли, что, уверовав, они не смогут достичь своих ничтожных целей.

Если же Аллах наставлял на прямой путь народ или его большую часть, и люди следовали за своим пророком, то они создавали новое государство правоверных, которое станови­лось благим результатом их веры и праведных деяний. Только тогда они начинали вести священную войну, дабы прославить имя Аллаха и утвердить на земле Его законы. Именно так дей­ствовали благородные сподвижники, ведомые пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). Их вера, праведные поступки и превосходное тер­пение сокрушили несправедливость и дерзость язычников. Аллах почтил их победой, воцарил на земле их правую веру и даровал им власть над другими народами. Всевышний сказал: «Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому как Он сделал преемниками тех, кто был до них; [обещал,] что укрепит их веру, которую Он одобрил для них, что Он вселит в них спокойствие, после того как они испытали страх. [Все это Я обещал тем, которые] по­клоняются Мне, не признавая наряду со Мной других богов. А если кто после этого станет неверным, то он суть грешник».Сура «Свет», аят 55

Когда Посланник Аллаха распространял ислам в Мекке, язычники предложили ему стать царем арабов, но он отказался принять их предложение и продолжал бороться с многобожи­ем и идолопоклонством и призывать людей к вере в единого Аллаха. Это не давало покоя курейшитам, и они отправили к Посланнику Аллаха 'Утбу ибн Раби'а. Он пришел к Послан­нику Аллаха и сказал:

— О сын моего брата! Ты - один из нас, и ты знаешь свое положение и знатное происхождение. Ты задумал со своим народом страшное: ты посеял между нами рознь и лишил нас здравого рассудка, ты оскорбляешь наших богов и порицаешь нашу религию, ты называешь безбожниками наших отцов. Послушай же меня, я хочу сделать тебе несколько предложений. Подумай над ними, может быть, ты примешь какое-либо из них.

Посланник Аллаха сказал:

— Говори, Абу аль-Валид, я слушаю.

'Утба сказал:

— О сын моего брата! Если ты делаешь это для того, чтобы разбогатеть, то мы соберем для тебя столько денег, что ты станешь самым богатым среди нас. Если ты ищешь славы, то мы сделаем тебя нашим вождем и не будем принимать никаких решений без твоего согласия. Если ты хочешь царствовать, то мы сделаем тебя нашим царем. А если все это всего лишь навязчивая идея, от которой ты не можешь избавиться, то мы найдем для тебя врача и потратим все наше богатство, пока не исцелим тебя. Бывает, что злой дух овладевает человеком, пока его не излечат от него.

Посланник Аллаха выслушал его, а затем сказал:

— Ты уже закончил, Абу аль-Уалид.

— Да, - ответил 'Утба.

— Тогда послушай меня, - сказал ему Посланник Аллаха.

Он сказал:

— Говори.

Посланник Аллаха сказал:

Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Ха Мим. Это ниспосланное Милостивым, Милосердным и есть писание, аяты которого разъяснены языком арабского Корана для тех, кто понимает. Он — добрый вестник и увещеватель, однако большая часть их не [желает] слушать…»Сура «Разъяснены», аяты 1-4.

Посланник Аллаха продолжал читать Коран, и 'Утба молча слушал его, упершись на руки, вытянутые позади спины. На­конец, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочел аят, после которого надлежало пасть ниц, и поклонился Аллаху. Затем он сказал:

— Абу аль-Уалид, ты слышал то, что слышал. Поступай теперь, как знаешь...

'Утба отправился к курейшитам, и они уселись и спросили его:

— Ну как, Абу аль-Уалид?

Он ответил:

— Я послушал его и клянусь Аллахом, что никогда не слышал ничего подобного. Клянусь Аллахом, это не колдовство, не стихи и не предсказания. О курейшиты! Послушайтесь меня и доверьтесь мне. Позвольте ему делать то, что он делает. Оставьте его в покое. Клянусь Аллахом, то, что я услышал, имеет великий конец. Если арабы погубят его, то вы избавитесь от него руками других. А если он одержит над ними верх, то вы разделите и его власть, и его могущество и станете благодаря нему самыми счастливыми людьми.

Курейшиты воскликнули:

— Клянемся Аллахом, Абу аль-Валид, что он околдовал тебя своими речами.

— Таково мое мнение, но поступайте так, как считаете нужным, - ответил им 'Утба. Ибн Исхак в книге «ас-Сира». См. Ибн Хишам (1/293-294).

Ибн Исхак передал хадис о том, что Ибн 'Аббас рассказы­вал, что несколько курейшитов[27] собрались вместе и сделали Посланнику Аллаха предложение, похожее на предложение 'Утбы. Тогда Посланник Аллаха сказал:    «Я не ищу того, о чем вы говорите. Я не пришел к вам в поисках богатства, славы или власти. Аллах отправил меня к вам посланником, ниспослал мне писание и повелел мне радовать [верующих] и увещевать [неверных]. Я донес до вас послание моего Господа и указал вам верный путь. Если вы примете то, с чем я пришел к вам, то обретете прекрасный удел как в этом мире, так и в будущей жизни. Если же вы отвергните меня, то я буду терпеливо сносить волю Аллаха, пока Он не рассудит между мною и вами...» Ибн Хишам (1/295-296).

Посланник Аллаха также отказывался принять помощь от тех, кто стремился править после него.

Ибн Исхак рассказывал, что аз-Зухри поведал ему о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) пришел к роду 'Амира ибн Са'са'а, призвал их уверовать в великого и могучего Аллаха и расска­зал о себе. Некий мужчина по имени Бахира ибн Фирас сказал:

— Клянусь Аллахом, если бы я взялся за этого курейшита, то покорил бы благодаря нему всех арабов, - затем он обратился к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: - Послушай, если мы последуем за тобой и Аллах дарует тебе победу над твоими противниками, перейдет ли власть после тебя к нам?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Власть принадлежит Аллаху, и Он дарует ее, кому пожелает.

Тогда он сказал:

— Ты хочешь, чтобы мы своей грудью защищали тебя от арабов, а после того, как Аллах дарует тебе победу, к власти пришли не мы, а кто-то другой? Нам не нужно то, с чем ты пришел.

Так этот род отказался помогать пророку (мир ему и благословение Аллаха). Ибн Хишам (1/424-425) и аз-Захаби в книге «ас-Сира ан-Набавийа» (стр. 189-190).

Одним словом, пророки не приходили для того, чтобы сме­нять одну власть другой. Они не жаждали престола и создава­ли партий, а всего лишь пытались наставить людей на прямой путь, дабы спасти их от заблуждения и многобожия и вывести их из мрака к свету.

Даже когда им предоставлялась возможность взойти на трон, они отказывались от него и продолжали свое правое де­ло. Именно так поступил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), когда курейшиты предложили ему стать их царем.

У пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) была еще одна возможность стать царем - пророком, но и тогда он предпочел быть рабом и по­сланником.

Абу Хурейра рассказывал, что «однажды [ангел] Джибриль сел рядом с Пророком и посмотрел на небо. С него спускался другой ангел, и Джибриль сказал:

— Этот ангел еще ни разу не спускался с того дня, как он был сотворен.

Спустившись, ангел сказал:

— Мухаммад, твой Господь послал меня к тебе! Хочешь ли ты, чтобы Он сделал тебя царем - пророком, или хочешь быть рабом и посланником?!

Тут Джибриль сказал:

— Унизься перед своим Господом, Мухаммад.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Рабом и посланником. Ахмад (2/231), Ибн Хиббан (2137). Аль-Албани в книге «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» (3/4) назвал иснад хадиса достоверным согласно требованиям имама Муслима.

Принимая присягу от ансар и других мусульман, Посланник Аллаха всегда обещал им в награду за верность только рай. Даже в самые тяжелые минуты он не сулил им высоких чинов, власти, богатства или иных тленных услад.

'Убада ибн ас-Самит рассказывал: «Я был одним из ста­рейшин, которые присягнули Посланнику Аллаха и поклялись не придавать Аллаху сотоварищей; не воровать; не прелюбо­действовать; не убивать людей, души которых Аллах сделал неприкосновенными, если у нас нет на то права; не грабить и не ослушаться. [В награду за это] нам был обещан рай».

Абу Мас'уд аль-Ансари рассказывал, что Посланник Алла­ха отправился вместе со своим дядей аль-'Аббасом на встречу с семидесятью ансарами под деревом у горного прохода Ака­бы. Он сказал:

— Пусть один из вас говорит, но не делает свою речь слишком длинной, потому что язычники следят за вами. Если они узнают о нашей встрече, то ваша тайна раскроется.

Тогда Абу Умама сказал:

— Говори, Мухаммад, что мы должны сделать для твоего Господа, для тебя и для твоих сподвижников. Затем сообщи нам, какую награду мы получим за это от великого и могучего Аллаха и от вас.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Я хочу, чтобы вы поклонялись моему великому и могучему Господу и не придавали ему сотоварищей, а также, чтобы вы приютили меня и моих сподвижников, помогали нам и защищали нас от тех, от кого вы защищаетесь сами.

Ансары спросили:

— А что мы получим за это?

— Рай!, - ответил пророк (мир ему и благословение Аллаха).

— Мы согласны, - сказали они. Ахмад (4/119-120).

Джабир ибн 'Абдуллах рассказывал: «В течение десяти лет посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), живя в Мекке, приходил к людям на соб­раниях в 'Указе и Маджанне и во время паломничества в Мине и обращался к ним со словами: «Кто приютит меня и поможет мне донести послание моего Господа, тот получит [в награду за это] Рай». А когда кто-либо из Йемена или Мудара собирался в Мек­ку, его родственники приходили к нему и говорили: «Остерегайся этого курейшита, дабы он не околдовал тебя».

Посланник Аллаха ходил среди людей, а они показывали на него пальцем. Так продолжалось до тех пор, пока Аллах не по­слал нас к нему из Йасриба. Мы уверовали и приютили про­рока (мир ему и благословение Аллаха). Мужчины отправлялись к нему, принимали его веру, а он учил их Корану. Затем они возвращались домой, и их семьи обращались в Ислам. Наконец, не осталось такого дома, в ко­тором бы не было нескольких мусульман, всенародно заявив­ших о своей вере. Как-то мы собрались вместе и сказали: «До каких пор мы будем смотреть, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в страхе скитается по горам Мекки?» Тогда семьдесят наших мужчин отправились к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и прибыли [в Мекку] во время паломничества. Мы договорились о встрече в горном проходе Акаба. Мы отправились туда в одиночку и по двое и, наконец, собрались все вместе. Тогда мы сказали: «О Посланник Аллаха, мы готовы присягнуть тебе!» Он сказал: «Принесите мне присягу в том, что будете слушаться и повиноваться, не взирая на бодрость или лень; будете делать пожертвования в нужде и в достатке; будете учить добру и удерживать от зла; будете говорить ради Аллаха [только истину], не опасаясь порицания людей; будете помогать мне, а когда я приеду к вам, и защищать меня от тех, от кого вы оберегаете себя, своих жен и сыновей. А за это вы получите Рай».

Мы встали, чтобы присягнуть ему, но тут самый младший из нас по имени Ас'ад ибн Зурара взял пророка (мир ему и благословение Аллаха) за руку и ска­зал: «Не спешите, о жители Йасриба! Мы не стали бы пришпоривать верблюдов, если бы не знали, что это – Посланник Аллаха. Поддержать его сегодня означает отколоться от всех арабов. Лучшие из вас погибнут, вы будете порублены мечами. Если вы проявите стойкость, то Аллах вознаградит вас. Если же вы боитесь, что проявите малодушие, то скажите об этом сейчас. Это будет оправданием для вас перед Аллахом».

Ансары сказали: «Уезжай отсюда, Ас'ад. Клянемся Аллахом, что мы никогда не откажемся от этой присяги и ни за что не уступим ее другим».

Мы встали и присягнули пророку (мир ему и благословение Аллаха), а он принял от нас присягу на этих условиях и обещал нам в награду Рай». Ахмад (3/322, 339), аль-Хаким (2/624) и Ибн Хиббан (см. «Маварид аз-Зам'ан», стр. 408). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби. Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» (7/222-223) упомянул разные версии этого хадиса и назвал некоторые из них достоверными, а некоторые - хорошими и сильными.

Посланник Аллаха всегда воспитывал в своих сподвижни­ках любовь к Корану и Сунне, учил их устоям веры, правдиво­сти, искренности и никогда не вовлекал их в политические иг­ры и не искушал их высокими чинами.

Ни одному из них Посланник Аллаха не обещал должность в государстве ни до принятия им ислама, ни после этого. А спустя двадцать лет после начала пророчества, перед битвой при Хейбаре, он сказал им: «Завтра я вручу знамя тому чело­веку, который любит Аллаха и Его Посланника и которого любят Аллах и Его Посланник. Посредством Его Аллах ниспошлет победу».

Всю ночь сподвижники Посланника Аллаха шумно препи­рались между собой о том, кто же это будет. А 'Умар ибн аль-Хаттаб даже признался: «Помимо той ночи, я никогда не же­лал стать эмиром». аль-Бухари (3009), (3701) и Муслим (2405).

Несмотря на то, что он был одним из са­мых славных сподвижников и был человеком с сильным ха­рактером, Посланник Аллаха не сулил ему высоких чинов, да и он сам не стремился к ним.

Но что же изменилось в ту ночь? Что заставило его и других сподвижников желать встать во главе армии? Должность эми­ра? А может быть, стремление оказаться тем самым челове­ком, которого любят Аллах и Его Посланник? А если мы предположим, что Посланник Аллаха учил мусульман стре­миться к власти и воспитывал их в духе борьбы за власть, то почему 'Умар никогда не хотел стать эмиром?

Ответ прост: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал своих сподвижников избе­гать власти и запрещал им домогаться ее.

Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха)ска­зал: «Вы будете домогаться власти, а в День воскресения станете сожалеть об этом. Приятно владеть, и горько рас­ставаться».[28]аль-Бухари (7148), Ахмад (2/4048) и ан-Насаи в книге «Адаб аль-Кады» (8/199).

Таким образом, он запретил стремиться к власти и домо­гаться ее.

'Абд ар-Рахман ибн Самура рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О 'Абд ар-Рахман, не проси назначить те­бя эмиром, ибо если тебя назначат правителем в ответ на твою просьбу, то ты один будешь нести ответственность. Если же тебя назначат без этого, то тебе будет оказана помощь». аль-Бухари (7147), Муслим и ан-Насаи (8/198).

Из всех этих хадисов вытекает важное правило: шариат не позволяет назначать на должность тех, кто сам стремится к этому. Абу Муса аль-Аш'ари рассказывал, что он вместе с двумя сыновьями своего дяди вошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Один из них сказал:

— О Посланник Аллаха, поставь нас наместниками на части тех земель, на которых великий и могучий Аллах сделал тебя правителем.

Второй попросил то же самое, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Клянусь Аллахом, мы не назначим на эту должность ни того, кто вызовется сам, ни того, кто будет жаждать ее.

Абу Муса сказал:

— Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной, они не говорили мне о своих планах, и я не подозревал о том, что они станут просить должность.

Абу Муса рассказывал: «Я смотрел на мисуак Пророка и видел, как он сжал губы».

Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Мы не назначаем на должность тех, кто жаждет ее. По­едешь ты, Абу Муса.

Он отправил его в Йемен, а вслед за ним отправил и My'аза.

В версии этого хадиса, переданной ан-Насаи, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Мы не назначаем на долж­ность тех, кто сам просит об этом». аль-Бухари (7149), Муслим и ан-Насаи (8/198).

Ибн Хаджар писал о том, что аль-Мухаллаб сказал: «Из-за стремления к власти люди начинают сражаться друг с другом, проливают кровь, грабят чужое имущество, насилуют женщин. Тем самым они сеют на земле великую смуту. А после того, как человек достигает власти, его убивают, смещают или же он просто умирает. И тогда он начинает сожалеть о том, что ввя­зался во все это. С него взыскивают за то, что он совершил, а все к чему он стремился, он уже потерял».

Далее Ибн Хаджар сказал: «Это относится ко всем правите­лям, кроме тех, кто был вынужден занять этот пост. К приме­ру, после смерти правителя нет никого, кто бы занял его место, кроме вас, и если вы не сделаете этого, то это пойдет во вред мусульманам, потому что состояние дел в стране ухудшится». См. «Фатх аль-Бари» (13/126).

Так или иначе, мусульмане не могут обойтись без прави­тельства и суда, потому что благодаря этим институтам власти обеспечивается безопасность жизням и имуществу людей.

Но, избирая правителей и судей, мы обязаны следовать дороге Посланника Аллаха и не назначать на эти должно­сти тех, кто сам просит об этом, или домогается этого, или выдвигает свою кандидатуру на выборах, потому что это является одним из проявлений домогательства на власть.

Избираться на эти должности должны богобоязненные лю­ди, обладающие знанием и не имеющие притязаний на власть.

Кроме того, воспитывая молодежь, мы также обязаны сле­довать дороге пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мы не должны прививать молодым мусульманам любовь к господству и власти, а те, которые по­ступают таким образом, отступают от дороги Посланника Ал­лаха и толкают молодежь на опасный путь. Разве могут обрес­ти успех в этом мире и в будущей жизни те, кто отступает от дороги посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?

Всевышний сказал: «[Лицемеры] говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в По­сланника и повинуемся». Но потом какая-то часть их от­ворачивается [от Посланника], и они суть неверующие. Когда же их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, то одна часть из них не признает [его реше­ния]»Сура «Свет», аяты 47-48

Таким образом, мы установили, что методы, которых при­держивались пророки, сражаясь с язычеством и проповедуя единобожие, полностью отвечали требованиям логики и разу­ма. В пользу этого свидетельствуют священные тексты Корана и Сунны и логические доводы, о которых мы уже говорили.

Теперь я хочу спросить вас, может ли проповедник ислама уклоняться от дороги пророков?

Учитывая все, что мы уже сказали и о чем еще будем гово­рить, мы можем однозначно утверждать, что ни шариат, ни разум не позволяют мусульманину отклоняться от этого пути и избирать для себя иной путь.

• Во-первых,это единственный правильный путь, следовать которым Аллах повелел всем своим пророкам, от первого до последнего.

Этот путь указан самим Аллахом, который сотворил чело­века и лучше всех ведает о его природе и о том, как можно ис­целить его душу и сердце.

«Да и как может не ведать Тот, кто сотворил [все сущее], ведь Он — проницательный, сведущий?»Сура «Власть», аят 14

• Во-вторых,все пророки безоговорочно придерживались этого пути, что самым ярким образом свидетельствует о том, что мусульманин не имеет права самостоятельно решать, поступать ему так же или нет.

Среди посланников Аллаха не было ни одного пророка, ко­торый бы начал свою миссию с проповедей суфизма, фило­софского догматизма или политической борьбы.

Все они шли одним единственным путем и уделяли внима­ние, главным образом, распространению единобожия.

В-третьих,всевышний Аллах приказал благородному пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), с которого должны брать пример все мусульмане, следовать по стопам его предшественников. В суре «Скот» Аллах упомянул о восемнадцати пророках, а затем обратился к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Они- те, которых Аллах вел прямым путем. Следуй же и ты их прямому пути»Сура «Скот», аят 90

Посланник Аллаха неукоснительно исполнил это повеление Аллаха: он начал свою миссию с призыва к единобожию и все­гда уделял ему особое внимание.

В-четвертых,призыв всех пророков самым совершенным образом воплотился в призыве Ибрахима, и, как бы подчеркивая это, Аллах приказал пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) идти его путем и сказал: «Затем Мы внушили тебе в откровении: «Следуй за религией Ибрахима. Он был преданным и не был многобожником».Сура «Пчелы», аят 123

Дорога этого великого пророка - это поклонение одному Аллаху и борьба с язычеством, и все, кто следует ей, должны в первую очередь призывать людей к единобожию. Для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность этого, всевышний Аллах приказал всем последователям Мухаммада идти таким этим и сказал: «Скажи: «Аллах глаголет истину. Следуйте же вере об­щины Ибрахима. Он был преданным и не был многобожником».Сура «Семейство 'Имрана», аят 95

Таким образом, мусульманской общине велено следо­вать дорогой пророка Ибрахима. Ей не дозволено откло­няться от этого пути и не дозволено отказываться от при­зыва к поклонению одному Аллаху и от борьбы с многобо­жием, его проявлениями и факторами, способствующими его возникновению.

• В-пятых,мы должны помнить, что всевышний Аллах ска­зал: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то возла­гайте [решение вашей тяжбы] на Аллаха и Его Посланни­ка, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. Так будет лучше, и исход этого будет благоприятнее»

Сура «Женщины», аят 59

Обращаясь к Корану, мы видим, что убеждения всех Божь­их посланников зиждились на вере в единого Аллаха и что все они начинали свою миссию с призыва к единобожию, самой важной части их послания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...