Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы экономической интеграции РБ со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Межстрановая экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения отдельных стран на основе рационального межгосударственного разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных уровнях и в различных формах. Экон-ая интеграция - многоэтапный процесс: 1)зона свободной торговли. 2)таможенный союз. 3)общий рынок. 4)экономический союз (эк-кий и валютный союз). Развитие национальной экономики РБ во многом определяется интеграционными процессами в рамках СНГ, созданного после распада СССР в декабре 1991г. Стратегические цели экономической интеграции стран СНГ: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества. Причины, сдерживающие интеграционные процессы государств СНГ: различные модели социально-экономического развития отдельных государств; разная степень рыночных преобразований; неплатежеспособность предприятий; неконвертируемость национальных валют; несогласованность таможенной и налоговой политики; применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги. Различие нац., экон. и геополитич. приоритетов участников СНГ обусловило формирование субрегиональных образований и заключение двухсторонних соглашений. Главная цель экономической интеграции Беларуси и России - реализация общих стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. В 1996 подписан договор об образовании Сообщества Беларуси и России, 1997 – об образовании союза Беларуси и России, 1999 – об образовании союзного государства. В 1998 – таможенный союз РБ, РФ, Казахстан, Таджикистан. В 2000 – Евро-азиатское экон-ое сообщество ЕврАзЭС. В 2003 – Единое экон-ое пространство РБ, РФ, Украина, Казахстан. В 2010 – таможенный союз РБ, РФ, Казахстан. В 1993 РБ присоединилась к Генеральному соглашению по тарифам и торговле Всемирной торговой организации. Беларусь активно сотрудничает в экономической сфере со странами ЕС. Главные торговые партнеры РБ из стран ЕС - Германия и Великобритания. Важные торговые партнеры республики - страны Азии (Китай и Индия), страны Африки. Совершенствование внешнеэкономических связей РБ со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях. Понятие эк.безопасности. РБ вошла в 21 в. с открытой, ориентированной на экспорт экономикой. Около 60% её ВВП органично связано с внешними рынками, что определяет большую зависимость от мировых тенденций эк. развития. Ограниченные запасы собственных топливно-энергетич. ресурсов создают серьезные проблемы в области стабильных поставок нефти и газа. Эти факторы опр. актуальность обеспечения эк.безопасности страны с учетом вн. и вн.угроз. Эк.безопасность - это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных вн.и вн.факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту нац.интересов. Обеспечение эк.безопасности - это создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесению хозяйству страны непоправимого ущерба от вн.и вн.эк. угроз. В широком смысле эк. безопасность - это создание усл.по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Её следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного (взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем), нац., регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности. Междунар. эк.безопасность обеспечивается различными структурами ООН, другими международными эк.организациями, в том числе МВФ, Всемирным банком, ВТО, ФАО. Эк.безопасность страны предст.собой сложную сист., важн.составляющими которой явл.следующие виды безопасности: • производственная (износ активной части ОПФ)– производство необходимой продукции для удовлетворения потребности; • финансовая (нехватка денег на развитие народного хозяйства)– уровень дефицита бюджета, инфляции, госдолг, золотовалютный запас и др.; • продовольственная (100%-ое обеспечение себя продуктами питания за счёт собственных средств)– уровень произв-ва и запасов зерна, сельхозпродукции, кормовой базы; • энергетическая (большая зависимость от поставок, нехватка собственных ресурсов)– топливно-энергетические ресурсы, эффективное энергосбережение; • инфраструктурная – производственная (транспорт, связь, электро-, газо-, водоснабжение) и социальная (ЖКХ, торговля, система здравоохранения, образования, бытовое обслуживание); • инновационная (создавать условия для инвестиций под инновации, внедрять инновации – новую технику и технологии – в производство) – доля затрат на исследования и разработки в ВВП (наукоёмкость ВВП), инвестиции в науку; • внешнеэк.(не менее 10% продукции должны идти на экспорт) – сохранение суверенитета, рост конкурентоспособности, защита интересов нац. производителей, внешняя задолженность, объём внешнеторгового оборота. Важн.также явл.обеспечение военной (целостность границ) и эколог. (поддерживать, а не ухудшать ситуацию; с дальн.развитием НТП не допускать обострений эколог.проблем: парниковый эффект, катаклизмы, таяния ледников). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |