Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАВОТВОРЕЧЕСТВО,ПРАВООБРАЗОВАНИЕ,ПРАВОУСТАНОВЛЕНИЕ.
Правообразование — это процесс, который включает возникновение потребностей общества в урегулировании определенных отношений и актов поведения, их осознание, формулировку и юридическое оформление в виде правовых норм. Процесс правообразования идет беспрерывно, поскольку постоянно возникают новые виды общественных отношений, новые субъекты требуют признания своего права, а старые — расширения или изменения своих правовых возможностей. Правотворчество необходимо рассматривать в пределах более широкого понятия — правообразования и не отождествлять с ним. Правотворчество — это организационно оформленная деятельность уполномоченных субъектов по принятию, изменению и отмене правовых норм, осуществляемая в соответствии с общественными потребностями в нормативно-правовом регулировании. Правотворчество выступает как официальная составляющая правообразо-вания, самостоятельная и завершающая его стадия. Правообразование осуществляется до правотворчества, наряду с ним, в виде правотворчества, после правотворчества, в процессе реализации права. Правообразование осуществляется не только государством, но и обществом: в правосознании, правоотношениях, правомерном поведении, правовых теориях, правовой практике, индивидуальных и коллективных договорах. Они исследуются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах, нормативно-правовых договорах, правовых прецедентах, правовых обычаях. Правоустановление – это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права. Понятие «Правоустановление» точнее выражает смысл и содержание той специфической деятельности, которая обычно именуется «правотворчеством».
ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА. 1. По субъекту: -народное (референдум); -органов государства; -органов местного самоуправления; -отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); -трудовых коллективов (коллективные договора); -общественных (корпоративных) организаций (они принимают нормы права в порядке санкционированного, делегированного, совместного правотворчества); 2. По характеру: -непосредственное (например, осуществляемое народом в ходе референдума, органом государства в порядке реализации непосредственно установленной для него законом правотворческой компетенции); -делегированное (в порядке реализации делегированных правотворческих полномочий, например, делегированных органом исполнительной власти органу местного самоуправления); -санкционированное (санкционирование органами государства обычаев, норм, принятых корпоративными организациями); -совместное (согласованное принятие несколькими субъектами правотворчества правового акта, например, нормативного акта принятого МВД совместно с Нацбанком и Минфином); -договорное (заключение нормативного договора); -систематизирующее (упорядочение массива действующих норм права, например, при кодификации); -текущее (повседневный процесс принятия, изменения, отмены норм права как разновидность постоянной государственной деятельности).
Правовое регулирование правотворческого процесса в РБ. Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называется правотворческим процессом. Правотворческий процесс - это технология создания нормативных актов и доведение их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами.
СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Правотворческая деятельность представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс. Он по своему содержанию складывается из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий (этапов), которые в теории принято называть стадиями. Технология создания нормативно-правового акта в Республике Беларусь предусмотрена Законом «О Нормативных правовых актах Республики Беларусь». В частности, в нем определены следующие стадии нормотворческого процесса (ст. 39): 1. Планирование нормотворческой деятельности; 2. Нормотворческая инициатива; 3. Подготовка проекта нормативно-правового акта; 4.Принятие (издание) нормативно-правового акта; 5. Включение нормативно-правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь; 6. Опубликование нормативно-правового акта. Содержание каждой стадии правотворческого процесса определяется особенностями нормативного правового акта его юридической природой, видом, назначением, характером регулируемых общественных отношений.
СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Законотворчество является составной частью правотворчества и в значительной степени обладает всеми признаками, характерными для этого процесса. Новая редакция Конституции 1994 г., принятая в 1996 г. в связи с введением двухпалатной структуры Парламента значительно усложнила механизм принятия законов РБ. В настоящее время законодательный процесс в РБ включает в себя ряд последовательных стадий, которые могут быть подразделены на обязательные и возможные. К обязательным стадиям относятся: · реализация права законодательной инициативы (т.е. внесение законопроекта на рассмотрение Палаты представителей); · предварительное рассмотрение законопроекта парламентскими комиссиями; · рассмотрение законопроекта Палатой представителей в первом и втором чтениях; · принятие Палатой представителей решения по законопроекту; · рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом Республики; · подписание закона Президентом и его обнародование. Возможными стадиями законодательного процесса выступают: · преодоление разногласий между ПП и СР в случае отклонения последним законопроекта; · преодоление Парламентом президентского вето на принятый Парламентом закон или его отдельные части.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 407. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |