Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАВОТВОРЕЧЕСТВО,ПРАВООБРАЗОВАНИЕ,ПРАВОУСТАНОВЛЕНИЕ.




Правообразование — это процесс, который включает возникновение потребностей общества в урегулировании определенных отношений и актов поведения, их осознание, формулировку и юридическое оформление в виде правовых норм. Процесс правообразования идет беспрерывно, по­скольку постоянно возникают новые виды общественных отношений, новые субъекты требуют признания своего права, а старые — расширения или изменения своих пра­вовых возможностей.

Правотворчество необходимо рассматривать в пределах более широкого понятия — правообразования и не отожде­ствлять с ним.

Правотворчество — это организационно оформленная деятельность уполномоченных субъектов по принятию, изменению и отмене правовых норм, осуществляемая в соответствии с общественными потребностями в норматив­но-правовом регулировании.

Правотворчество выступает как официальная состав­ляющая правообразо-вания, самостоятельная и завершаю­щая его стадия. Правообразование осуществляется до правотворчества, наряду с ним, в виде правотворчества, после правотворчества, в процессе реализации права. Пра­вообразование осуществляется не только государством, но и обществом: в правосознании, правоотношениях, право­мерном поведении, правовых теориях, правовой практике, индивидуальных и коллективных договорах. Они исследу­ются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах, нормативно-правовых дого­ворах, правовых прецедентах, правовых обычаях.

Правоустановление – это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права.

Понятие «Правоустановление» точнее выражает смысл и содержание той специфической деятельности, которая обычно именуется «правотворчеством».

 

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА.

1. По субъекту:

-народное (референдум);

-органов государства;

-органов местного самоуправления;

-отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

-трудовых коллективов (коллективные договора);

-общественных (корпоративных) организаций (они принимают нормы права в порядке санкционированного, делегированного, совместного правотворчества);

2. По характеру:

-непосредственное (например, осуществляемое народом в ходе референдума, органом государства в порядке реализации непосредственно установленной для него законом правотворческой компетенции);

-делегированное (в порядке реализации делегированных правотворческих полномочий, например, делегированных органом исполнительной власти органу местного самоуправления);

-санкционированное (санкционирование органами государства обычаев, норм, принятых корпоративными организациями);

-совместное (согласованное принятие несколькими субъектами правотворчества правового акта, например, нормативного акта принятого МВД совместно с Нацбанком и Минфином);

-договорное (заключение нормативного договора);

-систематизирующее (упорядочение массива действующих норм права, например, при кодификации);

-текущее (повседневный процесс принятия, изменения, отмены норм права как разновидность постоянной государственной деятельности).

 

Правовое регулирование правотворческого процесса в РБ.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называется правотворческим процессом. Правотворческий процесс - это технология создания нормативных актов и доведение их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами.

 

 

СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Правотворческая деятельность представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс. Он по своему содержанию складывается из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий (этапов), которые в теории принято называть стадиями.

Технология создания нормативно-правового акта в Республике Беларусь предусмотрена Законом «О Нормативных правовых актах Республики Беларусь». В частности, в нем определены следующие стадии нормотворческого процесса (ст. 39):

1. Планирование нормотворческой деятельности;

2. Нормотворческая инициатива;

3. Подготовка проекта нормативно-правового акта;

4.Принятие (издание) нормативно-правового акта;

5. Включение нормативно-правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6. Опубликование нормативно-правового акта.

Содержание каждой стадии правотворческого процесса определяется особенностями нормативного правового акта его юридической природой, видом, назначением, характером регулируемых общественных отношений.

 

СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Законотворчество является составной частью правотворчества и в значительной степени обладает всеми признаками, характерными для этого процесса.

Новая редакция Конституции 1994 г., принятая в 1996 г. в связи с введением двухпалатной структуры Парламента значительно усложнила механизм принятия законов РБ. В настоящее время законодательный процесс в РБ включает в себя ряд последовательных стадий, которые могут быть подразделены на обязательные и возможные.

К обязательным стадиям относятся:

· реализация права законодательной инициативы (т.е. внесение законопроекта на рассмотрение Палаты представителей);

· предварительное рассмотрение законопроекта парламентскими комиссиями;

· рассмотрение законопроекта Палатой представителей в первом и втором чтениях;

· принятие Палатой представителей решения по законопроекту;

· рассмотрение и одобрение (отклонение) законопроекта Советом Республики;

· подписание закона Президентом и его обнародование.

Возможными стадиями законодательного процесса выступают:

· преодоление разногласий между ПП и СР в случае отклонения последним законопроекта;

· преодоление Парламентом президентского вето на принятый Парламентом закон или его отдельные части.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 407.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...