Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ ЗАКОНА И МЕСТО ЗАКОНА В СИСТ НПА.




Закон-акт высшей юридической силы. В современной юридической литературе термин «закон» может употребляться в двух смыслах:

Как нормативный правовой акт высшего представительного законодательного органа.

Закон в широком смысле, т.е. любой нормативно-правовой акт государства, который содержит общеобязательные правила поведения.

Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным законодательным органом государственной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон является фундаментальным юридическим документом, который содержит нормы исходного первичного характера, все иные нормативное правовые акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления закона. Закон должен быть современным по содержанию, способствовать прогрессивному развитию общества, его установления не должны противоречить естественным правам человека.

 В Республике Беларусь действует 5 видов законов:

1.Конституционные. Они закрепляют государственное и общественное устройство, служат юридической базой для текущего законодательства, закрепляют права свободы и обязанности граждан и к ним относятся:

Конституция

Законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию

Законы, конкретизирующие её содержание.

2.Текущие (обыкновенные) законы. Они принимаются на основе конституционных и регулируют различные стороны общественной жизни.

3.Программные законы (закон по военной доктрине РБ, закон о бюджете РБ) – это законы, которые определяют основные направления внутренней и внешней политики, они принимаются в особом порядке, т.е. за них должно проголосовать 2/3 депутатов Палаты Представителей и 2/3 членов Совета Республики.

4.Органические (кодифицированные) законы – это юридически цельные, внутри несогласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативного обобщения и комплексно регулирующие какую-то сферу общественной жизни. Среди нормативных актов в той или иной отрасли права кодексы обладают большей юридической силой (имущественные отношения).

5.Чрезвычайные (исключительные) законы. Они принимаются для регулирования отношений в условиях какой-либо чрезвычайной обстановки.

Законы могут быть классифицированы и по другим основаниям, например, с учетом времени и действия, с учетом пространства их действия, с учетом их действия по кругу действия их лиц.

 

 

ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА.

В широком смысле под законом понимают любую правовую норму, принятую в результате предписания государственной власти.

В узком смысле, закон представляет собой "норму, установленную высшим в пределах каждой данной правовой организации правовым авторитетом"

Процесс создания, изменения и отмены законов назы­вают правотворческим (законодательным) процессом. В национальной право­вой системе он состоит из следующих стадий:

правотворческая (законодательная) инициатива — внесение в законо­дательный орган предложения об издании, изменении или отмене закона. Таким правом в любом государстве обладает сравнительно узкий круг лиц.

2) разработка проекта нормативно-правового акта (законопроекта). Она может быть пору­чена парламентским комитетам, министерствам, коллек­тивам ученых-специалистов. Первая и вторая стадии зако­нодательного процесса могут совпадать, и тогда на рассмот­рение сессии Совета депутатов, парламента или иного органа вносится готовый проект нормативно-правового акта;

обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотре­нию законопроект поэтапно обсуждается парламентариями, в него вносятся поправки и дополнения (этот процесс назы­вают первым и вторым чтением законопроекта);

4) принятие закона (обычно в результате третьего чте­ния). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение про­стого большинства членов парламента (т.е. 50 % +1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голосов парламентариев (квалифицированное большинство);

Принятие нормативно-правового акта заключается в официаль­ном придании ему характера общеобязательности.

5) подписание закона главой государства. На эту ста­дию отводится строго определенный срок (например, в Украине — 15 дней, у нас – две недели). Как правило, глава государства имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето). Если закон повторно принимается квалифицированным боль­шинством голосов, то глава государства обязан подписать его и обнародовать. Если Президент не подписал повторно принятый закон, то по истечении десяти дней закон безотлагательно обнародуется Председателем парламента;

6) обнародование закона. Эта стадия имеет важное зна­чение. Неопублико-ванные и, таким образом, не доведенные до сведения людей законы не применяются;

Официальное опубликование (обнародование, промульгация) нормативно-правового акта (закона) — это доведение в установлен­ном порядке до всеобщего сведения принятых высшим представи­тельным органом государства и подписанных главой государства законов, а также иных нормативно-правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...