Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОНЯТИЕ ЗАКОНА И МЕСТО ЗАКОНА В СИСТ НПА.
Закон-акт высшей юридической силы. В современной юридической литературе термин «закон» может употребляться в двух смыслах: Как нормативный правовой акт высшего представительного законодательного органа. Закон в широком смысле, т.е. любой нормативно-правовой акт государства, который содержит общеобязательные правила поведения. Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным законодательным органом государственной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон является фундаментальным юридическим документом, который содержит нормы исходного первичного характера, все иные нормативное правовые акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления закона. Закон должен быть современным по содержанию, способствовать прогрессивному развитию общества, его установления не должны противоречить естественным правам человека. В Республике Беларусь действует 5 видов законов: 1.Конституционные. Они закрепляют государственное и общественное устройство, служат юридической базой для текущего законодательства, закрепляют права свободы и обязанности граждан и к ним относятся: Конституция Законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию Законы, конкретизирующие её содержание. 2.Текущие (обыкновенные) законы. Они принимаются на основе конституционных и регулируют различные стороны общественной жизни. 3.Программные законы (закон по военной доктрине РБ, закон о бюджете РБ) – это законы, которые определяют основные направления внутренней и внешней политики, они принимаются в особом порядке, т.е. за них должно проголосовать 2/3 депутатов Палаты Представителей и 2/3 членов Совета Республики. 4.Органические (кодифицированные) законы – это юридически цельные, внутри несогласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативного обобщения и комплексно регулирующие какую-то сферу общественной жизни. Среди нормативных актов в той или иной отрасли права кодексы обладают большей юридической силой (имущественные отношения). 5.Чрезвычайные (исключительные) законы. Они принимаются для регулирования отношений в условиях какой-либо чрезвычайной обстановки. Законы могут быть классифицированы и по другим основаниям, например, с учетом времени и действия, с учетом пространства их действия, с учетом их действия по кругу действия их лиц.
ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА. В широком смысле под законом понимают любую правовую норму, принятую в результате предписания государственной власти. В узком смысле, закон представляет собой "норму, установленную высшим в пределах каждой данной правовой организации правовым авторитетом" Процесс создания, изменения и отмены законов называют правотворческим (законодательным) процессом. В национальной правовой системе он состоит из следующих стадий: правотворческая (законодательная) инициатива — внесение в законодательный орган предложения об издании, изменении или отмене закона. Таким правом в любом государстве обладает сравнительно узкий круг лиц. 2) разработка проекта нормативно-правового акта (законопроекта). Она может быть поручена парламентским комитетам, министерствам, коллективам ученых-специалистов. Первая и вторая стадии законодательного процесса могут совпадать, и тогда на рассмотрение сессии Совета депутатов, парламента или иного органа вносится готовый проект нормативно-правового акта; обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотрению законопроект поэтапно обсуждается парламентариями, в него вносятся поправки и дополнения (этот процесс называют первым и вторым чтением законопроекта); 4) принятие закона (обычно в результате третьего чтения). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение простого большинства членов парламента (т.е. 50 % +1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голосов парламентариев (квалифицированное большинство); Принятие нормативно-правового акта заключается в официальном придании ему характера общеобязательности. 5) подписание закона главой государства. На эту стадию отводится строго определенный срок (например, в Украине — 15 дней, у нас – две недели). Как правило, глава государства имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето). Если закон повторно принимается квалифицированным большинством голосов, то глава государства обязан подписать его и обнародовать. Если Президент не подписал повторно принятый закон, то по истечении десяти дней закон безотлагательно обнародуется Председателем парламента; 6) обнародование закона. Эта стадия имеет важное значение. Неопублико-ванные и, таким образом, не доведенные до сведения людей законы не применяются; Официальное опубликование (обнародование, промульгация) нормативно-правового акта (закона) — это доведение в установленном порядке до всеобщего сведения принятых высшим представительным органом государства и подписанных главой государства законов, а также иных нормативно-правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |