Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эконом мысль Древней Греции




В УІІ-УІ в. до н.э. рабство в Греции расширялось с увеличением доли частной собственности, которая вытесняла родовую. Широкое развитие получило ростовщичество и торговля. Развивалось долговое рабство. КСЕНОФОНТ (430-355 до н.э.) один из первых проанализировал общественное разделение труда заметив его ограниченность размерами рынка. Он первым поставил вопрос о двух фак­торах товара, рассмотрел деньги в их специфической определенности формы в качестве денег и сокровища. Другим наиболее значительным явлением в истории Древней Греции был ПЛАТОН (428/7 - 348/7 до н.э.). Будучи идеологом афинской аристократии, он написал такие значительные работы как "Государство" и "Законы". В "Государстве" Платон дает проект идеального государства. Это устройство должно было снять противоречие между богатством (разнообразием потребностей людей) и однообразием их способностей к труду. У Платона политика выступает проявлением движения различных слоев населения. Он выделял 3 сословия: философов – руководителей общества, стражей или воинов, и наконец, третье сословие - земледельцев, ремесленников, торговцев. Более реалистичный проект организации общества Платон изложил в своей работе "Законы". В ней по жребию философы получают от государства в пользование дом и землю. Ее разрешено передавать по наследству детям. Запрещалась роскошь. Торговлей и ремеслом было разрешено заниматься только иностранцам. Аристотель высоко оценивал наработки эмпирического подхода, которые тренируют способность к познанию истины, но критиковал Протагора за его высказывание, что человек есть мера всех вещей. Мерой Аристотель считал то, что позволяет познать действительность. Она должна открываться наукой. Для понимания меры в вещах следует найти общее. Благодаря памяти появляется ОПЫТ. Если мы знаем, что при данной болезни человека ему помогает это лекарство, то это будет ОПЫТ. Если мы знаем, что при данной болезни оно помогает всем, то это бу­дет НАУКА. Если речь идет о ДЕЯТЕЛЬНОСТИ то опыт ничем не отли­чается от искусства. Мудрость Аристотеля состоит в том, что он показал, как искать ОБЩЕЕ. Аристотель от­мечает, что вещь может быть использована двояко: 1. Как предмет удовлетворения определенных потребностей. 2. Для обмена. Например, обувью пользуются и для того, чтобы одевать ее на ногу, и для того, чтобы менять её, на что–либо другое. Первое свойство он наз­вал потребительной стоимостью. Аристотель выделил два типа хозяйства экономику, которая создает потребительные стоимости для жизни, домохозяйства и государства и хрематистику  - искусство наживы. Представители этого типа экономики в его трудах подвергались осуждению.

 

Эконом взгляды Древнего Рима

Особенностью Древнего Рима было широкое развитие товарно-денежных отношений. Он был центром торговли мира. Отсюда афоризм: "Все дороги ведут в Рим". Это не могло не отразиться на особенностях экономической мысли. Римляне мало, что дали для разработки экономической мысли. Однако в области конкретных экономических наработок их достижения трудно переоценить.Так в Древнем Риме впервые начали разрабатываться юридические нор­мы соответствующие товарному производству и обращению, получившему наз­вание "Римского права". Впоследствии оно легло в основу Кодекса законов Наполеона. Раба в "Римском праве" определяли, как «человека не имеющего права ни покупать, ни продавать". Марк Порций Катон (234–149 до н.э.) написал труд "О земледелии", где выступил сторонником на­турального хозяйства. Он первым поставил вопрос об эффектив­ности хозяйства. Марк Теренций Варрон (116–27) отмечал, что облик поместья определяет агрикультура, а в ко­нечном счете свойства почвы. Его интересует не только городской, но и сельский рынок. Утверждалась мысль о "великом союзе" между земле­делием и животноводством. Варрон выделил два типа имений: пригородные и отделенные поместья. Большое место в работах заняла проблема использования труда, как рабов так и наемного. К рабам он прелагал, в отличие от Катона, относиться более гуманно заботясь об их сытости и эки­пировке. Важное место в разработке отмеченной проблематики заняли труды Юния Модерата Колумеллы.(I в. н.э.). Он написал 12 книг о сельском хозяйстве. Колумелла считал, что лучше тщательно обрабатывать малый участок земли, чем иметь, плохо обрабатаный большой. Этим впервые был поставил вопрос об интен­сивном пути развития производства.

 

Экном взгляды средневековья. Учение канонистов о «справедливой цене». Фома Аквинский

Прежде всего необх отметить большое влияние религии. Образно можно сказать, что экономическая мысль одевает сутану. Мысль тесно связана с природой,  продолжением которой является человек. Особенностью экономической мысли Византии и стран Восточной Европы являлся ее ярко выраженный государственный характер.

 Экономическая мысль средневекового Востока разрабатывала те же проблемы, что и в древности, а на экономическую мысль Ближнего Востока большое значение оказал ислам.

В период классического средневековья получает развитие концепция канонизма. Канонизм проистекает от слова канон, что означает правило, которое утверждено. Иногда представителей этого течения называют схоластами. Новые развитии идеи канонистов получили в трудах Томаса Аквинского. Аквинский различал “ истину разума” и “истину откровения”. Первую можно было познать при помощи органов чувств человека. Второе принято на веру. Одной из задач , поставленной практикой стала обострившаяся проблема обмена между городом и деревней, цена. Аквинат ее исследует. Она получила название идеи “справедливой цены”. Основой обмена философ считал равенство полезных вещей, которые обмениваются. Феодалы ввиду большей значимости в обществе ( их труд по управлению людьми более квалифицированный) должны получить больше, чем крестьяне продавая товары выше естественной цены. Таким образом фиксировался простой и сложный труд.

 Деньги верная мера для материальной жизни в торговле и обращении. Они имеют внутреннюю ценность. Отсюда их нельзя портить. Если денег будет много, они уйдут из обращения и наоборот. Однако деньги не должны порождать деньги. Отсюда его осуждение ростовщичества. А вот в ренте он видел явление справедливое. Торговая прибыль справедлива в той части, которая есть платой за труд торговца если она выступает как компенсация расходов на транспортировку или используется в благородных целях. Как видно из перечисленных проблем экономические идеи мыслителя сыграли большую роль в развитии экономической науки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...