Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эконом взгляды Древнего Китая




Предмет ИЭМ

Мысль – это отображение в общественном сознании людейкаких-то сторон. Эконом мысль – это отображение в общ-ном сознании людей процессов их хоз деят-ти. Предметом ИЭМ явл-ся эконом в процессе зарождения, развития, борьбы и смены эконом идей в связи с решением задач хоз деят-ти. Экономическая мысль имеет с одной стороны объективную действ-ть, а с другой результат ее отражения, собственно саму мысль. Законы мышления человека, как и действительность ее породившая объективны, а значит по сути объективна иэкономическая мысль, хотя субъективна по форме. Мысль может иметь разные степени глубины познания явлений. Отсюда можно говорить или об экономическом взгляде, теории, или учении (экономические взгляды, сложившиеся в определенную систему). Понятно, что в докапиталистических обществах учений не было. Однако они тоже будут объектом нашего анализа. Стало быть, корректней науку назвать «Историей экономической мысли», а не учений. Так как в данном случае будет охвачена вся совокупность взглядов, а не только их наиболее развитая ее часть. Это тем более верно, что простейшим основанием и экономического взгляда и теории и учения является экономическая мысль. Последняя сама по себе не появляется. С одной стороны она требование потребностей людей, которые хотят постичь действительность. С другой – попытка использовать ее в практических целях, для преобразования действительности или решения хозяйственных задач. Это практическая задача экономической науки предстает в виде экономической политики государств. Теория, даже самая фундаментальная, не может охватить весь экономический процесс в целом.

 

Метод истории экономической мысли.

«Метод это осознание формы внутр-го самодвижения её содержания» (Гегель)

Метод различается с точки зрения различных форм движения материи. Метод для биологических и социальных организмов отличается от метода изучения физических и химических материй тем, что биол-кие и соц формы явл-ся органическими формами, т.е. обладают качествами самодвижения, саморазвития и самовоспроизводства. Отсюда возникает проблема начала (для лягушки – икринка, для капитализма - товар). Метод ИЭМ - отражение одной мысли другой мыслью. Метод истории экономических учений включает в себя все богатство методов отдельных экономических теорий, но имеет свой собственный отражающий экономический процесс как органическое целое. Наиболее обстоятельно данный подход был применен К.Марксом. Он применяется и в ИЭМ. В его основе лежит формационный подход, который является одним их наиболее разработанных, но не единственным. Экономической мысли присущ классовый характер. Причем она активно воздействуют на базис. Другой подход к истории экономической мысли - цивилизационный и связан с размывом классовой структуры. Имеется и третий подход к исследованию экономической мысли – метод истории культур, принадлежащий русскому философу Петериму Сорокину. Также сущ-ют такие методы, как историко- генетический метод, системно- структурный метод, проблемно- логический метод, компаративный (сравнительно- исторический) метод.

Периодизация ИЭМ

В ИЭМ сущ-ет множество периодизаций. Каждая из них отражает свой взгляд на проблему и имеет свою ценность. Наиболее приемлемой явл-ся периодизация по Раймону Барру. Этапы: 1. Донаучная фаза (до 1750 г). Его особенностью было рассмотрение общества с точки зрения отдельных его сторон, где отсутствовало цельное представление об обществе как живом организме (У.Петти, П.Буагильбер). 2. Рождение эконом науки (1750-1870). На данном этапе общество уже рассматривается как органическая целостность. Все стороны его предстают как части являющиеся тем, чем они есть только в этом целом (Адам Смит, Давид Рикард, К.Маркса, Милль, Сэй). 3. Открытка и разработка основополагающих теоретических принципов (1870-1930): на этом этапе разрабатывается практическая часть. На данном этапе происходит интенсивная разработка наиболее значимых новых методов исследования действительности для более тесной увязки ее с практикой. Наиболее крупными направлениями этого этапа были: Историческая школа в Германии, австрийская (венская) школа предельной полезности, Лозанская школа и теория всеобщего равновесия. И, наконец, Кембриджская школа с теорией частичного равновесия.  4. Современные исследования: углубление изучения развития политэкономии от 1930 г.

Особенности формирования эконом взглядов в странах древнего мира и средневековья

Эконом мысль Древнего мира появилась с форм-ем первого классового общества – рабовлад. строя. Труд рабов позволял создавать кроме необх-ого продукта и излишек, что высвободило часть населения для занятий интеллектуальным трудом. Первые рабовладельческие государства образовались на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н.э. (Месопотамия, Египет), а своего наивысшего развития достигли в Древней Греции (V-IV вв. до н.э.) и Древнем Риме (II в до н.э. - II в н.э.) Рабовладельческое общество дало миру ряд великих открытий, которыми мы пользуемся и сейчас (колесо, аккумулятор, микроскоп). Собственность при рабовладении реализовалась через вкладывание воли одного человека в другого человека в отличии от товарного производства где воля вкладывалась в мертвую вещь. Воплощение воли одного лица в другое лицо достигается при помощи госаппарата, чиновника. Отсюда главное в экономической мысли рабовладения была разработка проблем подчинения одних людей другими. Таковы наиболее ОБЩИЕ черты экономической мысли древности. Понимание общего позволяет понять глубинную основу процесса и перейти к характеристике ОСОБЕННОГО. В зависимости от природы людей, так и внешней природы складывались два способа производства: азиатский, который прошли страны Востока, а также и античный (Древняя Греция и Рим). В первом и во втором случае производится излишек, распоряжение которым превращало вождя рабовладельца. Однако в азиатском способе производства, где природные процессы оставались длительное время неизменными, обмен не получал широкого развития. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: Прежде всего необх отметить большое влияние религии. Образно можно сказать, что экономическая мысль одевает сутану. Мысль тесно связана с природой, продолжением которой является человек. Особенностью экономической мысли Византии и стран Восточной Европы являлся ее ярко выраженный государственный характер.

 Экономическая мысль средневекового Востока разрабатывала те же проблемы, что и в древности, а на экономическую мысль Ближнего Востока большое значение оказал ислам.

 

Эконом взгляды Древнего Китая

Классовые отношения в Китае стали формироваться со II тысячелетия до н.э., а с X по III вв. до н.э. складываются общества, где сочеталась государственная система эксплуатации с наличием неразвитых форм частного рабовладения. Экономическая мысль развивалась в русле, прежде всего философских течений: конфуцианства, легизма, даосизма и моизма. Кроме этого особо выделялся трактат "Гуань-цзы". В зависимости от направлений вырабатывались особые принципы управления людьми, которые затем превращались в приемы осуществления подчинения одних людей другими. Большинство школ после себя ничего не оставили если не считать конфуцианство и даосизм. В основе этих течений лежало понятие "дао". Оно означает в переводе с китайского метод путь, тропа. По сути это воля неба. Нахождение и следование ему приводит к гармонии в обществе. КОНФУЦИАНСТВО.Основателем этого течения стал Конфуций. Как и в даосизме в конфуцианстве главная идея состояла в познании и следовании дао. От императора до простого человека каждый должен был понять свою роль в обществе и действовать исходя из нее. Это понятие называется "ли", которое означает достоинство, вежливость, порядок вещей который отождествляют с обрядом, церемонией. Вторым понятием конфуцианства есть "жень" – человеческая природа или внутренний мир человека. Человеческая природа добра и потому, чтобы справится со всеми социальными недугами каждому нужно совершенствоваться. Основная идея Конфуция состояла в перенесении уклада семейных отношений в большой китайской семье на общество. В УІ-ІІІ ст. до нашей эры у конфуцианства появляется оппонент - философия ЛЕГИЗМА. В отличие от конфуцианцев они предлагали управлять людьми не при помощи ритуалов, а ЗАКОНА. При его нарушении людей строго наказывали. Известной философской школой древнего Китая был МОИЗМ. Основной источник моизма книга "Мо-цзы". Суть учения состояла в том; что миром должно править добро. Добром считалось то, что соответствует пользе народа и то, что является для него истиной. Если народ говорит "да", то это и есть истина. Особое место в истории Древнего Китая принадлежит трактату "Гуань-цзы" о государственном регулировании экономики. В трактате содержались важные наработки об использовании товарно-денежных отношений для стабилизации натурального хозяйства. Обращает на себя внимание определение понятия рынка. "Рынок – это то по чему узнают порядок и беспорядок в состоянии хозяйства".

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...