Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. Окружающая среда: общая характеристика
Окружающая среда состоит из двух взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга компонентов: природного и социального. 3.1. Природный компонент включает атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животных и микроорганизмы. Живая и неживая природная среда. Живая природа – живое вещество планеты: растения, животные и микроорганизмы. Неживая природная среда: атмосфера, гидросфера, литосфера. Природа – совокупность естественных условий жизни и существования человека. Природные ресурсы: - Вода. Водные ресурсы. Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, источник и основа жизни и деятельности народов, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Пресная вода, питьевая вода: реки, озера, родники. Питьевая вода – товар, имеющий немалую потребительскую стоимость. В настоящее время в России сложилась негативная ситуация с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой. Причины: - отсутствие зон санитарной охраны или несоблюдение регламентированного режима хозяйственной деятельности; - неправильный выбор источников питьевого водоснабжения (поверхностные водоисточники вместо подземных вод, которые в большей степени защищены от загрязнения); - отсутствие законодательных актов и эффективного экономического механизма в области питьевого водоснабжения применительно к условиям нового этапа социально-экономического развития России; - отсутствие совершенного контроля в области использования и охраны водных ресурсов. Водное пространство, особенно моря и океан оказывают существенное воздействие на климат и состояние окружающей среды обитания человека и, в первую очередь, на воздушное пространство. - Атмосферный воздух. Состояние атмосферного воздуха определяется соотношением «чистого» воздуха с концентрацией в нем вредных частиц (фенол, сера, двуокись углерода, аммиак, двуокись азота и пыль). Источники загрязнения атмосферного воздуха – стационарные (промышленные предприятия и коммунальные котельные) и передвижные, мобильные (транспорт). - Земля, плодородная почва. Земля – главное богатство человека в любом обществе, средство производства, источник получения продуктов питания для населения, домашних животных и сырья для ряда промышленных предприятий. Земля – продукт природы, который улучшается при правильном использовании. В культуре всех народов мира Земля – это кормилица. Мать Земля. История человечества – история взаимоотношения человека с землей. Недра земли – источник минеральных богатств, пополнения водных ресурсов. - Растительные ресурсы. Леса - «основные легкие планеты Земля». Лесные угодья. Деревья – основной поставщик кислорода взамен поглощаемого углекислого газа. Огромное влияние лес оказывает на жизнь Земли как планеты, существование водных ресурсов, различных водоемов, на жизнь Человека. Леса – зеленая кладовая Земли. Лес – источник древесины, топлива, дичи, других продуктов питания и сырья. - Животный мир. Проблема защиты животных. Восстановление генофонда различных видов животных. Красная книга – основной документ, регламентирующий процессы «взаимодействия» человека с окружающей природой – растениями и животными. Проблемы сохранения биологического разнообразия в окружающей природной среде. Законы, принципы и технология восстановления ресурсов живой природы. Заповедники, заказники, охотничьи и рыболовецкие хозяйства. - Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые, минеральные воды, земельные и биологические ресурсы. Социальный компонент – это общество как форма взаимодействия людей. Социальный компонент включает совокупность следующих элементов: - Человек (индивид, личность) как окружающая среда для другого человека; личные отношения между людьми (или межличностные отношения как вид общественных отношений); - Общественные отношения между людьми, т.е. взаимодействия между людьми - представителями различных социальных подгрупп населения. Межличностные отношения могут строиться на толерантности, сотрудничестве, но и одновременно на нетерпимости, противоречиях, конфликтах, господстве и эксплуатации. - Социальная группа, в которую входит человек в соответствии со своим статусом и положением; - Территориальное место жительства человека, среда проживания (вид поселения – столица, мегаполис, крупный или малый город, село и т.д.) и численность (плотность) населения; - Культура – государственная, национальная, традиции, законы, учреждения культуры, виды искусства. Культура как совокупность всех материальных и духовных ценностей. Язык, речь, мировоззрение, сознание; - Трудовая сфера как совокупность материальных факторов трудового процесса и межличностных отношений, формирующихся между людьми - участниками производственных процессов; финансово - экономическая среда, определяющая уровень и качество жизни человека и общества. 3.3. Окружающая среда постоянно изменяется, благодаря активному вмешательству человека в процессы и явления как природного, так и социального компонентов, а также в результате различных видов деятельности человека. Эти изменения носят как позитивный, так и негативный характер. В живой природе до появления человека господствовала гармоничная связь и зависимость одних природных элементов от других. С появлением человека за счет природной среды начинается создание искусственной среды, которую человек постоянно изменяет, совершенствует, строит или, к сожалению, разрушает, уничтожает. В процессе цивилизации человек перестает жить непосредственно в природной среде, он большую часть времени своей жизни живет в условиях искусственной среды. Поэтому мир, окружающий сегодня человека, уже давно не является миром природы, а становится природой, созданной человеческой деятельностью.
Дополнительные материалы для студентов
Практические (семинарские) занятия по курсу «Социальная экология» Цель – систематизировать научные знания студентов в области социальных, естественных и гуманитарных наук для успешной профессиональной работы в решении проблем человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в работе с различными представителями половозрастных и социальных групп населения. Методические указания студентам – при подготовке к семинарским занятиям необходимо изучить научную литературу по теме и составить конспективные записи по всем вопросам плана, которые можно будет использовать во время дискуссии для аргументирования, комментария и уточнения своей позиции. Для того, чтобы самостоятельно оценить свою подготовку по конкретной теме или проблеме, можно воспользоваться вопросами для проверки знаний, а также выполнить практические задания. ПЛАН: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 168. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |