Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования




 Правовой институт банкротства является неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как регулятора рынка. Экономическая несостоятельность – это такая ситуация, когда должник не в состоянии расплатиться по своим долгам со всеми своими кредиторами. В результате чего государственным органам, и в частности, хозяйственным судам приходится осуществлять процедуру банкротства. Процедура банкротства субъектов хозяйствования с внесением изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 30 мая 1991г. «Об экономической несостоятельности и банкротстве» (в новой редакции Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»), теперь получила направленность на стабилизацию деятельности отдельных субъектов хозяйствования, т.е. должников, путем оказания им материальной помощи, что в условиях рыночных отношений является весьма необходимым и позволяет восстановить деятельность этих субъектов хозяйствования, а не ликвидировать их как банкротов, в отличие от ране действующего законодательства (далее - Закон о банкротстве) [56]. 

Институт банкротства является признаком цивилизованности государства. Благодаря этому институту, субъекты хозяйствования – кредиторы получили гарантии возврата вложенных средств. Общественная польза и значимость института банкротства заключается в оздоровлении, очищении экономики, поэтому нельзя недооценивать значимость этого института.

Прежде чем дать понятие экономической несостоятельности, следует обратить внимание, что этот термин сопровождается термином банкротство. Ранее действующее законодательство рассматривало эти понятия как неравнозначные, ныне ГК Республики Беларусь и Закон о банкротстве рассматривают их как тождественные и взаимозаменяемые понятия. Однако, вступивший в силу Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», определяет эти понятия ни как синонимы, тем самым «экономическая несостоятельность» и «банкротство» стали иметь различное значение и содержание (далее - Указ от 12 ноября 2003г.) [81]. Пункт 1.4 Указа от 12 ноября 2003г. определяет банкротство, как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного суда о банкротстве с последующей ликвидацией должника. А экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, т.е. принимается решение об оздоровлении должника.

В ст. 1 Закона о банкротстве под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.

Из определения экономической несостоятельности (банкротства) можно выделить существенные условия, при наличии которых субъект хозяйствования признается в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), они предусмотрены ст. 7 Закона о банкротстве: во-первых, это неплатежеспособность должника признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная самим должником; во-вторых, неплатежеспособность должника должна иметь или приобретать устойчивый характер. 

Таким образом, существенными чертами экономической несостоятельности (банкротства) являются:

- неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (уплатить кредитору денежную сумму по договору и в иных случаях предусмотренных гражданским законодательством);

- неспособность должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоговых платежей и сборов, пошлин и иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику).

Государственное регулирование и контроль отношений связанных с процедурой банкротства субъектов хозяйственной деятельности осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь и непосредственно Департаментом по санации и банкротству, Положение о котором утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 9 августа 2002 г. №180 [129].

Правовое обеспечение экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется с помощью большого массива нормативно-правовых актов.

В основу законодательства о банкротстве положены следующие принципы:

четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также иных участников процесса, их прав и обязанностей;

подробная регламентация всех процессуальных действий;

приоритетность проведения досудебного оздоровления,

проведения санации, наличие правовых и экономических механизмов стимулирования ее проведения;

широкая гласность процесса через республиканские средства массовой информации;

приоритетность мирового соглашения на всех стадиях производства по делу о банкротстве;

наличие института управляющих на всех стадиях производства;

гарантированность от злоупотреблений со стороны должника, кредитора, а также управляющего;

предоставление гарантий со стороны государства по социальной защите трудовых прав работников должника;

максимальный, с процессуальной точки зрения, демократизм по отношению к действиям должника и кредиторов и т. д..

Помимо Закона о банкротстве и основных статей Гражданского кодекса Республики Беларусь (ст.ст.24 и 61) законодательством, регулирующим правоотношения банкротства являются:

· Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования» от 14 августа 2000г. № 442 [76];

· Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12 ноября 2003г. № 508 [81];

· постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении правил по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам» от 16 декабря 2002 г. № 271 [126];

· постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» от 2 декабря 2005г. №30 [152];

· и др..

Все вышеперечисленные нормативные акты составляют серьезный фундамент для правового регулирования банкротства. Однако, учитывая неплатежеспособность многих как государственных, так и негосударственных организаций различных сфер деятельности, проблемы банкротства, в том числе и антикризисного управления, имеют особую значимость для государства и всех субъектов хозяйственной деятельности.           

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...