Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности




 

Наряду с гражданами, обладающими статусом предпринимателей и юридическими лицами, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, могут выступать в качестве субъектов хозяйствования. Исходя из норм п.1 ст.124 ГК Республики Беларусь: «Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях регулируемых, гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами». Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется как их участие в хозяйственном обороте исходя из публичных интересов и интересов государства.

Государство участвует в хозяйственном обороте как непосредственно, так и опосредовано. Непосредственное участие проявляется путем вступления в хозяйственные отношения государственных органов, как представителей государственной власти. На республиканском уровне от лица государства могут выступать: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц – органы местного управления и самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.

Зачастую от лица государства выступают исполнительной власти, наделенные специальными полномочиями. Так, в случае приватизации государственной собственности от лица государства выступает Министерство экономики Республики Беларусь.

Опосредованное участие государства в хозяйственном обороте осуществляется через специально созданные государственные юридические лица. Например, республиканские или коммунальные предприятия, которые приобретают права и обязанности, осуществляя хозяйственную деятельность для себя, а не для государства.

Государство, как субъект хозяйствования обладает обособленным имуществом, на основе которого и осуществляет свою хозяйственную деятельность. Государственная собственность является основой участия государства как субъекта хозяйствования в имущественных отношениях. Она представлена в виде республиканской и административно-территориальной собственности. Государство может передать это имущество специально сознанным им государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо на ином законном основании.

Как субъект хозяйствования государство может выступать стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы.

Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда Республика Беларусь, приняла на себя гарантию.

По общим правилам государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Однако, на Республику Беларусь и административно-территориальные единицы может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников (ст. 52 ГК). Республика Беларусь и административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, за исключением определенной категории имущества, которое может находиться в исключительной собственности государства.

Государство может защищать свои интересы в суде, через своих полномочных представителей (п.1 ст.125 ГК).

Вопросы к теме:

1. Дайте понятие субъектов хозяйственной деятельности и определите их признаки?

2. Проведите классификацию субъектов хозяйствования по видам?

3. Отграничьте круг актов законодательства регулирующих создание и деятельность субъектов хозяйствования?

4. Какие требования предусматриваются законодательством Республики Беларусь к гражданам для занятия предпринимательской деятельностью?

5. Документы необходимые для регистрации гражданина в качестве предпринимателя?

6. Ограничение предпринимательской деятельности граждан?

7. Государственные органы, осуществляющие регистрацию субъектов хозяйствования?

8. Определите понятие коммерческих организаций?

9. Порядок и способы создания коммерческих организаций?

10. Документы необходимые для регистрации коммерческих организаций?

11. Порядок ликвидации коммерческих организаций?

12. Дайте понятие коммандитных товариществ? Их характеристика?

13. Дайте понятие полных товариществ? Существенные признаки этих организаций.

14. Определите понятие и правовой статус обществ с дополнительной ответственностью?

15. Определите понятие и правовой статус обществ с ограниченной ответственностью?

16. Акционерное общество и его особенности? Виды акционерных обществ?

17. Дайте понятие унитарных предприятий их особенностей?

18. Определите роль государства и административно-территориальных единиц как субъектов хозяйственной деятельности?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...