Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хозяйственное законодательство




 

Под источниками права понимаются юридические акты различных государственных органов, в которых закреплены правовые нормы.

Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, в которых

содержаться нормы хозяйственного права, которые принадлежат различным звеньям общего нормативного массива.

Источники можно разделить на: общие и специальные. В общих, содержаться нормативные предписания применимые к различным отраслям регулирования. Специальные же регламентируют определенные (конкретные) правоотношения.

Все источники хозяйственного законодательства можно подразделить на следующие группы:

международные акты;

акты государственных органов;

акты органов бывшего СССР;

акты субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь являются:

Конституция Республики Беларусь;

Кодексы Республики Беларусь;

законы Республики Беларусь;

указы и декреты Президента Республики Беларусь;

распоряжения Президента Республики Беларусь;

постановления Правительства Республики Беларусь;

акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, национального банка Республики Беларусь;

акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами;

и другие.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь 1994 года, гарантирует всем равные возможности свободного использования государственной и частной форм собственности в осуществлении хозяйственной деятельности [22].

Наиболее важными источниками хозяйственного законодательства являются кодифицированные акты законодательства, т.е. кодексы: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь) [23], Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь) [27]; Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК Республики Беларусь) [29]; Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК Республики Беларусь) [30] и другие.

 В хозяйственной деятельности на первое место выступают нормы гражданского законодательства, т.е. нормы ГК Республики Беларусь в которых дано: закрепление предпринимательской деятельности; определены организационно-правовые формы коммерческих организаций в Республике Беларусь, а также особенности их создания и ликвидации; определено понятие права собственности, классификация хозяйственно-правовых договоров и др.

 Нормы уголовного законодательства определяют, какие общественные деяния в предпринимательской деятельности являются преступлениями и закрепляются основания наступления уголовной ответственности за их совершение – незаконная предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство, ложное банкротство, нарушение антимонопольного законодательства и др.

   ХПК Республики Беларусь разрешает споры связанные с осуществлением хозяйственной деятельности между субъектами предпринимательства.

   Помимо общих вопросов решаемых в кодифицированных актах, особенно следует отметить кодексы, в которых регулируются отдельные специализированные сферы хозяйственной деятельности, такие как: банковская, инвестиционная, таможенная и другие.

   Ведущую роль в правовом регулировании хозяйственного законодательства играют законы Республики Беларусь. Классификация законов, регулирующих предпринимательство довольно обширная, мы остановимся лишь на основных из них.

    Исходным законом, который в 90-х годах явился родоначальником предпринимательства, стал Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г. (далее – Закон о предпринимательстве) [33]. Отдельные сферы, связанные с организацией и обеспечением предпринимательства являются следующие Законы Республики Беларусь: «О хозяйственных обществах» от 9 декабря 1992г. (в ред. от 10 января 2006 г.) [37]; «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. [34];  «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. [35];«Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г. [56]; «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь» от 19 января 1993г. [40]; «О ценообразовании» от 10 мая 1999г. [54]; «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992г.[38] и другие.

    Подзаконные акты также играют основополагающую роль в регулировании предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы и декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь, которые не должны противоречить Конституции Республики Беларусь. Они призваны восполнять пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решили, например, Декрет Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003г. № 17 [72] и Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства) от 12 ноября 2003г. №508 [81], Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом» от 25 марта 2003г. №118 [80].

       Постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников хозяйственного законодательства. Акты Правительства издаются в развитие и во исполнение законов. Среди них, можно назвать постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республике Беларусь» от 29 сентября 2003г. №1226 [111] или постановление Совета Министров Республики Беларусь «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций» от 22 июля 1997г. №929 [93].

    Далее следуют акты министерств и ведомств, принятие в соответствии с компетенцией министерств и ведомств их принявших. Среди них  необходимо выделить акты, принятые Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь и др.. Например, «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов» утвержденное постановлением Министерством экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999г. №43 [123] или «Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» от 17 октября 2002г. №229 [124].

    Огромное значение отводится судебной практике, которая относится к актам законодательства. Это акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, например, в случае разрешения вопросов о незаконной предпринимательской деятельности: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности» [150] или постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» от 2 декабря 2005г. №30 [152].

    Составной частью правовой системы регулирующей хозяйственную деятельность являются нормы международного права.

    Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предпринимателей, так и предприятий, регулировать внутрихозяйственную деятельность. Например, режим коммерческой тайны предприятия регулируется локальным нормативным актом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 394.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...