Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности




 

Основные термины:эмансипация; ограничение предпринимательской деятельности; способы создания юридических лиц; распорядительный порядок; разрешительный порядок; явочно-нормативный порядок; реорганизация юридического лица; ликвидация юридического лица; коммерческие организации; хозяйственные товарищества и общества; полное товарищество; коммандитное товарищество;общество с ограниченной ответственностью;общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество;унитарное предприятие.

 

Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности

 

Общепризнанного определения субъектов хозяйственной деятельности на уровне Закона не содержится. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. № 11, в п. 1 уточняет круг субъектов хозяйственной деятельности [69]. Так, в качестве субъектов хозяйствования выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). Физические лица также относятся к субъектам хозяйствования, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (предпринимательство без образования юридического лица).

Пункт 2 Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г., дает определение субъектов хозяйственной деятельности, под которыми понимаются юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используется не для собственного потребления, а предназначается для реализации другим лицам [84].

       Следовательно, субъектами хозяйственных отношений можно считать граждан и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков: во-первых, регистрация в качестве субъекта хозяйствования; во-вторых, наличие соответствующей хозяйственной компетенции; в третьих, наличие обособленного имущества (для юридических лиц); в четвертых, самостоятельная имущественная ответственность.

Классификация субъектов хозяйствования, как и юридических лиц, осуществляется по различным основаниям. Так, классификация осуществляется в зависимости от:

· характера компетенции. Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства. Компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя, а в случае создания коммерческой организации, руководство осуществляется единолично или коллегиально; государственное образование – в компетенции преобладает - хозяйственно-организующая деятельность;

· формы собственности. Предпринимательская деятельность может осуществляться на основе любой формы собственности – государственной или частной;

· правового статуса. Предпринимательства деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо без образования юридического лица;

· цели деятельности. Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятельность, но и предпринимательскую деятельность могут осуществлять некоммерческие организации для поддержания своей основной цели деятельности;

· права на имущество. Имущество может принадлежать организации на праве собственности, либо находится у организации в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники);

· распределения имущества (по вкладам или неделимое);

· организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.);

· и др..

 

       Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет правовые основы создания и деятельности субъектов хозяйствования, в нем изложены: общие положения о юридических лицах, их организационно-правовых формах, особенностях их создания, прекращения, ответственности перед кредиторами и другие особенности. Правовой основой создания и прекращения деятельности субъектов хозяйствования также является Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. № 11, которое определяет органы, осуществляющие регистрацию субъектов хозяйствования, порядок подачи необходимых документов и их рассмотрение, плату за государственную регистрацию, особенности прекращения деятельности субъектов хозяйствования и др.. Создание и ликвидация акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью осуществляется с помощью норм Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 9 декабря 1992г. (в ред. Закона от 10 января 2006г.) и др. [37]. Создание коммерческих организаций с участием иностранного капитала регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь вступившим в действие с 9 октября 2002г. [26], банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Банковским кодексом Республики Беларусь [24], деятельность товарных и фондовых бирж, порядок их создания и функционирования осуществляется в соответствие с Законами Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. [35]  и «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. и др. [34].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...