Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений государственных и иных органов как способ защиты прав субъектов предпринимательства




РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплине: Хозяйственное право

Тема: Процессуальные особенности защиты прав предпринимателей в арбитраже

 

 

Выполнил: студентка 4-го курса

Группы: 09 / СМЗ-6-1

Дубровских Е. Г.

Проверил: Карташов В. Г.

 Ст. преподаватель

 

Удомля 2013
 Оглавление

 

РЕФЕРАТ. 1

Введение. 3

1. Оспаривание ненормативных правовых актов, решений государственных и иных органов как способ защиты прав субъектов предпринимательства.. 4

2. Судебные формы защиты прав предпринимателей.. 9

3. Процессуальные особенности защиты прав предпринимателя в арбитраже. 23

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

 


Введение

 

В соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Их система, структура и полномочия установлены федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ).

Подведомственность дел арбитражным судам устанавливается федеральными законами и, прежде всего. Арбитражным процессуальным кодексом.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между следующими субъектами: юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также непосредственно между субъектами Российской Федерации.

Подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые тоже рассматривают дела по экономическим спорам, разграничивается, прежде всего, именно по признаку субъекта этого спора: если хотя бы одной стороной является физическое лицо (не считая упомянутой выше категории индивидуальных предпринимателей), дело подведомственно суду общей юрисдикции. Кроме случаев, ранее упомянутых в ст. 33 АПК РФ.

В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.


 


Оспаривание ненормативных правовых актов, решений государственных и иных органов как способ защиты прав субъектов предпринимательства

 

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности закреплено в статье 34 Конституции Российской Федерации.

Реализация защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности обеспечивается основополагающими нормами гражданского законодательства, к числу которых относятся: возможность беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации); возможность восстановления нарушенных прав путем[1]:

- признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права (реституция), и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признания оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности последствий ничтожной сделки;

- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права;

- присуждения к исполнению обязательств в натуре; 

- возмещения убытков; взыскания неустойки;

- компенсации морального вреда;

- прекращения или изменения правоотношений;

- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

- иными способами, предусмотренными законом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Важнейшей гарантией защиты нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности является право на судебное разбирательство.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных прав или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленный процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (пункт 1); защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (пункт 2).

В настоящее время основным механизмом защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, является арбитражное судопроизводство[2].

В условиях современных экономических отношений, характеризующихся нестабильностью, кризисными явлениями, право участников предпринимательской деятельности на судебную защиту имеет особое значение. В большей степени это относится к субъектам малого предпринимательства, поскольку именно они являются экономически слабой стороной в гражданском обороте, во взаимоотношениях с государственными органами.

«Слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономики порождают ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых большинством исследователей как «административные барьеры»[3].

При взаимодействии субъектов малого предпринимательства с государственными органами нередко возникают «административные барьеры» в виде принятия должностными лицами нормативных и ненормативных правовых актов, решений, противоречащих законодательству Российской Федерации, а также осуществление незаконных действий или бездействия.

Анализ судебной практики показывает, что все чаще используется такой способ защиты прав предпринимателей, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретизирует этот способ защиты: ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность возмещения убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

В развитие вышеуказанных положений статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения данной категории дел регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая предусматривает специальные требования к содержанию заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, составу прилагаемых документов; процессуальные сроки предъявления заявлений и рассмотрения дел; особенности судебного разбирательства и резолютивной части решения.

При рассмотрении дел данной категории арбитражный суд выполняет две важнейшие функции, обеспечивающие соблюдение в практике административных органов разумного баланса между частным и публичным интересами[4]:

1) судебный контроль над соответствием законодательству решений и действий государственных органов, а также органов местного самоуправления;

2) судебная защита и восстановление нарушенного права, охраняемого законом интереса в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[5] основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, - также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина либо юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из анализа судебной практики следует, что чаще всего обжалуются ненормативные правовые акты, решения, действия должностных лиц налоговых, таможенных органов, а также иных федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...