Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность закаливания: его основные факторы, принципы и методыСтр 1 из 4Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ» Кафедра дошкольного и начального образования
РЕФЕРАТ Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста
Выполнила: Коржова Татьяна Сергеевна, воспитатель МДОУ № 4, г. Заозерск
Руководитель: О.Д. Смирнова, доцент кафедры ДиНО
Мурманск 2011 – 2012 уч. год СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 1. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………4 1.1. Сущность закаливания: его основные факторы, принципы, методы и противопоказания ………………………………………………………..4 1.2. Особенности закаливания младших дошкольников……………..…….8 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ…………………………………………………………………..12 2.1. Основные направления в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников………………………………………..………12 2.2. Специальные закаливающие методики………………………………..13 2.3. Работа с родителями……………………………………………………14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……16 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..17 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перспективно-тематическое планирование……………….18 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета для родителей: «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»………………………………………………………...29
ВВЕДЕНИЕ
Проблема часто болеющих детей привлекает большое внимание специалистов, занимающихся вопросами сохранения и укрепления здоровья: медиков, педагогов, психологов, гигиенистов, социологов. Актуальность этой проблемы связана с высоким удельным весом часто болеющих детей, который достигает в раннем и дошкольном возрасте от 15 до 75%.[1] Не стоит забывать что, от физических способностей дошкольников зависит их мировоззрение, духовная жизнь, умственное развитие, готовность к школе. Поэтому одним и важнейших приоритетов в работе воспитателя должно быть сохранение и укрепление физического здоровья детей. Цель: сохранение и укрепление физического здоровья детей. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности. 2) Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. 3) Воспитывать потребность детей в здоровом образе жизни. Так как цель работы заключается в сохранении и укреплении здоровья детей путем применения закаливающих процедур, то в первую очередь стоит изучить теоретические аспекты закаливания: его виды, методы, принципы и противопоказания.
I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сущность закаливания: его основные факторы, принципы и методы
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм. Основные принципы закаливания были впервые сформулированы Г. Н. Сперанским в 1910 г.1 Они прошли испытание временем и в последующие годы претерпели некоторые дополнения. В настоящее время специалисты при разработке программ закаливания организма дошкольников руководствуются следующими принципами:2 1. Принцип систематичности. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается. 2. Принцип постепенного увеличения силы раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими. 3. Принцип учета индивидуальных и типологических особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. 4. Принцип положительной эмоциональной реакции ребенка на процедуры. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их не организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции. 5. Принцип необходимости учета климатических условий. Естественно, постоянство и систематичность закаливания предусматривают необходимость приучения ребенка к температурам, в которых ребенку предстоит жить. 6. Принцип полиградационности. Необходимо соблюдать этот принцип – периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п., чтобы ребенок не привыкал к стереотипу закаливания. 7. Принцип последовательности применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними проведены обливания. 8. Принцип комплексности. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.). Приведенные принципы закаливания помогают человеку правильно подобрать средства для их реализации. Л. Г. Голубевой были сформулированы основные методы закаливания:[2] · Самый традиционный – метод постепенного увеличения силы раздражителя. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличение продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. · Контрастный метод. Для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий. · Метод без снижения температуры. Используя данный метод, мы постепенно перейдем к интенсивным методам закаливания. · Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела с интенсивными холодовыми, тепловыми факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры. При проведении закаливающих мероприятий стоит учитывать ряд противопоказаний:
1. Негативное отношение и страх ребенка. 2. Отсутствие полного контакта и отношений сотрудничества с семьей. 3. Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки. 4. Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания. 5. Карантин в детском учреждении или по месту жительства, наличие случаев нейроинфекций в окружении ребенка в течении последнего месяца. 6. Высокая температура в вечерние часы. 7. Выраженная недостаточность питания. 8. Ревматизм и диабет в семейном анамнезе. Что касается противопоказаний к интенсивным методам закаливания с использованием высоких температур (сауна, парная, баня), то их перечень значительно короче: 1. В раннем детском возрасте это последствия родовых травм и других повреждений, возникающих в перинатальном периоде. 2. Постгипоксическая энцефалопатия. 3. Повышенная судорожная готовность. 4. Врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации. 5. Острые инфекционные заболевания с высокой температурой. 6. Различные формы эпилепсии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 173. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |