Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экскурсоведение как наука. Экскурсия, ее сущность.




Когда рассматриваются вопросы экскурсионной теории, то: а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия; б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека; в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела. Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория - это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. Экск-ная теория - это совокупность понятий: функции экск-ии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экск-ный метод; класс-я экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экск-да. В экск-й теории важное место занимают вопросы, связанные с экск-ым методом, методологией экск-го дела и методикой. Более интенсивное развитие экск-ой теории началось в 70-х г. Развитие экск-й теории связано также с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т. е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экск-в. Постоянное внимание к вопросам экск-й теории уделяла кафедра экскурсионной работы Российской международной академии туризма (ранее ИПК работников туристско-экскурсионных организаций). Результатом этой работы было опубликование в 1992 г. учебного пособия в трех частях "Экскурсоведение". Первая часть этого пособия "Основы экскурсионной теории" более полно, чем в предыдущих изданиях, освещает вопросы теории.. Экск-я теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией. В настоящее время работа по дальнейшему развитию основных положений экскурсионной теории переместилась в стены Российской международной академии туризма. Сущность экскурсии. Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в 19 в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия). Понятие "сущность" представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. В ходе экск-го процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть. Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: 1. надо уметь найти в экск-м объекте типичные черты и особ-ти историко-культурного характера; 2. надо уметь определить наслоения в экск-м объекте, сделанные временем, и его эволюцию;3., надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков. Профес-ное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.Большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула. Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями "структура" и "конструкция". Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом. Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия. Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице  

№ п/п Цели Задачи Формы проведения
1 Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов Прогулка
2 Учебная Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Урок вне классного помещения
3 Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция
4 Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии
5 Культурно-просветительная Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая экскурсия
6 Культурно-воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитанием Тематическая экскурсия

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. Сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.











Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...