Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Международные организации в валютно-финансовой сфере
Межгосударственное регулирование иностранных инвестиций может осуществляться на следующих уровнях: двустороннем; региональном; многонациональном. В последнем случае основными органами регулирования являются международные экономические организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ряд региональных организаций: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). МБРР и МВФ приняли «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций». Основными правилами утвержденными данным документом являются. Правило первое: «право входа» или «право допуска». Его цель защитить национальные интересы и национальный рынок. Правило второе: «Режим иностранного капитала» (должен быть «справедливым и недискриминационным»). Считается важным, чтобы в соответствии с национальным режимом иностранные инвесторы не оказались в менее защищенном положении в вопросе, например, гарантирования имущественных прав. Иностранный и местный инвесторы должны иметь равные права. Во всяком случае, если делается исключение, то это не должно связываться с национальной принадлежностью капитала. Третье правило: возможность прекращения контракта. Правило четвертое: об урегулировании споров. МФК была создана в 1956 г для оказания содействия частному предпринимательству путем финансирования проектов в частном секторе. В отличие от МБРР и МВФ МФК предоставляет кредиты частным предпринимателям без получения гарантий от правительств соответствующих стран, а также приобретает акции предприятий, то есть сама участвует в прямом инвестировании. МФК является крупнейшим источником портфельного финансирования в частном секторе. Своим участием МФК выступает своеобразным гарантом качества проектов, их реализуемости и эффективности. МФК финансирует не более 25 – 35 % общей суммы расходов на проект, а остальные средства поступают от заинтересованных частных инвесторов. МФК никогда не приобретает контрольного пакета акций предприятия, не принимает участия в управлении. МФК отдает предпочтение финансированию многонациональных проектов, в которых участвует местный и иностранный капитал. Россия вступила в МФК в 1993 г Первым инвестиционным проектом МФК в России стало предоставление СП «Васюган сервиз» кредита в размере 10 млн. долл. и инвестиций на сумму 1,5 млн. долл. Иностранными партнерами в данном СП являлась американская компания «Фрексиастер». Цель данного проекта – увеличение производительности существующих нефтяных и газовых скважин. В данном случае МФК явилась катализатором по привлечению иностранного частного капитала. МАГИ создана в 1988 г с целью стимулирования иностранных частных капиталовложений в экономику развивающихся стран, а также постсоциалистических, путем предоставления долгосрочных гарантий на случай некоммерческих рисков. МАГИ предоставляет четыре вида страхования от политических рисков: страхование от не конвертируемости валюты; страхование от экспроприации собственности инвестора со стороны правительства; страхование от войн и беспорядков; страхование от нарушения договора, защищающее инвестора от убытков вследствие его неспособности добиться исполнения судебного или арбитражного решения. Вопрос о присоединении России к МАГИ до сих пор не решен, из чего следует отсутствие возможности получения реальной помощи со стороны этой международной финансовой организации. Цель ЕБРР (создан а 1991г) – помощь странам Центральной и Восточной Европы избавиться от последствий централизованного управления экономикой, поддержать экономические реформы, трансформировать неэффективную и энергоемкую экономику, оздоровить экологию. ЕБРР также ограничивает свое финансирование затрат по проекту 35 % от общей стоимости.
Вопросы для самопроверки 1. ВТО дополняет деятельность другой международной организации - Международного валютного фонда (МВФ) в вопросах обеспечения и регулирования внешней торговли. Как исторически складывались взаимоотношения России и МВФ? Полномочен ли МВФ требовать от стран-участниц предоставления информации о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике? 2. Объективная необходимость в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала ощущаться уже в 30-х гг., когда односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли. Однако международное соглашение по вопросам тарифов и торговли вступило в силу лишь 1 января 1948 г. Статьи данного соглашения базируются на ряде принципов. Каких? Привести характеристику основополагающих принципов статей ГАТТ. 3. ГАТТ на протяжении всей истории существования данного соглашения была направлена на решение следующих основных задач: - ликвидация или сокращение таможенных пошлин; - унификация правил и условий применения таможенных пошлин; - урегулирование вопросов по экспортным субсидиям; - .... (дополните предлагаемый перечень решаемых задач). 4. Что Вам известно по поводу включения РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО)? Какие преимущества стране дает участие во ВТО? 5. Какие из приведенных ниже утверждений действительно отражают суть МВФ: - это Всемирный Банк; - это организация по субсидированию экономического развития; - это международный центральный банк, контролирующий денежную эмиссию в мировом масштабе; - это политическая организация; - это институт сотрудничества добровольных участников, для которых очевидна польза консультаций с другими отраслями в рамках данного форума для поддержания стабильной купли-продажи валют; - МВФ кредитует страны-участницы, испытывающие трудности в выполнении финансовых обязательств перед другими странами, но только при условии проведения экономических реформ с целью устранения таких трудностей; - МВФ имеет реальные полномочия управлять внутренней экономической политикой стран-участниц; - МВФ правомочен требовать от стран-участниц предоставление информации о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике; - это организация, обладающая огромными полномочиями и независимостью, которая решает, какую экономическую политику должны проводить ее члены, диктует государствам свои решения и затем обеспечивает их выполнение.
4. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
4.1 . Внешнеэкономическая политика государства Внешнеэкономическая политика государства – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономическая политика государства во многом зависит от состояния его платёжного баланса. Структуру внешнеэкономической политики РФ можно представить следующим образом (рис. Внешнеэкономической политики РФ устанавливает и регулирует отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которая охватывает международный обмен товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, их права, обязанности, ответственность регламентируются Законом РФ „О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Внешнеторговая политика включает экспортную и импортную. Экспортная политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров, услуг и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортно-способных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.д. Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза в РФ иностранных товаров, услуг. Импортная внешнеторговая политика в своих действиях учитывает роль импорта в отечественной экономике. Импорт может рассматриваться как традиционный источник доходов государства, а также и как антимонопольный рычаг и конкурентообразующий элемент производства отечественного товара. Внешнеинвестиционная политика представляет собой комплекс мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территории РФ и регулированию вывоза российских инвестиций за рубеж. Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли. Главную роль в инвестициях играет капитал, т.е. деньги, предназначенные для извлечения дохода. Капитал может прямо вкладываться в создание предприятия с целью получения прав на управление и прибыль (прямые инвестиции), может вкладываться в покупку ценных бумаг (портфельные инвестиции), может быть отдан в кредит под проценты (кредитный капитал). Внешнеинвестиционная политика включает в себя политику импорта и экспорта российских инвестиций. Политика импорта иностранных инвестиций в РФ направлена на решение нескольких задач: - увеличение объёма отечественного производства товаров и услуг на уровне международных стандартов; - привлечение в РФ передовой технологии, опыта, ноу-хау, и т.п.; - увеличение занятости населения и сокращения на этой основе уровня безработицы; - увеличение совокупного общественного продукта и национального дохода. Политика экспорта российских инвестиций направлена на решение таких задач как: - продвижение российских экспортных товаров (услуг) на зарубежные рынки; - развитие зарубежного производства для извлечения прибыли и для обеспечения гарантированного снабжения российского рынка импортными товарами (полуфабрикаты, запчасти и др.); - укрепление банковской сферы и повышение эффективности валютных операций. Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государствам и международными валютно-финансовыми организациями. На уровне государства – это политика по целенаправленному использованию валютных средств. Сферой действия валютной политики является непосредственно валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней. Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования государственной системы, поддержания равновесия платёжных балансов. Текущая валютная политика подразделяется на дисконтную и девизную. Валютная дисконтная политика представляет собой систему экономических и организационных мер по использованию учётной ставки процента для регулирования движения инвестиций и сбалансирования платёжных обязательств, ориентированной корректировки валютного курса. Эта политика проявляется в воздействии на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, объём денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций. Валютная девизная политика – система регулирования валютного курса покупкой и продажей валюты с помощью валютной интервенции и валютных ограничений. Валютная интервенция – целевая операция ЦБ РФ по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определёнными пределами повышения, понижения. Валютные ограничения регламентируют операции с национальной и иностранной валютой, золотом и т.д. Основными методами долгосрочной валютной политики являются межгосударственные переговоры и соглашения, прежде всего в рамках МВФ. Целями таможенной политики РФ являются: - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ; - участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития российской экономики Основы таможенной политики РФ определены Таможенным кодексом РФ.
4.2 . Цели и основные направления внешнеторговой политики
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики: - изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда; - изменение объёма экспорта и импорта; - обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьём, энергией и т.п.); - изменение соотношения экспортных и импортных цен. Выделяют два основных направления внешнеторговой политики: политика свободной торговли (фритредерство) и протекционизм. При политике свободной торговли государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, ограничиваясь деятельностью по заключению в подписании договоров с другими странами с целью обеспечения максимальной свободы рыночной деятельности своим хозяйствующим субъектам. При такой политике таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются торговые или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX в. Политику фритредерства может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдержать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок. Протекционизм – политика направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм исключает свободное действие рыночных сил, т.к. предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как устранение иностранной конкуренции ослабляет заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии. Это означает стремление страны ограничить импорт только тем товаром, который в данной стране производится, просто не может. Экспорт же допускается в той мере, в какой он обеспечивает необходимый импорт. В чистом виде автаркическая политика означает, что любой импорт должен быть заменён на отечественную продукцию. Однако не всегда замещение отдельными странами импорта отечественной продукцией можно характеризовать, как автаркическую политику. Иначе любое стремление отойти от МРТ следовало бы расценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к значительной эффективности в будущем. Политика автаркии, как и политика свободной торговли, в чистом виде не существует. Могут одновременно иметь место обе тенденции – политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции. Политика протекционизма проводится как через непосредственное воздействие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т.д.), так и другие ограничения по стоимости и (или) количеству поступающего товара (лицензии, „добровольные ограничения” экспорта и т.д.). Основным средством протекционизма являются таможенные тарифы.
4.3 . Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли
Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – налог на импорт или экспорт, налагаемый на товар в момент пересечения им таможенной границы государства. Таможенные пошлины служат следующим целям: - получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), - регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств); - защита национальных производителей. Рассмотрим механизм действия таможенной пошлины (рис. 5), положив в основу рассуждений следующие условия: пошлина (налог), взимаемый с товара, пересекающего национальную границу; вкусы, доходы и привычки потребителей не меняются; не учитываются технологические нововведения; не принимаются во внимание тарифы на сырьё, используемое для производства товара; не учитываются транспортные расходы; иностранный поставщик готов поставлять любые количества товара по данной цене, то есть полностью удовлетворять потребности данной страны.
Линия DD1 обозначает изменение величины потребления товара в зависимости от цены. Линия SS1 показывает количество, производимых национальной промышленностью товаров, изменяющееся в зависимости от цены. Q4 – общее количество потребляемого товара. При цене Р1 на долю местного производителя будет приходиться величина Q1, в то время как на долю иностранного поставщика – величина Q4Q1. Введём импортный налог, повышающий цену товара до уровня Р2. В этом случае общее количество уменьшившегося потребления будет определяться величиной Q4Q3. В то же время национальные производители увеличат объём производства на величину Q2Q1. Потери для иностранных поставщиков составят сумму отрезков Q2Q1 + Q4Q3. Четырёхугольник „а” обозначает дополнительные прибыли Р, полученные национальными производителями. Треугольник „d” показывает потери для потребителя, возникающие в связи с уходом с рынка части иностранных производителей. Прямоугольник „с” - доход государства от налогов. Треугольник „b” показывает потери общества, возникающие в связи с тем, что в производство вовлекаются новые менее эффективные факторы производства, использование которых стало возможным благодаря протекционистской политике правительства. Таким образом, импортный налог (пошлина) с одной стороны сокращает внутреннее потребление, а с другой – защищает национальных товаропроизводителей и приносит доход в государственный бюджет. Поставщик после введения импортной пошлины, опасаясь потерять экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога, сохраняя таким образом большую часть рынка. Такое явление называется „парадоксом Мецлера” (рис. 6).
Линия WWS обозначает динамику предложения товара на мировом рынке до момента введения налога на импорт. WWSn отражает тенденцию предложения товара на рынке в случае, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену на величину Р1Р3, превышающую величину налога. WWSn+Т – предложение товара на рынке после установления налога на импорт. Параметры Q1, Q2, Q3 показывают соответственно количества проибретаемого товара, а линия DD1 – потребность в импортном товаре, изменяющуюся в зависимости от цены. В качестве примера „парадокса Мецлера” могут служить поставки какао из Ганы в 1960 г и масла из Новой Зеландии в начале 70 - х гг в Великобританию. В ответ на увеличение вводимых пошлин со стороны Великобритании новозеландские поставщики резко снизили цены. Применяемые таможенные пошлины отличаются многообразием форм, в которых они выступают. Так, по направлению движения товара выделяют: импортные, экспортные и транзитные пошлины. Импортные пошлины – накладываются на импортируемый товар. Встречаются наиболее часто. Служат целям защиты национального производства, уровня внутренних цен, определённым политическим интересам (это основной инструмент национального протекционизма). Экспортные пошлины – накладываются на экспортируемый товар. Применяются гораздо реже. Препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки (например, в случае ненедостатка их на внутреннем рынке). Транзитные пошлины – накладываются на товар, проходящий транзитом. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что увеличивается роль импортных российских пошлин как фискального средства (средства обеспечения налоговых поступлений). Экспортные пошлины, в развитых странах практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование. Транзитные таможенные пошлины сдерживают товарные потоки. Рассматриваются, таким образом, как крайне не желательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются. По способу установления таможенные пошлины бывают: адволорные, специфические и комбинированные. Адволорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным. Сейчас на долю адволорных пошлин приходится 70 – 80 % всех таможенных пошлин. Специфическая таможенная пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы от единицы измерения товара: веса, объёма и т.д. (например, 1 долл. с каждого центнера пшеницы). Комбинированные пошлины сочетают оба способа установления (например, 0,5 долл. с каждого центнера плюс 10 % от стоимости товара). Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, то есть являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь ни каких специальных соглашений в сфере торговли. В зависимости от этого пошлины бывают соответственно преференциальные (особо льготные), договорные или иначе конвенциональные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные. Ставки преференциальных таможенных пошлин устанавливаются на уровне ниже максимального и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные союзы, экономические союзы и т.д. Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных или минимальных пошлин, называется договором о „режиме наибольшего благоприятствования” (РНБ) и формирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называют режимом недискриминации. Генеральные (максимальные) пошлины в 2-3 раза выше всех остальных и её применение фактически дискредитирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при вывозе товаров из СССР в США в период холодной войны. Различают также пошлины, являющиеся реакцией на определённые действия партнёра: компенсационные и антидемпинговые. Их задачей является не пропускать на национальный рынок товары, не желательные по политическим или экономическим причинам. Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортёрам в другие страны. Антидемпинговые устанавливаются с целью противодействия демпингу. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке. По характеру демпинг может быть подразделён на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный). Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счёт низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разорённых конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путём его распродажи на внешнем рынке по низким ценам. Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг. При принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают, прежде всего, нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом товара. Рекордным по числу введённых против России санкций стал 1994 г. Введённые санкции фактически закрыли доступ на европейский рынок многим российским товарам. Так на ферросилиций антидемпинговая пошлина составила 74%. Если для России обвинения в демпинге касаются, как правило, экспорта сырья, то в отношении ряда развитых и развивающихся стран (Японии, Тайваня, Гонконга и т.д.) суды Западной Европы и США рассматривают дела о массовых дешевых поставках потребительских товаров (автомобилей, бытовой электроники, часов и т.д.) В настоящее время все страны имеют многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. В таком тарифе наибольшей является генеральная или автономная пошлина. Она налагается на товары, импортируемые из тех стран, с которыми нет торговых договоров или соглашений. Таможенные тарифы распределяют товары по производственному признаку, то есть товары, относящиеся к одинаковым производствам, объединены в группы. Уровень действительной (или эффективной) таможенной защиты (уровень эффективного протекционизма) определяют по формуле: , где t – номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта; a1 – доля стоимости импортируемого сырья в цене конечного продукта в условиях отсутствия налога на импорт; t1 – номинальный тариф на импортное сырьё. Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, чтобы уровень налогообложения увеличивался одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, то есть равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7 – 9 %, а для изделий уже может достигать 20 %.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |