Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И образовательное целеполагание




Модель обучения – это обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, основу которого составляет деятельность учащихся, организуемая учителем.

Педагогические технологии начинали свое развитие благодаря разработкам разнообразных моделей обучения. Некоторые из них представлены ниже.

Модель полного усвоения.

В основе конструирования модели лежат идеи, выдвинутые в 60-е гг. американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом. Они предложили сделать постоянным фиксированным параметром результаты обучения. Практическая реализация модели включает следующую последовательность шагов:

Шаг №1. Ориентация учащихся на конечные конкретные результаты обучения.

Шаг № 2. Обучение на основе выделенной «учебной единицы». Обязателен контроль после изучения и проработки учащимися конкретной учебной единицы. Критерий оценки – эталон полного усвоения знаний и умений.

Шаг № 3. После выполнения проверочной работы учащиеся разделяются на две группы:

/                                                                                               \

1 группа – достигшие эталона полного усвоения могут изучать дополнительный материал + помогать отстающим 2 группа – не достигшие эталона заново изучают материал в малых группах, но способ изложения меняется

Шаг № 4. Заключительная проверочная работа на специальных бланках. Самостоятельное оценивание знаний и взаимопроверка.

Шаг № 5. Разъяснение значение оценки (отметки) каждому учащемуся.

 

Варианты модели полного усвоения.

«План Келлера» (другое название - «Персонализированная система обучения»)- система индивидуализированного обучения, созданная американским психологом и педагогом Ф.С. Келлером для высших учебных заведений.

Шаги персонализированной системы обучения. (План Келлера)

Курс разделен на ряд тематических разделов (учебная единица, модуль).

Шаг № 1. Знакомство с индивидуальным образовательным маршрутом или учебным пособием—руководством. Беседа с преподавателем.

Шаг № 2. Лекция в целях мотивации и ориентации учащихся.

Шаг № 3. Работа с учебным пособием по изучаемому разделу.

Шаг № 4. Самоконтроль по усвоению изученного раздела (ответы на вопросы для самопроверки или выполнение тестов).

Шаг № 5. Проверка и оценка преподавателем уровня усвоения раздела.

Если учащийся продемонстрировал полное усвоение раздела, то он допускается к изучению следующей учебной единицы.

В случае неудачной сдачи зачета по изученному разделу, учащийся получает рекомендацию по дополнительной проработке материала.

 

В современной образовательной практике при организации профессионального обучения чаще всего опираются на модель профессиональной подготовки.

Модель профессиональной подготовки:

Модель специалиста (кого готовить?) – Модель обучаемого (кого учить?) – Модель обучающего (кому учить?) – Модель учебной дисциплины (чему учить?) – Модель управления процессом обучения (как учить?)

Образование и обучение – это процессы, которые организуются в соответствии с целями.

Организация целепологания включает 3 взаимосвязанных вида деятельности:

- деятельность учащихся;

- деятельность педагога;

- их совместная деятельность.

Б. Блум предложил шесть основных категорий учебных целей в соответствии с таксономией (т.е. с возрастанием их сложности и значимости для протекания процесса):

1. Знать

2. Понимать

3. Применять

4. Анализировать

5. Синтезировать

6. Оценивать.

 

 

Таблица

Категории учебных целей

  Уровень цели   Ключевые слова и фразы
1. Знать (эта категория означает запоминание и воспроизведение) Перечислите, сформулируйте, докажите, расскажите, опишите, назовите, установите, соотнесите.
2. Понимать (показателями способности понимать может служить преобразование материала, интерпретация, предположение) Интерпретировать словесный материал, схемы, графики; преобразовать словесный материал в математические выражения, схемы, таблицы; обосновать, выявить, выделить, определить; суммировать, объяснить смысл, показать взаимосвязь.
3. Применять (умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях) Продемонстрируйте, примените, выберите вариант, воспользуйтесь, решите, смоделируйте, спрогнозируйте, сформируйте.
4. Анализировать (Эта категория означает умение разбить материал на составляющее так, чтобы ясно выступала его структура) Оцените, проанализируйте, найдите ошибки в логике рассуждений, сделайте предположение, объясните причины, сравните, объясните, как и почему, классифицируйте.
5. Синтезировать (эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной) Творческая работа, сочинение, план решения, проблемы,  план эксперимента.                                                                                      Предположите, придумайте, установите причины, предположите закономерности, сделайте вывод, обобщите.  
6. Оценивать (умение оценивать значение того или иного материала) Оцените: логику построения материала, Соответствие выводов имеющимися данным, установите критерии, выберите лучший вариант, выберите лучшее,  интересное решение. Выскажите свое мнение; обсудите «за» и «против».

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте, чем отличаются понятия «технология» и «модель обучения»?

2. Почему в современной педагогике инновационные модели не вытеснили традиционную модель обучения? Обоснуйте свой ответ.

3. Почему Б.Блум предложил цели обучения именно в соответствии с таксономией и в такой последовательности?

 

Современная классификация педагогических технологий

 

Педагогические технологии классифицируют на основе различных выделяемых критерий и свойств.

Г.К. Селевко классифицирует их по сущностным и инструментально- значимым свойствам и выделяет следующие классы технологий:

· по уровню применения

· по научной концепции усвоения

· по ориентации на личностные структуры

· по организационным формам

· по преобладающему (доминирующему) методу

· по направлению модернизации существующей традиционной системы обучения

· по категории обучающихся

А.В. Савельев классифицирует технологии по следующим критериям:

· по направленности действия

· по целям обучения

· по предметной среде

· по применяемым техническим средствам

· по организации учебного процесса

С.А. Смирнов классифицирует по уровням учебного предмета и уровням всего обучения:

· технология занятия или завершенного цикла занятий

· технология предмета

· технология полного обучения

Д.В. Чернилевский подразделяет педагогические технологии на:

· традиционные технологии

· инновационные технологии

· технологии дистанционного обучения

· технологии управления качеством образования

 

В современной образовательной практике используется следующая классификация, основанная на применении форм организации учебного процесса, используемых средств и методов.

Таблица

Современная классификация педагогических технологий

Педагогические технологии

(ПТ)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...