Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История и факторы возникновения педагогических технологий




ВВЕДЕНИЕ

 

Инновационные преобразования в сфере профессионального образования диктуют необходимость изменения не только целевых ориентиров, содержания, методов обучения, позиции студентов в учебном процессе, но и необходимость перехода от «знаниевой» парадигмы, от подготовки «традиционного» специалиста – к «воспитанию широкообразованного профессионала.

В условиях модернизации образования, с точки зрения компетентностного подхода актуализировалась проблема применения педагогических технологий в профессионально-педагогическом вузе.

Анализ источников свидетельствует о все большем признании и распространении таких современных инновационных педтехнологий, как модульные, проектные, проблемного обучения, «кейс-стади», технологии развития критического мышления, совместной продуктивной деятельности, технологии оценивания достижений студентов.

Дисциплина «Педагогические технологии» призвана дать знания о современных тенденциях педагогической науки и практики с точки зрения ценности образования для государства, для общества и для личности. Все современные педагогические технологии рассматриваются в процессе изучения в единой системе: концептуальная основа в виде научной теории, цели, содержания, средств и методов, его раскрывающих, алгоритма деятельности педагога и учащихся, что в результате должно привести к определенному результату, заданному целью.

Цель дисциплины «Педагогические технологии»: расширить дидактический инструментарий будущего педагога, помочь ему выработать собственные профессиональные ориентиры и позицию по отношению к педагогическим нововведениям.

Студенты в ходе изучения дисциплины овладевают основами педагогического проектирования и моделирования педагогических систем, педагогического процесса и педагогических ситуаций. Иллюстративно студенты знакомятся с той или иной современной образовательной технологией при организации собственного учебного процесса. для контроля за эффективность и качестом учебной деятельности студентов разработан , имеющих педагогическую ценность.адываются

Материал в учебно-методическом пособии расположен по модулям, что позволяет использовать содержание модулей как самостоятельную единицу учебной информации и применять его в различных психолого-педагогических дисциплинах.

Таким образом, дисциплина «Педагогические технологии» является своеобразным феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь будущему педагогу овладеть теоретико-методологическими, психолого-педагогическими и операционными основами образовательного процесса, педагогического воздействия и взаимодействия. 

 

МОДУЛЬ 1. Теория и технология образования

История и факторы возникновения педагогических технологий

 

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).

Технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означающей переход на качественную новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости. Все технологии подразделяются на промышленные и социальные.

Социальные технологии – это технологии, где исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменениям, является одно или несколько его свойств или качеств (Б.Н.Смирнов).

Понятие «педагогическая технология», а также «образовательная технология», «воспитательная технология» относятся к разряду социальных технологий. В настоящее время существует разнообразие определений и трактовок.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология – это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования (из материалов ЮНЕСКО, 1997г.).

Педагогическая технология -алгоритмизированный процесс обучения, система, способы и средства достижения целей управления процессом обучения (М.П.Сибирская).

Образовательная технология – это совокупность образовательных структур учебных заведений, организационных мероприятий, методов, системных средств и психологических установок, направленных на передачу известных знаний, системное формирование осознания информации и эффективное усвоение знаний в процессе обучения или деятельности (В.Н Козлова.).

Образовательная технология – это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий (Гузеев В.В.)

Воспитательные технологии – это комплекс мероприятий, позволяющий гарантированно достигать поставленной цели воспитания и повышать социальный опыт учащихся. При этом качества личности не могут быть результатом! (С.Д. Поляков).

Появились первые педтехнологии в конце 50-х - начале 60-х гг. благодаря исследованиям зарубежных психологов, изучающих эффективность обучения (Б.Блум, Л.Анднрсон, Дж.Блок, Т.Гилберт, Р.Мейджер и др.).

Факторы возникновения педагогических технологий:

1. Технологизация промышленности, быстрый рост научных открытий и включение их в образовательные программы.

2. Развитие современных информационных систем.

3. Смена парадигмы образования, акцент не на процесс преподавания, а на процесс познания.

4. Потребность общества в специалистах, владеющими не только знаниями, и умеющими самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, способных приобретать новые знания, профессии, если это необходимо.

В разработку педагогических технологий большой вклад внесли отечественные ученые: С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, С.Л. Батышев, В.П. Беспалько, В.Н. Боголюбов, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.И. Ильясов, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, М.П. Сибирская, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татуп, Д.В. Чернилевский и др.

Г.К.Селевко рассматривает понятие «педагогическая технология» в трех аспектах:

1) научном: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирования педагогического процесса;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуальнольно-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Очень часто звучат споры о сходстве и различиях в методике и технологии. Познакомьтесь со сравнительной характеристикой дух категорий понятий: методикой и технологией, которую предлагает М.П.Сибирская.

 

 

Таблица 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...