Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»




 

Признаки сравнения Методика Технология
Назначение Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения. Рекомендует процесс создания системы методов организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучения.
Определение Система научно обосно­ванных методов, правил и приемов обучения. Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектиро­ванного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей управления процессом обучения.
Фактические исходные предпосылки создания Обоснование и процесс построения находит в технологии. Цели, ориентация на результат. Методологическая основа мето­дики.
Парадигма Совокупность рекомен­даций по организации и проведению учебного процесса. Проект будущего учебного процесса.
Ориентация На обучающих (препо­давателей). На обучающихся.
Направленность На конкретный предмет или на реализацию определенных целей. На универсализацию подходов к изучению учебного материала.
Отражение динамичности обучения Дает вполне определен­ные конкретные реко­мендации. Отражает процессуальный дина­мичный характер процесса обучения.
Интеллек­туальный подход Узко предметный аспект к данному предмету (теме). Культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога.

 

Дидактами разработаны критерии технологичности, которые позволяют определить: методика это, или технология.

 

Критерии  технологичности:

·  концептуальность

·  системность

·  управляемость

·  эффективность

·  Воспроизводимость.

 

Структура педагогической технологии выглядит следующим образом:

а) концептуальная основа (научная теория, чаще всего психологическая теория обучения);

б) содержательная часть обучения:

- цели общие и конкретные,

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть – технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности учащихся;

- методы и формы деятельности педагога;

- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материалом;

- диагностика учебного процесса,

- результат.

Моменты, пронизывающие весь учебный процесс: планирование, контроль, оценка.

Таким образом, структуру любой педагогической технологии можно представить в виде «технологической цепочки»:

Концептуальная идея → цель → содержание учебного материала → средства, методы → алгоритм деятельности педагога и учащихся → результат.

 

Вопросы для обсуждения

1.С чем связаны расхождения в определениях педагогической технологии?

2.Какое определение, на Ваш взгляд, соответствует научному уровню, процессуально-описательному, процессуально-действенному?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите определения «педагогическая технология», «образовательная технология» из других источников, построив логическую цепочку.

2. Почему использование термина «технология» в области воспитания и развития личности многими авторами считается некорректным?

 

 

Основные тенденции современного образовательного процесса

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:

1) образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации;

2) ступень образования (дошкольное, школьное и т.д.);

3) профиль образования (общее, специальное, профессиональное, дополнительное).

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе.

Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека в процессе обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно видоизменяется по целям, содержанию формам. Развитие человека в процессе обучения в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании и какими методами оно осуществляется.

Образование как результат можно рассматривать в двух планах:

- образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой и фиксированный в форме образовательного стандарта;

- сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт, как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений. Результатом образования в этом плане является образованность.

Основными тенденциями развития современного образования являются:

· осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования;

· индустриализация обучения, его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества;

· переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, использования резервов самостоятельной работы обучающихся;

· переход от жестко регламентированных, контролирующих, алгоритмизированнных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, игровым и т.д. Это предполагает организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся;

· организация взаимодействия обучающихся и преподавателя, организация обучения как коллективной, совместной деятельности.

Тенденция изменения общей ситуации образования совпадает с общими тенденциями реформирования в мире и России. Это следующие основные принципы:

ü интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство социальных институтов;

ü гуманизация – усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей ценности общества;

ü дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей обучающегося;

ü демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие педагогов и учащихся.

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте определения образования и обучения.

2. Как вы понимаете образование как ценность, как систему, как процесс, как результат?

3. Какого человека можно назвать обученным, а какого образованным?

 

 

Технологические модели обучения










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...