Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
Дидактами разработаны критерии технологичности, которые позволяют определить: методика это, или технология.
Критерии технологичности: · концептуальность · системность · управляемость · эффективность · Воспроизводимость.
Структура педагогической технологии выглядит следующим образом: а) концептуальная основа (научная теория, чаще всего психологическая теория обучения); б) содержательная часть обучения: - цели общие и конкретные, - содержание учебного материала; в) процессуальная часть – технологический процесс: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности учащихся; - методы и формы деятельности педагога; - деятельность педагога по управлению процессом усвоения материалом; - диагностика учебного процесса, - результат. Моменты, пронизывающие весь учебный процесс: планирование, контроль, оценка. Таким образом, структуру любой педагогической технологии можно представить в виде «технологической цепочки»: Концептуальная идея → цель → содержание учебного материала → средства, методы → алгоритм деятельности педагога и учащихся → результат.
Вопросы для обсуждения 1.С чем связаны расхождения в определениях педагогической технологии? 2.Какое определение, на Ваш взгляд, соответствует научному уровню, процессуально-описательному, процессуально-действенному? Задания для самостоятельной работы 1. Выпишите определения «педагогическая технология», «образовательная технология» из других источников, построив логическую цепочку. 2. Почему использование термина «технология» в области воспитания и развития личности многими авторами считается некорректным?
Основные тенденции современного образовательного процесса Образование как система может рассматриваться в трех измерениях: 1) образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации; 2) ступень образования (дошкольное, школьное и т.д.); 3) профиль образования (общее, специальное, профессиональное, дополнительное). Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе. Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека в процессе обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно видоизменяется по целям, содержанию формам. Развитие человека в процессе обучения в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании и какими методами оно осуществляется. Образование как результат можно рассматривать в двух планах: - образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой и фиксированный в форме образовательного стандарта; - сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт, как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений. Результатом образования в этом плане является образованность. Основными тенденциями развития современного образования являются: · осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования; · индустриализация обучения, его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества; · переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, использования резервов самостоятельной работы обучающихся; · переход от жестко регламентированных, контролирующих, алгоритмизированнных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, игровым и т.д. Это предполагает организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся; · организация взаимодействия обучающихся и преподавателя, организация обучения как коллективной, совместной деятельности. Тенденция изменения общей ситуации образования совпадает с общими тенденциями реформирования в мире и России. Это следующие основные принципы: ü интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство социальных институтов; ü гуманизация – усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей ценности общества; ü дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей обучающегося; ü демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие педагогов и учащихся. Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм.
Задания для самостоятельной работы 1. Проанализируйте определения образования и обучения. 2. Как вы понимаете образование как ценность, как систему, как процесс, как результат? 3. Какого человека можно назвать обученным, а какого образованным?
Технологические модели обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 147. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |