Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекторское мастерство преподавателя ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт. Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения, не нарушая норм сочетаемости несогласования и т. д.). Результативность лекции Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели лекции? Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимость лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме? Общие выводы и рекомендации. Пожелания лектору-преподавателю. Основные требования к лекции: - реализация воспитательного потенциала лекции; - научность и информативность ее содержания (современный научный уровень); - доказательность и аргументированность (наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств); - связь лекционного материала с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов; - эмоциональность формы изложения; - активизация внимания, памяти и мышления слушателей (организация обратной связи, образность и выразительность речи, повторения, установки на длительность запоминания, выделение опорных пунктов для запоминания, использование мнемонических приемов, дается ли логически верное определение вновь вводимых понятий, создаются ли проблемные ситуации, учитываются ли индивидуальные способности студентов, используются ли приемы эвристической беседы); - постановка вопросов для размышления и вовлечения студентов в проблемную ситуацию; - четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; - методическая обработка текста лекции (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках); - изложение материала доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимым терминов и названий; - стиль общения преподавателя на лекции (моменты агрессивности, высокомерия; наличие педагогического такта; возникновение конфликтных ситуаций в общении со студентами; академический, эмоциональный стиль общения; дружелюбное поведение; наличие вопросов со стороны студентов и т.п.); - доминирующее психологическое состояние студентов на лекции (вялость, апатия, безразличие, пассивность, эмоциональный подъем, заинтересованность проблемой); - использование аудиовизуальных дидактических, в том числе компьютерных, материалов и средств. Перечисленные требования лежат в основе оценки качества лекции. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ПЗ) Исходные данные Учебное заведение. Факультет, отделение, курс (номер группы); специальность. Название дисциплины. Фамилия, имя, отчество преподавателя, ученая степень, должность. Общая характеристика занятия Тип практического занятия (семинар, лабораторное занятие, деловая игра и т. д.). Тема практического занятия. Цели практического занятия. Место ПЗ в общей системе учебных занятий по предмету. Отвечает ли ПЗ общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесена ли проблематика ПЗ с последовательностью изложения тем на лекциях. Структура практического занятия Выдержана ли общая структура практического занятия: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; подведение итогов преподавателем; задание для дальнейшей самостоятельной работы по теме. Какие структурные компоненты были дополнительно введены в практическое занятие? В связи с чем? Содержание и методика проведения занятия Готовились ли заранее студенты к практическому занятию (распределение вопросов, рефератов, докладов и т. д.)? Наличие у них плана ПЗ, заданий для самостоятельной работы. Какие методы обучения, виды и формы работ применялись на занятии (обсуждение отдельных вопросов, рефератов, докладов, сообщений; дискуссии, полемика, содоклады; решение задач, ситуаций, тренировочных упражнений; работа с первоисточниками, учебной и справочной литературой; тесты; проведение экспериментов; игры; моделирование ситуаций; рефлексия и т.д.). В полной ли мере способствовали данные методы, формы и виды работ усвоению содержания учебного материала? Какие из них «не сработали»? Почему? Применение каких методов, видов работ и заданий было эффективным? Как формировались навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями? Как осуществлялся процесс овладения умениями и навыками постановки и решения учебных проблем и задач, опровержения или отстаивания своей точки зрения? Ощущали ли студенты рост сложности выполняемых заданий? Как решались педагогом более частные дидактические задачи обучения: повторение и закрепление знаний; контроль; стимулирование учебно-познавательной деятельности и развитие познавательного интереса? Применение преподавателем активных форм и методов обучения. Использование дидактического материала и компьютерных средств обучения на ПЗ. Оценка работы каждого студента и группы в целом. Руководство работой студентов Реализация индивидуального подхода. Учет при разработке плана занятий и заданий уровня подготовки и научных интересов студентов группы. Как учитывались личностные качества студентов при организации учебной деятельности, распределении заданий? Каким образом вовлекал преподаватель студентов в учебную дискуссию, поощрял и стимулировал критичность суждений, самостоятельность в решении проблем, ситуаций, задачи т. д.? Активность студентов. Были ли заняты студенты напряженной творческой работой, поиском решений? Активность преподавателя; его профессионализм, организаторские и коммуникативные умения. Позиция преподавателя на занятии (организатор-ведущий, консультант, пассивный слушатель и т.д.). Как реализовывался на занятии принцип совместной деятельности, сотрудничества? Результативность практического занятия Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели занятия? Степень содействия занятия выработке навыков профессиональной деятельности, расширению и детализации знаний, полученных на лекции. Диагностика достигнутых студентами учебных результатов. Мотивационно-стимулирующая ценность ПЗ. В какой мере будет способствовать данное практическое занятие дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме? Общие выводы, рекомендации и пожелания преподавателю. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 304 с. 2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. В 2-х книгах. – М.: Владос, 2000. 3. Боярчук, Е.В. Методологические аспекты методики преподавания психологии.- Воронеж, 2000. 4. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка/ Под ред. Я.Л. Коломинского. – Мн., 1999. – 154 с. 5. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы.-Мн., 1993. 6. Емельянов, Ю.Н. Активные методы социально-психологического обучения. – М.: ИЛУ, 2005. 7. Ильин, М.В. Проектирование содержания профессионального образования: теория и практика. – Мн.: РИПО, 2002. – 339 с. 8. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 250 с. 9. Князев, А.М. Основы активно-игрового обучения. – М., 2005. 10. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия. – Мн., 1993. 11. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М., 2006. 12. Маланов, С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – Москва-Воронеж, 2005. 13. Панибратцева, З.М. Методика преподавания психологии. - М., 2004. 14. Подвойская, М.А. Уроки психологии в школе. - М.:НИЦ «Коррекция» , 2004. 15. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе.- М.; Владос, 2000. – 288 с. 16. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Сфера, 2000. — 528 с. 17. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М., 1995. 18. Психология педагогического взаимодействия. Межвузовский научный сборник.- Мн.:«Народная асвета», 1993. 19. Самоукина, Н.В. Игровые методы обучения и воспитания. - М., 2002. 20. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с. 21. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе. – М.: ИНТОР, 1997. – 193 с. 22. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшем колледже. – М.: Академия, 2002. – 224 с. Дополнительная литература: 20. Абрамова, Г.С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми. – М.: Академический проект, 2003. – 223 с. 21. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Академия, 2002. – 208 с. 22. Андреева, А.Д., Данилова, Е.Е. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 122-124. 23. Бадмаев, Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. — М.: Учебная литература, 1997. — 256 с. 24. Воспитательная работа в педагогическом колледже. – Мн.: БГПУ, 2004. – 128 с. 25. Гатальская, Г.В. В школу с радостью. Практическая психология для учителя. – М.: Амалфея, 2000. – 272 с. 26. Григорьева, Т.Г., Линская, Л.В., Усольцева, Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. - М.: «Совершенство» , 2007. 27. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы.- Мн., 1993. 28. Забродин. Ю.М., Попова М. В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя: Экспериментальный учебный курс для подростков. — М., 1994. — 264 с. 29. Карандашев, В.Н. Квалификационные работы по психологии: рефераты, курсовые, дипломные. — М.: Смысл, 2006. 30. Климов, Е.А. Психология: Учебник для средних школ.- М., 1997. 31. Ковалёв, Б.П. Развитие и коррекция педагогической рефлексии учителя // Практическая психология. – Мн.: «А. I В.», 1997. 32. Коломинский, Я.Л. Программа по психологии для 10-11 классов// Народная асвета. – 1994. - № 3, № 4. 33. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат./ Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М.: Педагогика, 1990. 34. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Сфера, 2000. — 528 с. 35. Реан, А.А., Титанов, Ю. Б., Баранов, А. А. Психология. 8-11 классы: Учебник. — СПб: Питер, 2000. - 224 с. 36. Рожина, Л.Н. Психология человека в художественных образах: учебно-методическое пособие. - Мн., 1997. 37. Рожина, Л.Н. Художественная литература в курсе психологии. – Мн., 1994. 38. Розин, В.М. Психология и культурное развитие человека.- М., 2004. 39. Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников. - М.: АПН РСФСР, 1962. 40. Самоукина, Н.В. Игры, в которые играют... Психологический практикум. – Дубна: Феникс, 1996. – 160 с. 41. Сизанов, А.Н. Проблемы семьи и брака: школьный практикум. – Мн., 1993. 42. Сосновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.-М.: Просвещение, 1999. 43. Теплов, Б.М. Заметки психолога при чтении художественных произведений // Избранные психол. Труды. – Т.1. 44. Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2005. 45. Трайнев, В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. Методология и практика проведенияю – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005. 46. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.- Москва-Рига, 1995. 47. Чеснокова, И.И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. 48. Шмаков, С., Безбородова, Н. От игры к самовоспитанию. - М.: Новая школа, 1995. 49. Щевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 1995. 50. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 346. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |