Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные подходы к понятию власти.
Современные концепции власти очень многообразны. В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу. Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
Платон рассматривал власть, как силу, основывающуюся на специфическом знании о том, как управлять. Аристотель характеризует власть как свойство любой сложной системы, «все то, что образует систему имеет элемент властвующий и элемент подчиненный». Первым к понятию власть по-настоящему обратился Томас Гоббс, он является основоположником каузальной концепции власти: «Власть человека есть его наличное средство достигнуть в будущем некого блага». Причинная связь представляет собой постоянные отношения между двумя переменными, где одна изменяет другую» Макс Вебер развил понятие власти, более четко определил ее. Вебер рассматривал власть как вероятность того, что актор будет реализовывать свою волю вопреки противостоянию, вне зависимости от того, на чем эта вероятность основана. Вебер предпочитал пользоваться термином «господство» как возможности повиноваться определенной группе людей. В 1950-х – 60-х годах начался новый этап в процессе концептуализации власти с разграничением теорий демократии. Существует две основные традиции в концептуализации понятия власть: секционная и несекционная. Секционная или групповая концепция власти ведет свое начало от Томаса Гоббса и Макса Вебера, на современном этапе представлена в работах Лассвела, Даля, Гидденса и Картрайта. Они считали, что власть – это ассимилированные отношения, которые включают актуальные и потенциальные конфликты индивидов, возникающие в отношениях, где один из субъектов управляет другим через сопротивление. Таким образом, Лассвел и другие концептуализируют власть как власть над чем-то, это особый вид влияния. Власть тесным образом связана с политическим поведением человека. Власть в этой традиции – это отношения между людьми. Даль мыслит власть в терминах каузальной традиции. То есть, А имеет власть над В поскольку А является причиной поведения В. Власть, таким образом, это событийная причинно-следственная связь. Сторонники несекционной теории (Арендт, Парсонс, Фуко) утверждали, что власть – это некий коллективный ресурс, коллективное благо. То есть, по Парсонсу власть имеет в политической сфере то же значение, что и деньги в экономике, то есть это средство упорядочения. Власть производится как свойство системы. Ханна Арендт рассматривала власть как принадлежность не индивидов, а коллектива, то есть это отношение между субъектами в процессе их коммуникации. Власть не тождественна силе, это разные вещи.
Формы власти. Власть - форма влияния, при которой индивидуум, группа или организация имеют возможности добиться изменения поведения других людей даже вопреки их воле. В современной политической науке можно выделить следующие формы власти: Власть как принуждение. Почти все определения власти, так или иначе, связывают ее отправление с принуждением, подчинением, силой. Такая форма власти нередко отождествляется с насилием. А политологии существует концепция политического насилия, понимаемого как действие, или его угроза, направленные ан физическое уничтожение человека или причинение ему намеренного ущерба. Ученые, исходящие из усложненной коммуникативной концепции власти склонны твердо разграничивать политическое насилие и применение принуждения в политике и власть. Насилие или применение силы является лишь псевдовластью, и проявляет неспособность властителя к конструктивным способам властвования. Другие же исследователи читают, что принуждение и насилие это такой же источник власти. Другая форма власти – авторитет, это право использовать власть, чтобы закрепить главенство одного решения над другим. Авторитет проявляется в способности лидера побуждать других людей к исполнению возложенных на них обязанностей. Авторитет - форма власти, опирающаяся на престиж и другие, положительно оцениваемые членами общества ценности субъекта, осуществляющего власть. Господство – тип высшей власти, которая осуществляется в относительно устойчивых институциональных рамках какой-либо политической системы. Вебер постарался классифицировать власть и сформулировал три идеальные ее формы:
- индивидуализированная – осуществляется одним человеком, во многом зависит от его личностных качеств, управляется его волей; главные недостатки – прерывистый характер, неинституализированность, отсутствие четких правовых границ. - институализированная – непрерывность отправления достигается с помощью различных институтов и госучреждений. Механизм передачи власти выработан: по наследству, по правовому установлению, по конституции. Современное государство. - персонифицированная – усиление личностной составляющей, фактора во власти, сокращение дистанции между властью и массами, тенденция последних лет, связывается с появлением СМи, телевидения. Государство-спектакль.
Легитимность власти.
Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание. Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство. Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти. Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида. Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях. Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |