Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема возраста и возрастная периодизация в психологии
Периодизация– деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. При определении понятия "возраст" А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности. В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Основные проблемы возрастной периодизации психического развития: 1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. 2. Влияние обучения и воспитания на развитие детей. 3. Соотношение задатков и способностей. 4. Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. 5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа: 1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет); 2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы); 3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов: 1. Младенчество (от рождения до одного года жизни); 2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет); 3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет); 4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет); 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); 6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет); 7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет). Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная с интеллектуальным развитием и реализацией операционально-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х лет наиболее сензитивен для развития речи, активная речь обогащает психическое развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет сензитивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения с другими людьми-взрослыми и сверстниками. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения. Противоречие социальной ситуации развития ребенка - дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Ведущая деятельность-игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Характеристика кризиса трех лет. Переход от раннего детства к так называемому дошкольному детству получил название кризиса трех лет — это переломный момент в жизни малыша. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости. Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса: Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Упрямство. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома. Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Обесценивание взрослых. Ш.Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "дура". Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам». Основные психологические новообразования дошкольного возраста: возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части; ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной; сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит мануальный или сенсорный характер; ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения. Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста: 1. Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения 2. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо". 3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. 4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. 5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 186. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |