Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Таможенная система Петра Великого.




К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.

В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались ме-ры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Пётр I.

Таможенное дело при Петре I стало ме-ханизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тариф-ной политики занималась Коммерц-коллегия.

Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На за-паде охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт- Пе-тербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепо-стями и перед ними протянулась цепь фор-постов.

По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский тамо-женный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимо-сти. Если же государство производит про-дукт в размере половины привоза, то пош-лина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавли-валась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрас-тал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям.

В соответствии с тарифом 1724 г. ввози-мые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На това-ры, не производившиеся в стране, налага-лась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструмен-ты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары суще-ствовала 3 %-ная пошлина, кроме промыш-ленного сырья и полуфабрикатов, необхо-димых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые обла-гались запретительной пошлиной.

Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря ос-тались местные тарифы.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленно-сти, но в то же время способствовал развитию контрабанды.

Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не произ-водившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал воз-можность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарож-давшаяся русская промышленность.

Не смотря на то, что некоторые западные исследователи полагают, что экономическую политику Петра I можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства.

 

Таможенная система преемников Петра Великого.

Петровские традиции во внешней политике в основном сохранялись, хотя в осуществлении курса имели место непоследовательность и колебания. Главными задачами оставались укрепление позиций на Балтийском море, сохранение влияния в Речи Посполитой, приобретение выхода в Черному морю и права свободной торговли через проливы. В Семилетней войне с участием России Решались вопросы европейского равновесия.

Политические перевороты послепетровского периода по своему характеру не выходили за рамки борьбы между дворянскими группировками, и ни в экономическом, ни в культурном смысле эта эпоха не была временем упадка или застоя.

Значительный рост внутренней торговли способствовал появлению новых торговых центров-ярмарок и базаров. Одни из них имели местное значение, другие привлекали купцов со всей страны и являлись центром торговли всероссийского масштаба (например, Ирбитская на Урале, Макарьевская под Нижним Новгородом, Свенская под Брянском и т. д.). Огромное значение для оживления внутренней торговли имел указ от 20 декабря 1753 г. В соответствии с ним, с 1 апреля 1754 г. отменялись внутренние таможенные сборы, что способствовало консолидации единого всероссийского рынка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...