Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема развития общества.
Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Как и любая отграниченная система, жизнь общества функционирует и развивается по законам и закономерностям. К. Маркс определяющую роль в развитии общества отводил материальному производству, ввел понятие базиса как первоосновы общества, на которой формируется надстройка. Его плодотворные разработки теории социальной причинности легли в основу многих современных концепций общественного развития. Основные её положения сводятся к следующему: 1. Причинные связи в обществе реализуются только через деятельность людей. 2. Причинные связи в обществе – не отношения между объектами, отношения субъект – объектные и субъект – субъектные. 3. Причинные связи в обществе включают такие звенья, которых нет в природе: социальные потребности, интересы, цели и средства, идеальные мотивы. 4. Причинные цели имеют относительную самостоятельность, хотя, в конечном итоге отражают материальные процессы. 5. Особо важную роль в общественной жизни играет перенос информации от причины к следствию. 6. Причинные связи в обществе носят более многообразный характер. В современной литературе присутствуют две основные концепции развития общества: формационная и цивилизационная. Формационная концепцияберёт своё начало из учения Маркса. Маркс вводит понятие общественно – экономической формации как конкретно – исторической формы бытия общества. Складывающиеся на определённой ступени развития общества производственные отношения составляют базис и формируют надстройку общества (идеи, институты, учреждения). Надстройка оказывает обратное влияние на базис. Формационная теория превратилась в запрограммированную историю жёсткой предопределённости единого для всех будущего. Цивилизационный подход, предложенный в своё время А.Тойнби, не отмечает определяющую роль способа производства в существовании и развитии общества. Им за основу берутся другие факторы духовного и социально – политического порядка. Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Движущими силами истории, по его мнению, являются: – вызов, брошенный цивилизации из вне (невыгодное географическое положение, военная агрессия и т.п.); – деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Движущей силой развития общества выступает сам социальный субъект наряду с общественными противоречиями, борьбой, мотивами и интересами. Но как носитель общественных процессов, он, в конечном счёте, осуществляет переход от одного периода истории к другому. Движущие силы общества – это не вообще все силы, противоречия, причины и т.д., существующие в обществе. Это – деятельность людей, раскрытая с точки зрения её внутреннего механизма, её факторов и причин.
Понятие культуры. Термин «культура» в его современном значении возник сравнительно недавно. Первоначально этим словом обозначали способ обработки земли и возделывания растений. Еще со времен античности культура понималась как «искусственное» в отличие от естественного, природного, культура – это то, что создано человеком. В современной литературе также несколько подходов к определению понятия «культура». Основные из них – аксиологический, деятельностный, социологический, гуманитарный, семиотический. При аксиологическом(ценностном) подходе культура понимается как совокупность различного рода ценностей, как сложная иерархия идеалов и символов, значимых для данного общества. Его главная проблема – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость. При семиотическомподходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод (знаково закрепленную совокупность деятельностных схем), обеспечивающий социальное наследие. Гуманитарный подход. Главное внимание в нём направленно на совершенствование человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В культуру включаются все виды человеческого творчества, все богатство его свойств и потребностей. Это – как мера человеческого в человеке. В социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе. В деятельностномподходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. В этом смысле культура понимается как система надбиологических механизмов, выработанных человеком для реализации его активности. За счет этих механизмов люди регулируют, сохраняют, воспроизводят и развивают свое активное взаимодействие с миром. Способ производства материальных благ, социальные отношения, способы познания и т.д. – это все есть проявление человеческой культуры. Все в человеке и обществе начинается с культуры и все в конечном счете сводится к культуре. Культура – интегративный, целостный показатель общественного развития и развития отдельной личности. Таким образом, вся деятельность человека пронизана культурой как определенным качественным мерилом этой деятельности, отличающим от животного мира. Ткань культуры составлена из разного рода регулятивов деятельности. Культура – социальная подсистема, обеспечивающая воспроизводство, трансляцию, развитие регулятивов человеческой деятельности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |