Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы построения бюджетной системы.




Принцип единства бюджетной системПредполагает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов, источников финансования дефицитов бюджетов с присвоением группировочных кодов. Ее используют при формировании и использовании бюджетов, смет бюджетных организаций (учреждений).

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.С 2005 г. За каждым уровнем бюджетной системы закрепляются на постоянной основе налоговые , неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. Все они образуют собственные доходы каждого бюджета. Не относятся с собственным доходам только субвенции на выполнении государственных полномочий.Расходы также закрепляются за разными уровнями бюджетной системы в форме расходных обязательств. Это - обусловленные законом, договором или соглашением обязанности РФ или субъекта РФ или муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета. Поэтому существуют расходы, закрепленные только за одним уровнем.

Принцип самостоятельности бюджетовСамостоятельность проявляется в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления:

1) самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;2) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;3) устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;4) самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);Вышестоящий бюджет не отвечает по долгам нижестоящего, и наоборот

 Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образованийОзначает:определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

82. Бюджетный дефицит, причины возникновения и источники покрытия.

До 2001 г. бюджеты всех уровней принимались с дефицитом. В мировой практике существует 2 подхода к дефициту: классический: дефицит свидетельствует о неблагополучии в экономике; дефицит рассматривается как эффективный инструмент политики государства.

Считается нормальным, если дефицит составляет 2-3% от ВВП. С середины 90-х гг. в РФ этот норматив не превышался. При принятии бюджета одновременно определялись источники его финансирования, которые можно разделить на 2 группы: инфляционные источники (большая их часть является незаконными):

бумажная денежная эмиссия; кредиты Центробанка Правительству; продажа Центробанку при первичном размещении государственных ценных бумаг.

неинфляционные источники (разрешенные): кредиты, займы, ссуды.

До 1993 г. в финансировании дефицита бюджета преобладали инфляционные источники, с 1993 г. стали использоваться неинфляционные источники (главным стали ГКО – государственные бескупонные краткосрочные облигации).

Неинфляционные источники могут превращаться в инфляционные, если государство использует непроизводительно привлеченные кредитные ресурсы (кредит берем на зарплату, следовательно, используем его непроизводительно).

В бюджетном кодексе разрешено принимать бюджеты с дефицитом (принцип сбалансированности бюджета). Бюджет с профицитом принципом сбалансированности не предусмотрен.

На всех уровнях бюджетной системы могут использоваться внутренние источники, внешние – на федеральном уровне и с 2008 г на уровне субъектов РФ.

Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;кредиты кредитных организаций в валюте РФ;бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Для каждого уровня бюджетной системы в Бюджетном Кодексе источники покрытия дефицита бюджета уточняются.

83. Понятие бюджетного процесса, его этапы и участники. Бюджетный процесс представляет собой совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного и муниципального бюджетов), эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.Кроме того, под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса.

Признаками бюджетного процесса являются:целенаправленность и юридическая результативность, формализация таких процедур как: нормирование процессуальных сроков; закрепление полномочий участников; преобладание процессуальных норм, обеспечивающих соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками;цикличность;непрерывность;стадийность.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой

для развития общества.

К принципам бюджетного процесса относятся: общие принципы бюджетной системы РФ;специальные принципы, к которым относятся.

последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти); ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: «прозрачности» бюджетной деятельности, эффективности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития); публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати); специализация бюджетных показателей (состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку доходов бюджетов по источнику возникновения, а расходов — по целевому назначению и направлениям деятельности).

Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюджетной деятельности:составление проекта бюджета;рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета; исполнение бюджета;составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Составление проекта федерального бюджета— это начальная стадия бюджетного процесса, включающая решение таких вопросов, как:объем бюджета;налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год;основные направления, средства и методы покрытия бюджетного дефицита;распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составлению проектов бюджетов предшествуют:разработка прогнозов социально-экономического развития:Российской Федерации;субъектов РФ;муниципальных образований;отраслей экономики;подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ. Согласование показателей прогноза социально-экономического развития РФ осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством РФ.

Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.

Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджетаПравительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года.

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Госдуму Совет Госдумы направляет его в Комитет Госдумы по бюджету для подготовки заключения. Совет Госдумы на основании заключения принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.

Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Госдуму Правительством РФ в 10-дневный срок.

Совет Госдумы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов

проекта федерального бюджета.

Госдума рассматривает проект федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях:

в первом чтении — в течение 30 дней со дня его внесения в Госдуму Правительством РФ; во втором чтении — в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении;

в третьем чтении — в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении.

В течение 15 дней со дня внесения проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период комитеты Госдумы готовят и направляют в Комитет по бюджету:заключения по указанному законопроекту;предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта;предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

В первом чтении Госдума: заслушивает доклады Правительства РФ; Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя; председателя Счетной палаты РФ;

принимает или отклоняет указанный законопроект.

В случае принятия Госдумой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета; при этом Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ. В случае отклонения законопроекта Госдума может: передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

В случае возвращения его на доработку Правительство РФ:в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения;

вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Госдумы в первом чтении.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 30 дней после сформирования. По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Госдумы о принятии проекта в первом чтении и об его основных характеристиках. Во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год: субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по предмету второго чтения;

в течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета и направляет их в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ; поправки рассматриваются в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. Комитет по бюджету формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Госдумы.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета: на очередной финансовый год; первый и второй годы планового периода. Принятый Госдумой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который должен рассмотреть его в течение 14 дней со дня представления Госдумой. Права Совета Федерации в части закона о бюджете несколько меньше, чем Госдумы, и его поправки требуют одобрения Госдумы, которая может и отклонить данные поправки. Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания.

Закон о бюджете вступает в законную силу после его подписания Президентом РФ со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

В случае отклонения Президентом РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в которую включается представитель Президента РФ.

Исполнение бюджета — стадия бюджетного процесса, предусматривающая обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов в целом и по каждому источнику и финансирование расходов в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В Российской Федерации до 1998 г. исполнение бюджета происходило через уполномоченные банки, которые финансировали бюджетные учреждения и мероприятия по общегосударственным и региональным программам в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету, и в которых открывались специальные бюджетные счета для зачисления налогов, сборов и других платежей для пополнения доходной части бюджета. Задачами стадии исполнения бюджета являются: обеспечение полного и своевременного дохода в целом и по каждому источнику;финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года;правильное и экономически обоснованное распределение платежейи ассигнований бюджета, осуществляющееся по бюджетной росписи доходов и расходов. Принципы исполнения бюджетаПод принципами исполнения бюджета понимаются основные положения данной стадии бюджетного процесса, отражающие ее специфику и содержание.Принцип единства кассыозначает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов за пределами территории РФ, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством. Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения определенного типа бюджетных средств. Значение принципа единства кассы заключается в том, что: появляется возможность: предварительного и текущего контроля целевого расходования средств; перераспределения средств; минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных уровней и органа казначейства. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...