Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право прекращения членства.




Вфедерации не существует свободы прекращения членства. Напротив, делается все, вплоть до изменения уставных документов, чтобы сохранить федерацию в целостности. Но при этом не надо забывать, что прекращение членства в федерации—это не вопрос структуры, ются попытки теоретически осмыслить отдельные стороны этого многофакторного явления общественной жизни.

Начало теории федерализма положил Иоханнес Альтузис (1562— 1638), разработавший «федеральную теорию народного суверените-та» на основе принципа союза или согласия. Он считал, что федера-ция учреждается в результате иерархического возвышения новообра-зованного союза над меньшими по размеру союзами—начиная с семьи до государства.

Основоположники американской федеративной системы А. Гамильтон, Д. Джей и Д. Мэдиссон уточнили это положение в отношении гражданских прав: каждый гражданин в рамках федеративной системы правления принадлежит двум общностям—штату и союзу в целом.

В дальнейшем федерализм осмысливался в плане выяснения вопросов, касающихся суверенитета,—политико-правового статуса, полномочий и компетенции федерации и ее составных частей.

Концентрация власти на уровне общефедеральных органов, что характерно для большинства федераций, при одновременном сокращении властных полномочий членов федерации—такова реальная практика государственного федерального строительства, что разрушает многие теоретические построения специалистов о равенстве и партнерстве федерального государства и его субъекта, подрывает концепцию «делимого суверенитета».

В современных условиях термин «федерация» может трактоваться по-разному. Федерацией может быть как объединение государств, так и исторически сложившееся государство, которое, постепенно развиваясь, федерализируется. Любая федерация имеет свою историю, в ходе которой закладывались и проявлялись федеративные начала. Но историю нельзя искажать или переписывать.

В уже упоминавшемся словаре «Федерализм» можно прочитать следующее: «Федерация может быть не обязательно объединение государств, а такое исторически сложившееся государство, которое, постепенно развиваясь, переходит на путь федерализации».

По оценке Р. Уаттса, федерацию, как политическую систему государства, отличают следующие характеристики:

— два уровня управления, каждый из которых непосредственно работает для граждан;

—формальное конституционное распределение законодательных и исполнительных полномочий, разделение доходных источников между двумя уровнями власти при соответствующей степени автономии каждого уровня;

—обеспечение представительства и защита соответствующих региональных взглядов в федеральных институтах политической власти, в частности, через вторую палату федерального парламента;

—верховенство конституции, которая не может изменяться односторонне; для изменения требуется согласие большинства членов федерации;

а вопрос силы. Например, Советский Союз, являвшийся федеративным государством, развалился, и ничто не смогло удержать республики от шагов в сторону независимости.

Отношения между органами власти. Вфедеративном государстве власти имеют прямую связь со своими гражданами, жителями стран-членов федерации. Концентрация власти на уровне общефедеральных органов, что при одновременном сокращении властных полномочий ее членов. ЕС, приобретая федеративные черты, напрямую устанавливает общеевропейские нормы для всех граждан, как, например, в случае с принятием Конвенции по правам человека, роль которой в странах Европы постоянно возрастает. Признается, как правило, только суверенитет федерации, оспаривается суверенитет ее субъектов.

Свободы.Федерация обращает особое внимание на гарантии индивидуальной свободы граждан и в меньшей степени озабочена конституционными правами своих субъектов.


36. Теории федерализма. Федерализм в современной России.

Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределёнными между ними и центром компетенций и полномочий. Имеют собственные исполнительные, законодательные и судебные органы, как правило конституцию и двойное гражданство.

Теории федерализма:
1)договорная рассматривает федерацию в виде объединения государств, которые передают на основе договора некоторые права центральному правительству.

2) в централистской модели вся жизнь в отдельных частях государства осуществляется на основе решений общих федеральных органов. (США, ФРГ, Австрия)

3) Кооперативная модель основана на социальном и экономическом сотрудничестве центра и субъекта федерации.

В России сейчас наблюдается тенденция к унитарности, идёт процесс укрупнения субъектов.


37. Сущность правового и социального государства и перспективы его становления в России.

Если выделить главный принцип правового государства, то необходимо признать, что это - такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода. Не человек существует для государства, а государство существует для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества, являющегося воплощением свободы человека и справедливости. Гражданское общество - это не простая совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовывать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допустить узурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лиц неограниченной власти, оно может противостоять ей.

Социальное государство должно "поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве". Государство берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе. Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно представлены все социальные группы населения данного государства. Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.

На современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие приоритеты:

В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций сокращения населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе - рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.

В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.

В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.

В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.

В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.

Разработка и реализация стратегии управления наукой, направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национального развития.

Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности осуществляется на основе единства федеральной, региональной и местной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий. При этом должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию.

Важное значение имеет развитие комплекса отраслей социального обслуживания и обеспечения населения (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно - коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания и др.) за счет расширения сети организаций - учреждений и предприятий социального обслуживания, обеспечения высокого качества их работы, продукции и услуг по доступной цене, охвата соответствующими услугами всех категорий населения, в том числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.


38. Институт президентства. Проблемы взаимоотношения президента с государственным аппаратом, партиями и парламентом в России.
39. Парламент: структура и функции. Парламентская система в России.

Функции:

Представительная функция.Она служит политическому выражению дифференциации общества по интересам, институированной политической трансформации и сопоставлению установок, диктуемых интересами. В процессе политизации интересов, их трансформации в политическую волю и проекты решений парламент призван вскрывать конфликты интересов и находить возможные компромиссы. Эту функцию парламент осуществляет на основе демократического избирательного права и демократической системы выборов; осуществление этой функции гарантируется функционированием партий как организованной политической силы, являющейся выразителем и посредником интересов и воли избирателей. Гарант реализации представительной функции парламента – демократическая избирательная система в совокупности с конкуренцией в условиях многопартийности.

Функции власти. Парламент – орган власти, принимающий решения. Он осуществляет выбор альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание.

Правотворческая, законодательная функция. Конечным результатом деятельности парламента является, как правило, создание какой-либо правовой нормы. Благодаря различным формам источника права, в рамках процедуры принятия решений, соответствующей различным требованиям, рождаются те правовые нормы, которые несут функцию регуляции поведения.

Функция политического контроля и привлечения к ответственности. В системе разделения власти наряду с наличием механизмов торможения и противовесов парламент к тому же наделен в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента республики), в других – особыми (выражение недоверия правительству), а в третьих – специальными (например, лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей, интерпелляция и т.д.) полномочиями. Правомочия парламента в области контроля, отчета и привлечения к ответственности чрезвычайно велики, но используются они как в сущности исключительные.

Функция обеспечения политической гласности. Современный парламент – главный форум политической гласности, ее концентрированное проявление. Парламент – тот институт, где представители партии, независимые депутаты, правительство, депутаты, предлагающие различные альтернативы решения, парламентские фракции, комиссии обязаны открыто заявлять о своих позициях, намерениях, профессионально, политически аргументируя и развивая их. Если этого не происходит, то любого депутата, любую комиссию или фракцию (или представителя таковых), любого члена правительства можно заставить открыто аргументировать свою позицию.

Функция легитимации. Демократически избранный парламент, осуществляющий свои функции – важнейший институт легитимации. Современный парламент, как целое, как организация и система институтов, осуществляет свою легитимационную функцию посредством юридически закрепленного и регулируемого функционирования. С одной стороны, парламентская легитимация – это следствие демократического избрания парламента, демократизма его функционирования и гласности, с другой стороны, легитимационный эффект парламента распространяется на всю политическую систему, включая внепарламентские государственные институты.


40. Политические партии: происхождение, сущность, функции.

Полит партия – специализированная, структурированная, организованная группа единомышленников, придерживающихся определённого мировоззрения, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участии в её осуществлении

Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях.

Функции:

1)выдвижение и отстаивание интересов определённых социальных слоёв

2) борьба, завоевание и контроль за властью

3) распределение и перераспределение властных статусов

4) активизация и интеграция деятельности тех социальных групп, чьи интересы она представляет, но и других тоже

5) разработка партийной идеологии, формирование общественного мнения через агитацию и пропаганду, которую она проводит

6) социализация общества в целом или определённых слоёв

7) отбор политической элиты

Этапы развития:

1)16-17 в. (партии-аристократические группы)

2) 18-19 в. (партии-полит клубы) привлечение к активной полит деятельности не только полит деятелей, но и имеющих вес в общественной жизни

3) 2 пол 19-нач 20 в.


41. Типология политических партий и партийных систем. Современные тенденции в их развитии.

1)по социальной базе – крестьянские, рабочие, буржуазные

2) по характеру отношения к преобразованиям – революционные, реформистские, радикальные, умеренные, прогрессивные, реакционные

3) по идеологической платформе – соц-дем, коммунист, либерал, консерв, монарх, фашистск и тд

4) по участию в полит жизни власти – правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, правящие монопольно и в коалиции, лидеры и аутсайдеры

5) кадровые (свободное членство, немногочисленны, элитарны, слабая партийная дисциплина, необязательность участия в мероприятиях) и мысовые (жёсткая организация, обязательность членства, большая воспитательная работа)


42. Многопартийность в современной России: проблемы и перспективы.
43. Общественно-политические движения: общая характеристика, виды, этапы развития, характерные черты.

ОПД – социально-политические образования, не входящие непосредственно в государственные и партийные структуры, но оказывающие влияние на общественную жизнь и полит процесс.

Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.

Виды:

1)организации прямого влияния на полит решения. Они создаются при гос структурах. К ним относятся группы давления (лобби)

2) Организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной. Это профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские объединения и тд

3) массовые опд, имеющие ряд особенностей: стихийность (возникают вследствие возникновения определённых общественных потребностей), разрушительный характер, массовость (имеют нередко большую поддержку, чем партии), деверсифицированность (сочетание разнородных подходов к решению той или иной проблемы), пестрота социальной базы движений

Этапы:

1)конец 80 – нач 90 – народные фронты, рабочие движения

2) 90-е – правозащитные движения, полит клубы, военно-партиотические объединения

3) 21 в. – клубы по интересам


44. Гражданское общество: понятие, основы, структура, механизмы функционирования.

Гражданское общество – совокупность общественных отношений формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, обеспече

4 составляющих понятия го

1)форма общения людей, основанная на их свободном выборе и общностей интересов

2) совокупность самостоятельных и относительно независимых от государства общественных институтов и организаций, в рамках которых реализуются общественных ценности и потребности людей

3) совокупность частных отношений между людьми, которые регулируются частным или гражданским правом

4) совокупность свободных и ответственных граждан, сознательно участвующих в общественной жизни и добросовестно исполняющих свой общественных долг

Основы го: экономические (многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения), социальные (высокий уровень жизни, гражданский мир и стабильность), политико-правовые (децентрализация властных полномочий, политический плюрализм, разделение властей, обеспечение прав человека во всех сферах, негосударственные СМИ), культурные (свобода совести, нравственность, ответственность и тд)

Структура го:

Полит партии и лоббистские организации, общественно-политические организации, союзы предпринимателей, благотворительные фонды, научные и культурные организации, ассоциации избирателей, полит клубы, церковь и семья, неангажированные СМИ

Функции:

1)социализация и воспитание граждан

2) соблюдение индивидом общественных норм

3) содействие в формировании органов государства

4) демократизация полит системы

5) гуманизация полит отношений

6) защита граждан и объединений от незаконного вмешательства государства в их деятельность


45. Гражданское общество и государство. Гражданское общество в России: проблемы становления и современное состояние.

Цель го – общественный контроль над властью, однако го и государство не должны рассматриваться как противостоящие структуры

современное состояние нашего общества можно представить следующим образом:

  • усиление государственнических настроений, укрепление вертикали исполнительной власти;
  • использование административного ресурса для ослабления оппозиции, уменьшения присутствия и влияния оппозиционных партий в органах законодательной власти;
  • укрепление силовых ведомств, их более эффективная работа, более частая апелляция к правовым механизмам;
  • попытка при помощи правовых средств ограничить власть олигархов (дела Березовского, Гусинского, Ходарковского и др.);
  • активизация внешней политики, свидетельствующая о стремлении России восстановить свое влияние в мире;
  • значительный рост терроризма, теракты приобретают регулярный характер, в том числе в отношении мирных жителей, детей (Беслан);
  • проведение непопулярных в народе социальных реформ (монетаризация льгот, реформы в здравоохранении, образовании и др.).

Несмотря на известную степень стабилизации общества, проблемы становления гражданского общества в России пока не сняты в полном объеме.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...