Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическая сфера, ее специфика, взаимодействие с другими сферами общества.




1)Принимаются решения, от которых зависят судьбы страны и даже мира.

2) Полит сфера – сфера, в которой политические явления и процессы протекают в больших социальных группах. Отдельный индивид принимает участие не сам по себе, а присоединяясь к какой либо организации или выражая её интересы, потребности и тд

3) Не всякий вопрос общественной жизни является строго политическим

4) Любые явления и процессы в политической сфере связаны с властью, властными отношениями и власть – главный предмет политических отношений, интересов, деятельности

5) Политическая сфера является самой формализованной сферой и она имеет своеобразный характер, потому что деятельность власти и политики


2. Объект, предмет, категории и методы теории политики.

Объект тп – полит сфера общества, все явления и процессы, происходящие в ней и связанные с властью

Предмет тп – изучение, обобщение закономерностей, особенностей формирования и функционирование власти в политике и полит системе

Категории – наиболее общие понятия, отражающие характерные связи и явления:

Общенаучные категории (цивилизация, общество, свобода, власть, культура, революция, государство, право и тд); категории наук, находящиеся на стыке с политологией (правовое и социальное государство, гражданское общество, социальная система, социальные слои и группы, общественное мнение); специфические категории политологии (политика, власть, полит организации, полит институты полит режим, полит система, полит права и свободы)

Методы тп – познавательные приёмы, с помощью которых мы познаём полит реальность:

Название метода-на чём акцентируется внимание-как изучается политика с помощью этого метода

1)Институциональный – взаимодействие полит институтов между собой и властью – через анализ официальных структур и формальных правил принятия решений

2) Исторический – на полит явлениях и процессах во времени и пространстве – анализируем изменения и трансформации институтов, отношений, правителей, людей и тд в контексте связи прошлого, настоящего и будущего

3) социологический – на зависимости полит явлений политики от социальных факторов, показывает их взаимовлияние –

4) бихевиористский – на личностном изменении политики и поведении отдельного человека – изучает политику через анализ и систематичность за поведением человека, изучения его склонностей, характера

5) психологический – на субъектных мотивах полит поведения – анализирует качества индивида, черты характера и бессознательные психические процессы

6) системный – на взаимодействии всех сфер – через ресурсы и способы их распределения через институты власти

7) сравнительный - на сходстве и различиях сопоставимых субъектов (партиях)

8) структурно-функциональный – анализирует целостность политики, в которой каждый элемент выполняет строго определённые функции и роли – анализ функций и ролей


3. Функции теории политики, возрастание роли в современных условиях.

1)Познавательная – призвана познать полит реальность и дать фундаментальные знания о природе и источнике политики, процессов и властных отношений

2) дискриптивная (описательная) – всесторонне охарактеризовать внутренние и внешние связи полит явлений, получить знания о полит процессах

3) оценочная – оценивать происходящие явления и процессы и вынести грамотное суждение о них

4) инструменталистская – указать эффективные способы преобразования общества на основе общественных интересов

5) социализация – интегрировать индивида в полит сообщество на основе принятия или общепризнанных стандартов

6) полит рефлексия – вырабатывать способности рационально критически оценивать полит процессы, события и свободно самоопределяться в полит жизни


4. Специфика политической науки по сравнению с другими видами социального знания, ее место в системе общественных наук, взаимосвязь с ними.

Специфика полит науки обусловлена специфичностью политики, как общественного явления, которое изучает политология.

Рассматриваемая наука является комплексной политической дисциплиной. Ее задача изучение политической сферы жизни общества не с одной какой-то стороны, а в целом, в совокупности всех ее важнейших сторон и форм проявления. Специфика политологии в целостном (общем, интегративном) изучении политики и политических отношений.


5. Структура политического знания, уровни концептуального политического анализа.

Политология – многоуровневая система знаний. Сложность полит объектов обуславливает и сложность строения научного знания:

1)Общая политология

2) Теория среднего уровня – формулирует положения и установки, рассчитанные на ограниченную сферу применения

3) прикладные знания

Уровни концептуального осмысления полит реальности:

1)фоновый облик политики. Находить способы взаимодействия с властями разного уровня. Особенностью этого уровня политики является образное, интуитивное, но не логическое мышление

2) обобщение полит явлений в целом. Это форма абстрактного мышления

3) технологическое отражение. Объективную реальность мы познаём с помощью понятий, явлений и теорий


6. Многомерный мир политики. Многообразие определений термина «политика», природа, социальное назначение, виды, структура, функции политики.

Политика – деятельность в сфере отношений между большими соц группами по поводу установления и функционирования полит власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей, а так же выработки обязательных для всего общества решений

Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя.

Виды: внутренняя, внешняя, военная, экологическая, геополитика

Природа: теологическая (божественная воля), биологическая (природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия), социальная (результат роста социальной неоднородности и сложности организации общества)

Структура:

1)политический интерес - внутренний осознанный источник политического поведения. Именно интерес побуждает людей к постановлению определённых действий по их достижении

2) полит деятельность, которая является разновидностью соц активности субъекта

3) полит сознание, те осознанное отношение нас к полит жизни

4) полит отношения – взаимосвязи общественных групп между собой и институтами власти

Функции:

1)поддержание и укрепление целостности общества

2) обеспечение общественного порядка и организованности

3) определение целей всего общества и организация и мобилизация ресурсов на их осуществление

4) распределение дефицитных материальных ценностей

5) выработка решений, приемлемых для всего общества


7. Закономерности политики, границы ее распространения в обществе.

1)любая власть имеет тенденцию к расширению своих полномочий

2) легитимность власти

3) отношения в системе полит власти определяют все другие отношения в полит системе


8. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике.

Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

* морализаторский подход - означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства;

* ценностно-нейтральный подход - игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»;

* компромиссный подход - преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.


9. Закономерности развития политической науки. Современные политологические школы.

1. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ — разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики( С.Липсет, К.Райт, С.Ф.Хантингтон, Г.Моргентау, Дж.Сартари, Р.Дарендорф).

Основными направлениями американской политическая науки являются:

1. системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы (К.Дойч);

2.анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением (Г.Алмонд, С.Верба,Г.Най);

3. изучение эффективности демократии, и ее институтов (Р.Даль, С.Липсет);

4.исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации" /Г.Алмонд, Л.Пай, У.Ростоу/.

Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

 

В Английской особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др.

 

2. НЕМЕЦКАЯ — компаративистський анализ политических систем,проблема функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Фетчер).

Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1.Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).

2.Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Видные представители Арендж, Поппер)

3.Направление на изучение социальных конфликтов в обществе,специфики их проявления (Видный представитель – Дарендорф).

 

3. ФРАНЦУЗСКАЯ — разработка проблем типологии политических режимов,легитимности партийно-политической инфраструктуры (М.Дюверже, Ж.Бурдье, М.Кроз'е, Р.Арон).

Для политической науки во Франции более характерными являются:

 1. теоретические, государствоведческие аспекты;

 2. исследование политических процессов в рамках конституционного права.

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Наиболее распространенными направлениями в политологии являются:

1. изучение поведения избирателей /Ж.Шарло, Ж .Ранже, А.Ласло/,

2. изучение политических партий /М.Дюверже, Ж.Шарло/.

Довольно широко изучается общественное мнение и очень сильны позиции политической науки в изучении конституционного права и государственных институтов.

 

4. Русская

Политология – интегративная наука о политике и власти во всех проявлениях


10. Традиции в развитии политической мысли Запада. Институализация политической науки на Западе.
11. Основные направления политологических исследований на Западе.
12. Особенности и традиции политической мысли России.
13. Основные этапы и особенности институционализации политической науки в России.

1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде “Слово о Законе и Благодати” он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством. Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), “Повесть временных лет” (1113 г.). Главной идеей политической мысли Руси 15-го века – величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории “Москва – третий Рим”, разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в. По этой теории история человечества представляется как история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными – турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва – третий Рим, “а четвертому не быти”.

2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В. Н. Татищев (1686 – 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов. Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 – 1726). В эпоху “просвещенного абсолютизма”, связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли: • идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии; • политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права. Наиболее видным идеологом родовой аристократии был князь М. М. Щербатов (1733 – 1790), доказывавший “химерность” равенства и новаций. Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин. Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 – 1802).

3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа: • обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; • критика деспотизма в организации государственной власти; • необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; • поиск путей развития (самобытный и общеевропейский). Важнейшими представителями идеологии либерализма в первой половине 19-го века стали Н. С. Мордвинов (1754 – 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 – 1839). Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев (1795 – 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 – 1826). Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей: • критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя; • ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа; • огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение. Виднейшие представители российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 – 1870), В. Г. Белинский (1811 – 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) Идеи революционных демократов продолжили народники М. А. Бакунин (1814 – 1876), П. Л. Лавров (1828 – 1900), П. Н. Ткачев (1844 – 1885), Г. В. Плеханов (1856 – 1918).

4 этап – коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении – марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) – КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер. С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли.


14. Политическая наука в России на современном этапе: успехи, проблемы, перспективы развития.
15. Основные теории политической науки.

Анархизм

· ликвидация любого принудительного управления и власти человека над человеком

· власть должна быть заменена на сотрудничество между людьми

· свобода ассоциаций

· равенство

 

Коммунизм

· экономика основывается на общественной собственности на средства производства

· власть в руках пролетарита-государства

· централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

· отмена права наследования

· обязательная обязанность труда для всех

(манифест коммунистической партии Маркса и Энгельса)

Консерватизм

· идеологическая приверженность традиционным порядкам

· сохранение традиций общества, институтов, верований

Либерализм

· индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка

· естественные права человека от природы

· равноправие и равенство перед законом

· рыночная экономика

· ответственность правительства и прозрачность государственной власти

Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества

Социализм

· процесс производства и распределения доходов находится под контролем государства

· марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу развития коммунизма

· социальное равенство и справедливость

· отсутствует эксплуатация человека человеком и его угнетение

Пацифизм

· мир во всем мире

· подавление насилия

· осуждение насилия и военных действий для их исчезновения


16. Политика и религия. Церковь и государство: проблемы взаимодействия.
17. Политика и армия. Военная политика в РФ.

В широком смысле военная политика – это политика, проводимая в военной области, собственно военные аспекты внутренней и внешней политики государства.

В философско-энциклопедической литературе военная политика определяется как составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения определенных политических целей. По своему предназначению военная политика призвана: а) оценивать возможность, необходимость и пределы применения военной силы для достижения политических целей; б) определять количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы, направлять процесс военного строительства; в) вырабатывать методы применения военной силы, способы противодействия противнику и взаимодействия с союзниками, руководить военными акциями.

Субъектами военной политики выступают высшие органы законодательной и исполнительной власти, органы военного руководства данного государства, военно-политические союзы. Объектами военной политики являются все области жизнедеятельности общества, которые формируют военный потенциал, военную мощь государства – экономика, наука и техника, социально-политические отношения и социальные структуры, общественное сознание. Военная политика социально обусловлена. Она может иметь милитаристскую, реакционную, агрессивную природу и направленность или, напротив, носить миролюбивый и оборонительный характер, играть прогрессивную роль.


18. Политика и экономика. Экономическая политика в РФ.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями, экономическими интересами. В то же время, вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.


19. Этнополитика в РФ: задачи, принципы, механизмы реализации.

Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

В политической и государственной сфере:

– упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;

– перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование такой модели федерации, которая отвечала бы особенностям истории, традициям, современным социально-экономическим и политическим реалиям России;

– создание необходимой правовой и нормативной базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

– совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных [c.123] органов власти всех уровней, который бы реально позволял этническим сообществам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы;

– объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политических партий, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира.

В социально-экономической сфере:

– реализация экономических интересов народов с учетом общероссийских приоритетов;

– рациональное использование многообразных хозяйственных возможностей республик, автономий и областей;

– осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, экстренных мер по подъему депрессивных районов и областей, в том числе в Центральной России;

– содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов федерации.

В духовной сфере:

– распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

– сохранение исторического наследия культуры русского народа и всех народов России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия;

– обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения;

– укрепление национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур;

– учет реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержки миротворческой деятельности всех традиционных для России вероисповеданий, усилий религиозных организаций, направленных на межнациональное согласие; [c.124]

– бережное отношение к традиционным для России верованиям, их философскому, этическому и нравственному наследию.

Механизм управления национальными процессами имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:

 

– управляемая система – объект управления (национальные процессы);

 

– управляющая система – субъект управления (государство, политические партии, общественно-политические организации);

 

– принципы, комплекс рычагов, методов, средств, приемов управления, система нормативов деятельности управляющей системы необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами;

 

– управленческий процесс, его стадии, функции, оценка эффективности и др.


20. Социальная политика российского государства: цели, результаты, перспективы. Президентские национальные проекты.
21. Политическая власть: понятие, особенности, структура, ресурсы, типы. Легитимность власти.

Власть – особый вид отношений между управляющими и управляемыми, при которой одни властвуют, а другие подчиняются.

Особенности:

1)наличие многих ресурсов в руках тех, кто осуществляет полит влать

2) легальное использование силы

3) наличие единого центра принятия решений

Типы:

1)харизматическая или власть примера

2) власть принуждения

3) власть познаграждения

4) экспертная влсть, как власть через разумную веру в руководителя

5) законная влсть

6) власть информации

Легитимность – процедура общественного признания какого либо лица или действия


22. Государственная власть в современной России: приоритетные направления деятельности и трансформаций.
23. Принцип разделения властей: сущность и значение. Проблемы разграничения компетенции властей и их взаимодействия.

Принципы рв:

1)для исключения абсолютизма или концентрации власти в одном лице

2) для осуществления взаимного контроля и создания системы сдержек и противовесов

3) чёткое разграничение функций между ветвями позволяют эффективно выполнять каждой ветвью своих полномочий


24. Политическое представительство в системе политических отношений.

Отношения, возникающие между этими субъектами, позволяющие выступать одному из них в качестве представителя другого (других), т.е. осуществлять от имени первого властные полномочия и иную политическую деятельность, являются отношениями политического представительства.

История развития политических отношений знает различные способы возникновения отношений политического представительства:

– в результате узурпации, насильственного захвата власти (например, при установлении любых типов диктатур);
– путем традиции (например, при передаче властных полномочий в наследной монархии);
– посредством делегирования властных полномочий, которое может осуществляться в авторитарной форме (как, например, наместничество) и в демократической форме (выборы президента, парламента);
– нетрадиционным путем, при определенных обстоятельствах (например, назначение регента, осуществляющего высшие властные полномочия до совершеннолетия монарха или фаворитизм, когда высшие властные полномочия в государстве осуществляет человек, не имеющий на то формальных оснований).

Но наиболее распространенным в современных государствах способом формирования политического представительства является делегирование власти.

Это – один из основных способов ее функционирования, основной механизм реализации отношений политического представительства без которого не может функционировать государственный организм. Политическое представительство в современном демократическом обществе образует сложную многоступенчатую структуру и присутствует при образовании и функционировании практически всех институтов политической системы.

Современная парламентская демократия представляет собой композицию двух ветвей народовластия – плебисцитарной и представительной. Любые современные модели представительного правления содержат в основе три базисных принципа:

– представительное начало доминирует над плебисцитарным;
– прямая демократия действует в рамках законов, устанавливаемых верховным выборным (представительным) органом;
– основные принципы конституции, касающиеся неотъемлемых прав человека и гражданина (находящиеся под защитой международных деклараций) принимаются в качестве непререкаемых и верховными выборными органами, и общенациональными референдумами.

Таким образом представительные и плебисцитарные установления не только дополняют, но лимитируют друг друга, создавая систему политических противовесов: парламент не может изменить политические права личности, а правила организации плебисцита, устанавливаемые парламентом предотвращают охлократию.


25. Теории политической системы общества: (Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча).

Истон в работах “Политическая система” (1953), “Предел политического анализа (1965) он представил политическую систему как развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы – команды.

У системы есть вход, на который из окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы – требования и поддержка. На выходе системы – политические решения, осуществляются политические действия, направленные на их реализацию. Требования – первый вид входящих импульсов. Характер требований самый разнообразный. Они могут касаться распределения благ и услуг, расширения возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования законодательства о браке, здравоохранении, обеспечении общественной безопасности и т.п.

Второй вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплате налогов, различных обложений, труд на общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни с целью сохранения и утверждения политических ценностей; почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике (к гимну, флагу, официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно.

Импульсы – требования и импульсы-поддержки должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию. Может наступить ее стагнация.

Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависят в значительной степени от типа политической системы. Антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способности защищать интересы народа. Поэтому такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Демократические, [c.299] конституционные политические системы, как правило, рассматривают запросы и требования, идущие от различных групп населения, как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.

На выходе системы – “исходящие” легитимные, обязывающие политические решения, действия по их реализации. Продукты деятельности политической системы могут приобретать разные формы и содержание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов, законодательные акты регулирующие поведение граждан в различных ситуациях; постановления, касающиеся возврата долгов системе; уточнение или введение политических символов; заявления о политической линии и намерениях и т.п. Обычно все вышеназванные “исходящие” политические системы связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на требования населения.

Алмонд считает необходимым на первый план выдвигать целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую систему. С его точки зрения политическая система – это различные формы политического поведения как государственных, так и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный и ориентационный. Если первый сосредоточен преимущественно на исследовании государственных и негосударственных политических институтов, то второй ориентирован на изучение политических структур, которые в своей совокупности образуют политическую культуру. Г.Алмонд подчеркивает, что в отличие от всех других общественных систем и организаций политическая система наделена правом применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. “Это узаконенная сила, – пишет он, – пронизывающая все “входящие” и “исходящие” факторы общества, придавая ему особые свойства и смысл, обеспечивая его сплоченность как системы”.


26. Политическая система общества в контексте институционального и функционального подходов.

Институциональная система состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, состоящей, в свою очередь, из частных подсистем.

Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, т.е., в политическом режиме.


27. Типология политической системы общества.

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем:

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократия). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрешительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеется в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточный характер между континентально-европейской и англо-американской системами. Для них характерно существование и взаимодействие элементов старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляю свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.


28. Политическая система современной России и основные направления её модернизации.

Политическая система России в значительной мере определяется, принятой в 1993 году Конституцией РФ. Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Важно подчеркнуть, что политическая система РФ строится не по национальному принципу, а с учетом наличия в России многонационального населения. Федеральная российская политическая система выражает волю и интересы всех народов, проживающих на территории РФ.

Многонациональный российский народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ведущим элементом политической системы России является социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан.

Государственные органы РФ осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих трех систем органов власти и управления самостоятельны и руководствуются положениями Конституции, федеральными законами и другими правовыми актами.


29. Политическая жизнь общества: общая характеристика.

Политическая жизнь общества – это совокупная деятельность индивидов, социальных слоев, групп, классов и других общностей, посредством которой происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации своих интересов. Возникновение политической жизни как относительно самостоятельной сферы явилось закономерным результатом поступательного развития человеческого общества. Главную роль в этом процессе сыграло появление классов и классовой борьбы. Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, личности, наций и народностей, а также социальных институтов. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения своего доверия или недоверия власть имущим. Это та сфера, где проявляется активная деятельность политических лидеров, их политическая воля, способные оказывать значительное влияние на ход общественного развития. Особенно это проявляется в период избирательных кампаний : при выборе главы государства, парламентских выборах. Кроме того, следует иметь в виду, что политическая жизнь включает в себя как господствующие институты и учреждения, так и политические учреждения, элементы, находящиеся в оппозиции государственной власти.


30. Политический режим: понятие, общая характеристика, структура. Политический режим в современной России.

Политический режим– это обобщенная функциональная характеристика существующей в обществе политической системы. Это – совокупность приемов, способов и методов осуществления политической власти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...