Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Происхождение и виды социально-коммуникативных служб, систем, институтов. Сущностные и прикладные функции социально-коммуникативных явлений.




Археокультурная общинная коммуникационная си­стема не имела коммуникационных служб. Для удовлет­ворения абсолютных и вторичных коммуникационных потребностей первобытных общин было достаточно двух естественных (невербальный и вербальный) и двух искус­ственных (символьные и иконические документы) комму­никационных каналов. Посредством этих каналов общинная ОКС осуществляла сущностныефункции: функцию распространения смыслов в социальном пространстве и мнемическую функцию, а также при­кладныефункции: магическую и социализации молодежи. Сущностные функции коммуникационной системы удов­летворяли абсолютные коммуникационные потребности общины; а прикладные функции — вто­ричные потребности. Таким образом установилась при­чинно-следственная связь.

С появлением письменности возникла потребность в службах оформления и размножения документов и в службах хранения, обра­ботки и распространения документов. Сформировалась рукописная документная система (ДОКС), включающая два контура: контур обоб­ществления и контур хранения, обработки и распростра­нения.

Поскольку потребности цивилизованных обществ го­раздо разнообразнее, чем потребности первобытных общин, значительно расширились функции рукописной ОКС. В число сущностных функций ОКС, помимо исходных со­циально-пространственной и социально-временной функ­ций, стали входить функции формирования документных потоков, ценностно-ориентационная (отбор и рекоменда­ция ценных сообщений) и поисковая (разыскание нужных сообщений по запросу). Вместо двух получилось пять сущ­ностных функций, из которых три новых инициированы ДОКС. В составе прикладных функций появились: образовательно-просветительская, идейно-воспитательная (идеологическая), бюрократическая, гедонистическая, на­учно-вспомогательная, художественно-эстетическая, товарная, библиофильская функции. Сохранилась магическая функция, которая рас­пространилась на священные писания, а также функция социализации молодежи не по книге, а путем показа. Мож­но сделать вывод, что в рукописной ОКС документы стали необходимым коммуникационным каналом в социальных институтах духовного производства (религия, литература, наука, философия, право), в государственном управлении и образовании, но коммуникационные социальные инсти­туты еще не сформировались, хотя службы документальной коммуникации были налицо.

Становление мануфактурной ОКС несомненно сти­мулировалось ростом коммуникационных потребностей духовной жизни и социально-культурной практики. Сущностные и прикладные функции мануфактурной ОКС внешне остались теми же, но средства их реализации качественно изменились благо­даря механизации печатного процесса, формированию книжной культуры и литературоцентризму, когда основ­ные культурные смыслы стали распространяться и хра­ниться в книжной форме. Появились новые службы в со­ставе ДОКС: типографии и книгоиздательские дома, кни­готорговые предприятия, библиографические службы. В век Просвещения (XVIII век) магическую функцию книги сменила национально-символическая прикладная функция — национальный литературный язык, национальные биб­лиотеки, национальная библиография стали символом самосознания формирующихся европейских наций.

Индустриальной ОКС свойственно новое сущностное качество, отличающее ее от предыдущих коммуникацион­ных систем, это качество — системная структурность.

Рукописные и мануфактурные общественные комму­никационные системы были суммативными системами. Исчезновение или появление той или иной библиотеки, типографии или издательского дома не вызывало суще­ственных изменений в системе в целом, поскольку все ее элементы автономны и не зависят друг от друга. В индуст­риальной ОКС элементом является системаслужб, поэтому изменения в ее составе не могут остаться незамеченными. Системность и явля­ется тем интегративным качеством, которое делает инду­стриальную ОКС структурированной системой систем.

Теперь можно дать определение социально-коммуни­кационному институту. Социально-коммуникационный институт — это элемент индустриальной ОКС, представ­ляющий собой формально учрежденную, совокупность организационных и технологических систем, обладающих определенным, со­циально признанным назначением. В современной индуст­риальной ОКС различаются следующие виды институтов.

1. Кумулятивные институты, выполняющие в числе своих сущностных функций социально-временную (социально-мнемическую) функцию:

• архивное дело;

• библиотечно-библиографическое дело;

• музейное дело;

• система научно-технической информации;

• телекоммуникационные сети, например Интернет.

2. Некумулятивные институты, не выполняющие социально-мнемическую функцию и не входящие в состав социальной памяти:

• народное образование;

• система массовой коммуникации (радио, телевиде­ние);

• средства связи: почта, телеграф, телефон;

• газетно-журнальное дело;

• книгоиздательское дело;

• книготорговое дело;

• туристическое дело;

• культурно-досуговая система.

Каждый институт располагает профессионально под­готовленными кадрами, занятыми практическим удовлет­ворением общественных коммуникационных потребно­стей, обусловивших возникновение института. Кроме того, в его состав входят: отраслевая наука, занятая совершенствованием практики и самопознанием института; от­раслевое образование, обеспечивающее подготовку и пе­реподготовку кадров профессионалов; органы управления, организующие работу института; групповая специальная коммуникация — профессиональная пресса, литература, устное общение, формирование специальных фондов.

Кроме социальных институтов, в составе индустриаль­ной ОКС находятся службы или даже системы, не достиг­шие уровня институциализации. Такими доинституционными элементами являются: агентства по рекламе, фирмен­ные маркетинговые службы, службы ПР, службы референтов-переводчиков, команды имиджмей­керов, биржи труда и справочные городские службы, орга­низаторы массовых праздников, шоу, чемпионатов и т. п.

Перечисленные социально-коммуникативные инсти­туты ориентированы на удовлетворение коммуникацион­ных потребностей общества в целом, поэтому входящие в них службы называются общими,или публичными, мас­совыми, общедоступными. В дополнение к общим, различ­ными ведомствами и общественными организациями уч­реждаются специальныекоммуникационные службы: издательства, редакции журналов, библиотеки, информационные органы, архивы, которые призваны обслуживать групповые потребности тех или иных категорий специалистов. Эти службы обладают двойственностью: с одной стороны они входят в состав индустриальной ОКС, где заимствуют технологии и используют общедоступные ресурсы; с другой стороны они принадлежат некоммуникационным специальным институтам (армия, государ­ственное управление, материальное производство и т. д.) и подчиняются органам управления этих институтов. Эта двойственность обусловила разделение коммуникационных служб индустриальной ОКС на две категории: общие и спе­циальные, нередко соперничающие друг с другом за приори­теты обслуживания специалистов.

Наконец, можно по масштабам деятельности разделить коммуникационные службы на международные, нацио­нальные, региональные, городские, районные, локальные. По признаку собствен­ности те же службы подразделяются на государственные (федеральные), ведомственные, муниципальные, общественные, частные, личные.

В итоге получается четырехслойная структура индуст­риальной ОКС:

• нормативные коммуникационные институты;

• учрежденческие коммуникационные институты об­щего назначения, включающие кумулятивные и не­кумулятивные институты;

• коммуникационные службы некоммуникационных социальных институтов и специальные коммуника­ционные институты;

• доинституционные коммуникационные службы.

           










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 457.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...