Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знакомство с правилами строения рассказа (II этап)




Определяя приемы знакомства с правилами строения рассказа, Н.И. Жинкин рекомендует на начальном этапе обучения провести совместно с детьми анализ готового образца, т.е. показать им, как устроен рассказ (50). Этот прием и был выбран в качестве ведущего в процессе формирования представлений о правилах (т.е. закономерностях) смысловой и синтаксической сочетаемости отдельных предложений в единый, логически цельный и связный рассказ.

На этом этапе ставится задача формирования у детей не только представлений, но и определенного знания (компетенции) о вышеуказанных правилах соответственно естественному протеканию процесса создания связного сообщения от замысла к его реализации средствами языка.

Решая эту задачу применительно к методике обучения детей с системным недоразвитием речи, мы столкнулись с необходимостью разработки такого способа показа смысловых отношений, который бы существенно отличался от широко распространенного в логопедии (и в общей педагогике) метода словесного выяснения содержательной стороны сообщения с опорой на смысловые вопросы логопеда. Несмотря на то, что он широко рекомендован многими авторами и любим логопедами в силу его простоты, на наш взгляд, этот метод, закрепляя опыт детей в составлении отдельных предложений, не формирует у них специальных операций, необходимых для продуктивного анализа и выявления тех закономерностей, которыми человек руководствуется при связном изложении мыслей.

Вместе с тем неприемлем в условиях обучения детей с системным недоразвитием речи и способ знакомства с правилами строения текста через выявление тема-рематического движения мысли ввиду его сложности.

Необходимо было разработать такой способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, который наглядно продемонстрировал бы детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому.

При разработке способа представления смысловой структуры рассказа мы руководствовались следующим:

§ типовыми особенностями текстов, имеющих различную семантическую организацию;

Способ показа тема-рематического движения мысли основан на методе актуального членения предложения на данное, уже известное из начала высказывания (тему), и неизвестное, составляющее вторую часть предложения (рему).

§ необходимостью показа внутренних смысловых отношений в Максимально наглядном, «ощутимом» виде.

Исходя из того, что вид графического представления смысловой программы рассказа должен определяться его структурным типом, на этом этапе рекомендуется использовать небольшие по объему повествовательные тексты цепной структуры, а в дальнейшем и описательные рассказы параллельной организации.

Принципиальным моментом методики логопедической работы с детьми, имеющими системное недоразвитие речи, является первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Такую точку зрения подтверждает сравнительный анализ, в процессе которого мы убеждаемся, что повествовательный рассказ предоставляет большие возможности для вовлечения детей в аналитическую процедуру, т.к.:

§ он динамичен, в нем происходит быстрая смена действий, в то время как описание статично. Поскольку повествование само по себе интересно ребенку, логопеду не требуется создавать дополнительной мотивации при восприятии рассказов данного типа;

§ поиск содержания повествовательного рассказа опирается в основном на память ребенка о самом событии, в то время как построение описательного рассказа опирается на интеллектуальные возможности: знание формы, фактурных признаков, цвета, области применения и т.д.;

§ смысловая программа повествовательного рассказа достаточно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события, в то время как описательный рассказ фактически не имеет заданной извне программы, ее необходимо создавать намеренно и самостоятельно.

Все эти факторы и определили избранную последовательность в логопедической работе, когда на первое место вынесена задача формирования у детей учебных, действий по выявлению, осознанию и усвоению правил смысловой связи предложений в повествовательных текстах цепной структуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...