Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 13 Понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации.




Местное самоуправления представляет собой само­стоятельный вид публичной власти. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 131 -ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ консти­туционного строя России, которое признается, гарантируется и осуществляется на всей территории России.

Местное самоуправление в Российской Федерации— форма осуществления народом своей власти, обеспе­чивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных фе­деральными законами, законами субъектов РФ, самосто­ятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного само­управления вопросов местного значения исходя из инте­ресов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Признаками местного самоуправления являются:

· публичность муниципальной власти;

· осуществление деятельности самостоятельно, т.е. не­зависимо от органов государственной власти;

· осуществление деятельности под свою ответствен­ность, т.е. муниципальное образование не отвечает за Российскую Федерацию или субъекты РФ, и наоборот;

· муниципальная власть осуществляется как опосредо­ванно, так и непосредственно;

· целью осуществления местного самоуправления яв­ляется решение вопросов местного значения;

· при регулировании местного самоуправления учиты­ваются исторические и иные местные традиции;

· местное самоуправление осуществляется в интересах населения соответствующего муниципального обра­зования.

Особенностью местного самоуправления является также совпадение субъекта и объекта управления, когда население решает собственные проблемы само­стоятельно.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное са­моуправление посредством участия в местных референду­мах, муниципальных выборах, посредством иных форм пря­мого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Иностранные граждане, постоян­но или преимущественно проживающие на территории му­ниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с между­народными договорами РФ и федеральными законами. Граж­дане имеют равные права на осуществление местного само­управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по­ложения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Таким образом, местное самоуправление может осуще­ствляться жителями:

1. непосредственно (муниципальные выборы, муници­пальный референдум, территориальное обществен­ное самоуправление, опрос жителей и т.п.);

2. опосредовано (через муниципальных служащих, де­путатов муниципального представительного органа).

Существование муниципальных служащих при этом не отменяет и не заменяет прямого волеизъявления населения.


 


Вопрос № 14 Основные теории о сущности и природе власти местного самоуправления.

В науке муниципального права сформировался целый ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается его сущность. Наиболее верной представляется классификация Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного самоуправления:

1. Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины. Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связана с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой - муниципальной власти. Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 - 40-х гг. XIX в.

2. Общественная (хозяйственная) теория самоуправления. Общественная теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление - это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины - это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами. Согласно теории общественного самоуправления дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела.

3. Государственная теория самоуправления. Она сменила общественную (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в. Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное государственное управление. А.Г. Михайловский рассматривал самоуправление как часть общего государственного управления, как особую организацию государственной власти на местах, основанную на выборных началах. Составной частью государственного управления считал местное самоуправление и В.П. Безобразов. Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...