Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституция РФ как источник муниципального права




Конституция РФ — Основной Закон государства, об­ладающий высшей юридической силой и верховен­ством на всей территории России, является основным источником муниципального права. На основе ее норм стро­ится вся отрасль муниципального права, принимаются все остальные законодательные акты. Ни внутригосударствен­ные, ни международные нормативные акты РФ не могут про­тиворечить Конституции РФ.

Конституция РФ закрепляет местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя. Кроме того, она содержит специальную главу (гл. 8), посвященную мест­ному самоуправлению.

Основные положения о местном самоуправлении, закреп­ленные Конституцией РФ:

· местное самоуправление обеспечивает решение на­селением вопросов местного значения;

· местное самоуправление осуществляется путем ре­ферендума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы мест­ного самоуправления;

· местное самоуправление осуществляется с учетом местных традиций;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           структура органов местного самоуправления опреде­ляется населением самостоятельно;

· изменение границ территорий местного самоуправ­ления допускается с учетом мнения населения;

· органы местного самоуправления наделяются отдель­ными государственными полномочиями;

· местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту.

Эти основные нормы Конституции РФ, регулирующие отношения, связанные с местным самоуправлением, являют­ся общими для большинства демократических государств.

Тем не менее в ряде случаев эти нормы являются лишь декларацией, а во многом они сведены к нулю Феде­ральным законом № 131 -ФЗ, столь детально регулиру­ющим (на федеральном уровне) вопросы местного значения.

Действие конституционной нормы о том, что изменение границ территорий местного самоуправления допустимо с учетом мнения населения, парализовано современной прак­тикой. Как правило, референдум или опрос населения про­водится по вопросу изменения границ, но его результаты не являются обязательными. Таким образом, мнение населения учитывается, но не совпадает с мнением властей.

Структура органов местного самоуправления также настолько подробно определена Федеральным законом № 131-ФЗ, что определить ее самостоятельно население не может.

Следует учитывать, что на момент принятия Консти­туции РФ в 1993 г. система местного самоуправления в России только складывалась, поэтому конституци­онные нормы заимствованы из конституций западных стран, а следовательно, воплощают западный образец модели мест­ного самоуправления.

С 1993 г. до настоящего времени произошли значитель­ные изменения в законодательстве России, ее правовой сис­теме, поэтому насколько нормы Конституции РФ соответ­ствуют реальному положению вещей, можно судить лишь с учетом практики их реализации.

Важность Конституции РФ как источника муници­пального права в том, что конституционные нормы предусматривают автономность муниципальной вла­сти от государственной, а это означает, что муниципальная власть не входит в систему разделения властей, свойствен­ную органам государственной власти.

Роль Конституции РФ в регулировании муниципальных отношений должна преобладать, чего в настоящее время не происходит. Нередко федеральное законодательство преду­сматривает нормы, явно противоречащие Конституции РФ. Именно Конституция РФ определяет общие принципы организации местного самоуправления в Российской Феде­рации, в отличие от законов, регулирующих отношения, свя­занные с муниципальной властью. Следует учитывать, что в государстве с чрезмерно большими полномочиями фе­дерального законодателя в области регулирования вопросов местного значения и деятельности и структуры органов мест­ного самоуправления не может существовать местного са­моуправления в том виде, в каком это предусмотрено Кон­ституцией РФ 1993 г.

 


 

Вопрос № 6. Наука муниципального права: понятие, источники. Место науки муниципального права в системе юридических наук.

 

Муниципальное право — не только отрасль россий­ского права, но также наука и учебная дисциплина.

Наука муниципального права— это совокупность теоре­тических представлений об общественных отношениях местного самоуправления.

Эта наука в России очень молода, однако, подобно отрасли права, весьма динамично развивается.

Наука не может существовать в отрыве от отрасли права и производна от нее, соответственно место науки муници­пального права в системе юридических наук во многом производно от значимости отрасли муниципального права в сис­теме отраслей российского права. Поэтому не удивительно, что основы науки муниципального права в России заложили ученые - конституционалисты.

За последние 10 лет вышло значительное число учебни­ков, учебных пособий, монографий, научных статей, посвя­щенных муниципальному праву. Во многом степень развития науки определяется и количеством диссертационных ис­следований в данной сфере, число которых постоянно росло в последние несколько лет.

Отличие науки муниципального права от отрасли вы­ражается в том, что правовая отрасль регулирует, а наука изучает соответствующие общественные отно­шения. Муниципальные отношения для отрасли права — предмет регулирования, а для науки — предмет познания.

Поскольку целью науки является познание, специфичны и методы науки, к которым относятся общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, функциональный, системный, метод моделирования и др.) и частные научные (сравнитель­но-правовой, конкретно-исторический и др.).

Не менее важное различие заключено в системе науки. В отличие от системы отрасли система науки муниципального права содержит такие разделы, как теория и история муни­ципального права, муниципальное право зарубежных стран, сравнительное муниципальное право.

К функциям науки муниципального права относятся прогностическая (наука позволяет прогнозировать с достаточ­но высокой степенью вероятности развитие муниципально-правовых отншений), идеологическая, воспитательная и др.

Источниками науки муниципального права являются научные статьи, монографии и т.п.

Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки. Муниципальное право - это новая отрасль научных; знаний, которая основывается на принципиально иных взглядах и идеях об организации власти на местах. Предметом изучения научной дисциплины муниципального права являются раскрытие сущности местного самоуправления, эволюция становления и развития местного самоуправления, организация и функционирование местного самоуправления как формы народовластия на современном этапе, проблемы правового регулирования местного самоуправления.

Научная дисциплина муниципального права - это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Теоретическую базу муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской

хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются также фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России.

Кроме научных трудов специалистов в области местного самоуправления, муниципального права, к источникам науки муниципального права относятся правовые акты, содержащие муниципально-правовые

нормы, и практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.

Место муниципального права в системе российского права

Муниципальное право — комплексная публичная от­расль права, что предполагает ее особое место в сис­теме отраслей российского права. Ни одна отрасль права не может существовать полностью автономно от дру­гих правовых отраслей, поскольку так или иначе одни и те же объекты становятся предметом правового регулирования различных отраслей с помощью их собственных методов ре­гулирования.

В наибольшей степени очевидна взаимосвязь между му­ниципальным и конституционным правом. Содержание норм муниципального права предопределяется конституци­онной системой, а местное самоуправление — одна из основных составляющих конституционного строя РФ. Связь между кон­ституционным и муниципальным правом проявляется двояко.

1. Как и другие отрасли права, муниципальное право стро­ится на основе норм конституционного права, развивает его положения в области местного самоуправления. Нормы кон­ституционного права являются для муниципального права исходными. Конституция РФ обладает верховенством и выс­шей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативно-правовым актам, в том числе и муниципальным. Таким образом нормы муниципального права производны от норм конституционного права.

2. По предмету правового регулирования муниципальное право очень близко к конституционному, поскольку осуще­ствляет правовое регулирования народовластия. Системы конституционного и муниципального права имеют общее про­исхождение, строение и закономерности развития. Науки конституционного и муниципального права входят в одну научную специальность.

Муниципальное право связано и международным публичным правом: по вопросам местного самоуправ­ления принят целый ряд международных договоров, важнейшим из которых является Европейская Хартия мест­ного самоуправления. Роль этих договоров сводится к уста­новлению наиболее общих принципов, гарантий местного самоуправления. В каждом государстве местное самоуправ­ление имеет традиционные черты, поэтому не может быть абсолютно идентичным во всех странах. Как правило, между­народные договоры в области местного самоуправления при­нимаются в рамках какой-либо международной организации. Нормы международных договоров обладают высшей юри­дической силой по отношению к внутригосударственным нормативно-правовым актам, которые должны им соответ­ствовать. В случае если внутригосударственный норматив­но-правовой акт противоречит международному договору, применяются правила международного договора.

Муниципальное и гражданское право РФ взаимодей­ствуют в области правового регулирования муни­ципальной собственности, участия муниципального образования в гражданском обороте, товарообороте, прове­дении конкурсов на размещение муниципального заказа. При взаимодействии муниципального права с гражданским, фи­нансовым, земельным и некоторыми другими отраслями пра­ва нормы этих отраслей приобретают муниципально-правовые черты. При этом удельный вес этих «специальных» норм в муниципальном праве весьма значителен.


 

Вопрос № 7. Основные этапы развития науки муниципального права. Особенности современного этапа развития науки муниципального права.

В дореволюционной России не произошло выделения муниципального права в самостоятельную отрасль права или научную дисциплину. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках государственного или административного права.

В советское время местное самоуправление было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами государственной власти. Однако не следует полностью отбрасывать изучение опыта функционирования этой системы, который получил отражение в юридической науке в период советского строительства. Среди видных теоретиков можно назвать таких ученых, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Ю.М. Козлов, Е.И. Козлова, А.Я. Слива, Ю.А. Тихомиров, К.Ф. Шеремет.

В настоящее время многие из них продолжают свои исследования в данной сфере и являются видными представителями в области муниципального права. В последние годы проблемы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации активно изучают также Н.С. Бондарь, И.В. Выдрин, А.И. Коваленко, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, И.И. Овчинников, Н.А. Писарев, Н.В. Постовой, В.И. Фадеев, Е.С. Шугрина, B.C. Четвериков и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...