Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дополнительное образование как институт социализации детей и взрослыхСтр 1 из 3Следующая ⇒
Модуль 1. Детский оздоровительный лагерь как тип образовательной организации в системе дополнительного образования
Каникулы в значительно большей мере, чем учеба в школе, отвечают потребностям ребенка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. Тут возникает противоречие между каникулами, с их реализацией главных для ребенка условий жизнедеятельности – свободы и интересов, и учебой в школе, где действуют в большей мере другие условия его жизнедеятельности – ответственность и нормы. Если в жизни ребенка эти сферы не связаны по содержанию (или мало связаны), то в дальнейшем ему будет трудно соединить свободу и ответственность, интерес и норму. Каникулярный отдых — социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Понимание того, что каникулярное и учебное время значительно отличаются друг от друга в ценностном отношении, логически приводит к необходимости обеспечить высокий образовательный и социально-педагогический потенциал каникул с целью формирования личности и успешной социализации ребенка. Личность благоприятно и прогрессивно развивается в процессе социального взаимодействия, которое обеспечивают социальные институты и общество в целом. Формирование личности ребенка охватывает долгий и насыщенный период жизни. Этап становления личности детей в процессе их взаимодействия с окружающей социальной средой представляет собой их социализацию, с помощью которой человек проявляет себя как индивидуальность. Дополнительное образование как институт социализации детей и взрослых На формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени направлено дополнительное образование. Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [4]. Являясь образовательно-воспитательными институтами социума, учреждения дополнительного образования могут более успешно и активно внедрять социально-педагогические модели деятельности и образа жизни. Основным видом деятельности учреждения дополнительного образования детей является социально-педагогическая деятельность. Это вид социальной деятельности, направленной на решение задач социализации детей и взрослых, возникающих в образовательной и социальной сферах на основе приоритета социальных потребностей и ценностей детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной и профессиональной областях жизнедеятельности. Одним из множества социальных институтов, оказывающих влияние на социализацию ребенка, его будущий статус, его роль в обществе, убеждения и жизненные цели, является детско-оздоровительная образовательная организация (далее – детский оздоровительный лагерь). Лагерь – это детско-оздоровительная образовательная организация. Подобные учреждения создаются органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями с целью обеспечения права граждан на полноценный развивающий отдых с учетом их потребностей, интересов семьи, общества и государства. [4]. Под детским оздоровительным лагерем понимают: - «внешкольное учреждение учащихся в возрасте от 6 до 14 лет» [8] - педагогическое учреждение дополнительного образования, включенное в общую систему образования с учетом специфических условий, в которых оно функционирует: временный детский коллектив, природные условия, интенсивные формы проживания и т.д.; - временное многопрофильное учреждение дополнительного образования для детей и подростков, создаваемое в целях обеспечения их сезонного отдыха. Деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию индивидуально-ориентировочного досуга, способствующего физическому и духовному развитию, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей личности. Основными задачами деятельности детских оздоровительных лагерейявляются: - развитие умений и навыков безопасности жизнедеятельности как средства личной защиты; - создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; - реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей; - обогащение опыта ненасильственного сосуществования в природе и социуме у детей и подростков; - раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности. Деятельность детских оздоровительных лагерей основывается на следующих принципах: - безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства; - приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения; - гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ; - конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей; - сочетание детского самоуправления и педагогического управления; - вариативность программ и их реализации [4]. Продолжая непрерывный процесс образования личности растущего человека, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря наполняется разнообразными источниками информации (это преимущественно новые люди и собственный практический опыт ребенка), иным (по качеству и объему) содержанием, во многом иными технологиями (преимущественно игровыми, предполагающими активное взаимодействие с другими людьми, возможность свободного выбора, творчество). Самой привычной формой организации летнего отдыха детей на современном этапе являются детские оздоровительные лагеря загородного, санаторно-курортного типов, лагеря труда и отдыха. Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в летних оздоровительных лагерях не как особую педагогическую систему или методику, а как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно- эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребенком самым непосредственным, естественным образом. В лагере создаются благоприятные возможности для привлечения всех воспитанников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работе, для расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения. Организация отдыха детей – это первоочередная задача оздоровительного лагеря. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Задача педагогов в детском лагере – реализация этих возможностей. Идеи укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей и подростков. Любое оздоровительно-образовательное учреждение должно, прежде всего, решать задачи по формированию здорового образа жизни у детей, то есть оздоравливать их в самом широком смысле слова (духовно, умственно, телесно). В этой связи понятие «смена образа жизни» является ключевым для осознания того, что отличает любой детский оздоровительный лагерь от той среды, в которой ребенок находится большую часть учебного года. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |