Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации (материалы) преподавателю




5.2.1. Жмеренецкая Е.В. Проведение практических занятий по дисциплине «Общий уход за больными» у студентов 2 курса лечебного факультета. Методические указания для преподавателей.-Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2010.

 

Методические рекомендации студентам

5.3.1. Бандурко Л.П., Лобастова Г.С. Работа с фантомом для внутримышечных инъекций.Методические указания для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».-Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2006.- 10 с.

5.3.2. Бандурко Л.П., Лобастова Г.С. Работа с фантомом для внутривенных инъекций.Методические указания для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».-Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2006.- 12 с.

5.3.3. Жмеренецкая Е.В. Клизмы. Правила постановки клизм. Методические указания для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».-Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2006.- 9 с.

5.3.4. Жмеренецкая Е.В. Простые физиотерапевтические процедуры. Методические указания для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».- Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2010.- 10 с.

5.3.5. Жмеренецкая Е.В. Измерение артериального давления и исследование пульса. Методические указания для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».- Хабаровск: ГОУ ВПО ДВГМУ, 2010.- 10 с.

5.3.6.Кирчанов В.Д., Хромова Н.В. Работа с фантомом «Женская промежность – катетеризация». Методические рекомендации для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».- Хабаровск: Издательство ГОУ ВПО ДВГМУ, 2006.- 8 с.

5.3.7. Кирчанов В.Д., Хромова Н.В. Работа с фантомом «Мужская промежность – катетеризация». Методические рекомендации для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Общий уход за больными».- Хабаровск: Издательство ГОУ ВПО ДВГМУ, 2006.- 10 с.

 

4.  Материально-техническое обеспечение производственной практики:

Для закрепления навыков используются:

- учебные комнаты – 3

- фантомный класс – 1

- процедурный кабинет – 1

- мутимедийный комплекс (компьютер-ноутбук, мультимедиа-проектор, экран) – 1

- настенный стенд и портреты «Из истории сестринского дела» – 8

- наборы тестовых заданий по изучаемым темам – 820

- комплекты ситуационных задач – 26

- функциональная кровать

- универсальный тренажер «Гоша» по смене нательного и постельного белья, для манипуляций ухода за больным

- фантом головы для тренажер для усвоения навыков ухода за глазами и ушами – 1

- фантом «Голова с пищеводом» – 1

- фантом ягодичной области для усвоения навыков обработки пролежней – 1

- термометры – 7

- лотки – 6

- поильники – 5

- подкладные судна – 3

- мочеприемники – 2

- круговые банки – 2

- расходный материал (вата, бинты, марля, спирт).

5. Образовательные технологии:

Образовательными технологиями освоения студентами производственной практики «Помощник палатной медицинской сестры» являются работа в отделениях стационара клинической базы кафедры. На клинической базе студенты отрабатывают мануальные навыки работы младшего медицинского персонала по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля в наиболее встречаемых и распространенных ситуаций оказания медицинской помощи пациентам в стационаре.

Практикуются интерактивные формы и метод проведения занятий производственной практики:

- использование индивидуальной, парной и групповой работы студентов,

- моделирование ситуаций по уходу за больным,

- использование ролевых игр, совместное решение проблем.

- обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповых.

IV. Формы контроля за ходом практики.

 

Текущий контроль

1.1. Дневник практики.

1.2. Журнал учета посещаемости студентов;

1.3. Ход освоения практических навыков

Заключительный контроль

2.1. Тестовый контроль

1. Назовите вещество, выделяемое медицинской пиявкой:

1. Гепарин

2. Гиалин

@3. Гирудин

4. Гистамин

5. Миалин

2. Глубокое ритмичное, редкое дыхание, сопровождающееся шумом, называется:

1. Дыханием Биота

@2. Дыханием Куссмауля

3. Дыханием Чейна-Стокса

4. Дыханием Грокка

5. Дыханием Морганьи

3. При поступлении в приемное отделение стационара тяжелобольного медицинская сестра должна, в первую очередь:

1. Транспортировать пациента в реанимационное отделение

2. Начать оказание доврачебной неотложной помощи

@3. Срочно вызвать дежурного врача

4. Оформить необходимую медицинскую документацию

5. Провести санитарную обработку пациента

4. Больным с хронической сердечной недостаточностью рекомендуют ограничить прием соли до:

1. 1,5 г в сутки

2. 1,0 г в сутки

3. 0,5 г в сутки

@4. 2,5 г в сутки

5. 3 г в сутки

5. Неотложная помощь при острой задержке мочеиспускания заключается:

@1. В катетеризации мочевого пузыря

2. Во внутривенном введении хлористого натрия

3. В наложении тугой повязки на область промежности

4. Во внутривенном введении анальгина

5. В назначении горячей ванны

6. Документацию на пациента, поступившего в реанимацию, минуя приемный покой, оформляет:

@1. Дежурный врач отделения реанимации

2. Медицинская сестра отделения реанимации

3. Медицинская сестра приемного отделения

4. Старшая медицинская сестра отделения реанимации

5. Дежурный врач приемного покоя

7. На фоне приема мочегонных средств у больных хронической сердечной недостаточностью могут развиться:

@1. Судороги в икроножных мышцах, слабость

2. Повышение артериального давления

3. Рвота

4. Головная боль

5. Сыпь

8. Для приступа стенокардии не характерно:

1. загрудинной локализации боли

@2. колющего характера боли

3. возникновение боли на высоте физической нагрузки

4. боли проходят после приема нитроглицерина через 3-5 минут

9. Отек всего тела называется:

1. гидроторакс

2. асцит

@3. анасарка

4. пастозность

10. При обмороке необходимо сделать все, кроме:

1. освободить больного от стесняющей одежды

@2. придать больному положение полусидя

3. поднести к носу больного ватку, смоченную нашатырным спиртом

4. обеспечить больному доступ свежего воздуха

 

2.2. Ответ на вопросы билета (защита курсовых работ)

2.2.1. Ситуационные задачи

1. Лечащим врачом больному назначено: анализ крови на RW, ВИЧ, инъекцию анальгина 50% - 2,0 в/м. в какие документы медицинская сестра должна записать эти назначения.

2. Медицинская сестра перепутала внешне похожие флаконы, дала пациенту вместо панангина преднизолон. Что следует делать в таком случае?

3. Больная находится на стационарном лечении с диагнозом «Сахарный диабет». Выписываясь интересуется, какую диету ей соблюдать дома. Дайте рекомендацию.

4. Больному назначены горчичники, но к вечеру у него повысилась температура тела до 39°С. Больной уговаривает медицинскую сестру поставить ему горчичники. Действия медицинской сестры?

5.Медицинскую сестру вызвали в палату к больному, у которого началась рвота, имеющая вид кофейной гущи. Каковы возможные причины? Действия медицинской сестры.

Эталон ответов на задачи:

1. Журнал назначений процедурного кабинета, журнал назначений постовой медицинской сестры, журнал учета крови на RW, журнал взятия крови на ВИЧ.

2. Перед раздачей лекарств медицинская сестра должна внимательно прочитать название на этикетке. Об ошибочном введении лекарственных средств необходимо сообщить врачу.

3. Диета №9. Ограничение сахаросодержащих продуктов, жиров животного происхождения.

4. Горчичники ставить нельзя, т.к. лихорадка является противопоказанием к физиопроцедурам.

5. У больного можно предположить желудочное кровотечение. Необходимо вызвать врача, приподнять ножной конец кровати, обеспечить больному полный психический и физический покой, холод на эпигастральную зону.

 

2.2.2. Вопросы к экзамену

1. Обязанности палатной медицинской сестры лечебного учреждения. Должностные инструкции.

2. Деонтология. Основы медицинской этики и деонтологии. Моральная и юридическая ответственность медицинского работника.

3. Устройство и оснащение приёмного отделения. Принципы работы Приём и регистрация больных. Заполнение паспортной части истории болезни.

4. Санитарно-эпидемиологический режим приемного отделения.

5. Организация работы поста медицинской сестры.

6. Безопасная больничная среда.

7. Лечебно-охранительный режим отделения.

8. Режим эмоциональной безопасности.

9. Правила внутреннего распорядка лечебного отделения.

10. Режим рациональной двигательной активности.

11. Приём и сдача дежурств. Порядок приёма и сдачи дежурства: знакомство с тяжелобольными и вновь поступившими больными, обход палат, передача срочных и невыполненных назначений, передача поста медицинской сестры. Санитарно-эпидемиологический режим отделения.

12. Стерилизация. Контроль качества предстерилизационной обработки. Методы, средства и режимы стерилизации.

13. Централизованное стерилизационное отделение.

14. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в лечебных учреждениях. Общие меры предосторожности.

15. Механизм действия, подготовка больного и техника постановки банок, согревающих и холодных компрессов, подача грелки, пузыря со льдом. Вакуумный баночный массаж.

16. Лечебные ванны.

17. Техника постановки пиявок.

18. Особенности повышения простейших физиотерапевтических процедур больным пожилого и старческого возраста.

19. Наблюдение за больным во время процедур и оказание первой доврачебной помощи при развитии осложнений.

20. Основные принципы лечебного питания. Характеристика диет.

21. Организация лечебного питания в стационаре. Составление порционного требования.

22. Контроль хранения и ассортимента продуктов, разрешенных к передаче в стационар.  

23. Искусственное питание больных при помощи зондов и парентерально.

24. Пути и способы применения лекарственных средств. Энтеральный путь введения.

25. Ингаляционный путь введения.

26. Наружный путь введения.

27. Энтеральный путь введения лекарств. 

28. Раздача таблеток, порошков, капсул, растворов, микстур, капель. Приём лекарств больных в присутствии медицинской сестры. Применение суппозиторий (свечей). Наружные пути введения лекарственных средств.

29. Применение мазей, растворов, порошков, пластырей.

30. Введение лекарственных средств через пищеварительный тракт дыхательные пути и наружно.

31. Хранение в отделении препаратов списка «А» и «Б», средств для наружного, внутреннего (энтерального) и парентерального введения.

32. Виды медицинской документации. Характеристика основных документов. Выборка назначений из истории болезни, составление требования на лекарственные средства.

33. Получение лекарственных средств из аптеки, хранение лекарственных средств в отделении.

34. Учет ядовитых и наркотических лекарственных средств. Хранение и организация раздачи лекарств.

35. Понятие об основных патологических симптомах при заболеваниях органов дыхания (отдышка, удушье, кашель, кровохаркание, лёгочное кровотечение, боли в грудной клетке, лихорадка).

36. Наблюдение за дыханием, подсчет дыхательных движений. Создание больному удобного положения в постели.

37. Методы оксигенотерапии. Техника безопасности при работе с кислородным баллоном. Признаки отравления чистым кислородом. 

38. Пользование карманным ингалятором. 

39. Сбор мокроты для исследования. Дезинфекция плевательниц.

40. Первая доврачебная помощь при удушье, кровохаркание и лёгочном кровотечении.

41. Понятие об основных патологических симптомах органов кровообращения (боли в области сердца, одышка, удушье, отёки и т.п.).

42. Понятие об артериальной гипертензии, сердечной и сосудистой недостаточности.

43. Исследование артериального пульса. Цифровая и графическая запись. Техника измерения артериального давления.

44. Особенности ухода за больными с недостаточностью кровообращения в терапевтической практике.

45. Оказание первой доврачебной помощи при болях в области сердца, удушье, подъёме АД, при обмороке.

46. Понятие об основных патологических симптомах при заболеваниях органов пищеварения: боли в животе, диспепсические явления, желудочно-кишечные кровотечения, желтуха и т.д.

47. Оказание первой доврачебной помощи при рвоте. Сбор рвотных масс и направление их в лабораторию. Промывание желудка.

48. Виды зондов (толстый, тонкий, дуоденальный). Техника промывания желудка, подготовка больного, необходимые принадлежности.

49. Особенности промывания желудка у больных, находящихся в бессознательном состоянии.

50. Подготовка больного к рентгенологическому и эндоскопическому исследованию желудка и кишечника.

51. Методика фракционного исследования желудочного содержимого, методика дуоденального зондирования.

52. Оказание первой доврачебной помощи при желудочном кровотечении.

53. Техника введения газоотводной трубки.

54. Клизмы. Виды клизм (очистительная, сифонные, питательные, лекарственные, гипертонические, масляные, капельные).

55. Техника постановки клизм. Дезинфекция и хранение системы и наконечников.

56. Особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста.

57. Понятие об основных патологических симптомах при заболеваниях почек и мочевыводящих путей: боли в пояснице, расстройства мочеиспускания, лихорадка, отеки, повышение АД и т.д.

58. Наблюдение за мочеиспусканием, его чистотой и характером.

59. Мероприятия при острой задержке мочи, вызов рефлекса на мочеиспускание.

60. Катетеризация мочевого пузыря. Виды катетеров. Техника катетеризации мягким катетером.

61. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию почек и мочевыводящих путей. 

62. Особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста.

63. Организация, порядок, санитарное обеспечение питания хирургического больного с общим и постельным режимом.

64. Структура хирургического стационара.

65. Понятие о лечебно-охранительном режиме.

66. Размещение, планировка, функционирование подразделений. Значение этих факторов в рациональной организации труда и профилактике госпитальной инфекции.

67. Подготовка к экстренной операции.

68. Хирургическое отделение. Подразделения, оснащение, организация труда.

69. Гигиенический контроль состояния окружающей среды хирургического отделения.

70. Особенности санитарно-гигиенического режима в гнойном хирургическом отделении.

71. Организация и проведение общего ухода за больными после плановых операций.

72. Гигиена выделений. Уход за областью оперативного вмешательства, дренажами, зондами, катетерами, системами для инфузий и др.

73. Организация и особенности проведения общего ухода после экстренных операций.

74. Операционный блок. Структура, оснащение и оборудование, принципы организации труда. Система асептики в операционном блоке и меры ее поддержания.

75. Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке.

76. Отделение реанимации и интенсивной терапии.

77. Структура, оснащение, оборудование, общие принципы организации труда.

78. Санитарная обработка помещений, медицинского оборудования и предметов внешней среды.

79. Особенности клинической гигиены персонала.

80. Клиническая гигиена и уход за больными, находящимися на искусственной вентиляции легких, в бессознательном и агональном состояниях.

81. Общие правила ухода за тяжелыми и агонирующими больными.

82. Понятие о реанимации. Уход за больными, находящимися в бессознательном состоянии. Констатация смерти и правила обращения с трупом.

 

2.3. Прием практических навыков

Контрольные вопросы для проверки уровня навыков полученных при прохождении практики:

 

2.3. Контрольные вопросы для проверки уровня усвоения навыков полученных при прохождении практики.

1. Постановка горчичников.

2. Постановка местного согревающего компресса.

3. Постановка холодного компресса.

4. Приготовление и подача грелки больному.

5. Приготовление и подача пузыря со льдом.

6. Подсчет ЧДД.

7. Проведение оксигенотерапии.

8. Промывание желудка.

9. Сифонная клизма.

10. Очистительная клизма.

11. Масляная и гипертоническая клизма.

12. Лекарственная клизма.

13. Определение ЧСС и пульса.

14. Измерение АД.

15. Регистрация результатов исследования ЧСС и АД в температурном листе.

16. Мазок из зева и носа для бактериологического исследования.

17. Введение газоотводной трубки.

18. Определение водного баланса.

19. Сбор мочи для лабораторного исследования.

20. Проведение пробы Зимницкого.

21. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.

22. Подготовка больного к исследованиям желудка.

23. Подготовка больного к исследованиям кишечника.

24. Подготовка больного к исследованиям почек.

25. Подготовка больного к лапароскопии.

26. Подготовка больного к УЗИ внутренних органов.

27. Подготовка больного к биохимическим методам исследования крови.

28. Приготовление рабочих дезинфицирующих растворов.

29. Первая доврачебная помощь при одышке и удушье заболеваний органов дыхания.

30. Первая доврачебная помощь при болях в области сердца и за грудиной.

31. Первая доврачебная помощь при значительном повышении АД.

32. Первая доврачебная помощь при болях в животе.

33. Первая доврачебная помощь при недержании мочи.

34. Первая доврачебная помощь при предагональном состоянии, агонии.

 

Критерии оценки экзамена по производственной практике:

Заключительный контроль осуществляется сдачей экзамена в специально выделенный деканатом день на кафедре сестринского дела (3 неделя сентября).

К экзамену допускаются студенты, выполнившие всю программу
(20 дней по 6 аудиторных часов).

На экзамен студент должен явиться, имея при себе следующие документы:

1. Зачетную книжку.

2. Документ, подтверждающий прохождение практики в данном лечебном заведении, заверенный главным врачом больницы или зам. главного врача по лечебной работе и печатью ЛПУ (отрывной корешок к путевке на практику №__).

3. Оформленный дневник практики, подписанный руководителями практики за каждый день, заверенный подписью базового руководителя и печатью ЛПУ на титульном листе и в конце.

4. Производственную характеристику студента-практиканта, заверенную подписью базового руководителя и печатью ЛПУ;

5. УИРС.

6. Материалы санитарно-просветительной работы в дневнике или отдельно.

Предварительно проводится тестовый контроль.

Экзамен проводится с участием сотрудников кафедры сестринское дело, непосредственных руководителей практики по билетам, включающих 2 вопроса и 1 практическую задачу.

При проведении экзамена ведется собеседование по вопросам производственной практики. Студентам могут задаваться вопросы теоретического и практического характера с возможностью демонстрации отдельных манипуляций на фантомах, касающиеся техники выполнения тех или иных процедур, ситуационные задачи.

Студенты должны быть готовы к ответам на анкеты по впечатлению о практике, рекомендациям и пожеланиям в адрес кафедры и лечебного учреждения по организации проведения практики.

Критерии оценки за работу на практике, учитываемые на экзамене

1. Теоретическая подготовка (не ниже 3-его уровня усвоения):

– решение типовых задач, структурно-логических ситуации;

– правильная формулировку, точное определение;

– аргументировать свой ответ с использованием межпредметных и внутрипредметных связей.

2. Владение практическими навыками на уровне стандартов профессиональной деятельности.

3. Активность и интерес к выполняемой работе.

4. Соблюдение этико-деонтологических требований.

5. Коммуникативные навыки.

6. Внешний вид.

7. Соблюдение внутреннего распорядка и графика работы.

8. Объем выполненной программы практики.

По результатам собеседования и оценки в характеристики студент получает общую оценку по предмету («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») в зачетную книжку.

Итоговая оценка за практику складывается из оценки за работу, за дневник, за аттестацию практической подготовки с отчетом УИРС.

 

  V. ПРИЛОЖЕНИЕ.


Дневник практики.

Дневник заполняется ежедневно в конце рабочего дня и подписывается базовым руководителем (старшей медицинской сестрой отделения) или постовой медицинской сестрой, проверяется и подписывается курсовым руководителем.

В первый день практики описывается отделение, с которого студент начал проходить практику, его расположение, количество коек, распределение коек по палатам, организацию работы отделения, распорядок дня, штатное расписание и т.д.

В манипуляционном листе ежедневно отражается количество выполненных манипуляций, вся выполненная работа перечисляется за каждый час, в конце подводится цифровой итог проведенной работы.

В записях в дневнике студент должен четко выделить:

а) что видел и наблюдал;

б) что им было проделано самостоятельно;

в) проведенная сан. просветительная работа с указанием темы, вида (беседа, сан. бюллетень), для кого проведена, числа присутствующих.

Ежедневно студент подводит цифровой итог проведенной работы.

В случае нарушения графика работы, программы практики, студенту в дневнике о данном факте руководители практики обязаны сделать отметку и выставить сроки отработки (взыскание) независимо от предоставляемых оправдательных документов. Студент, в свою очередь пишет в дневнике объяснительную. Отрабатываемые по взысканию часы работы оформляются на отдельных листах – Отработка пропущенного рабочего времени.

Последний лист – анкета.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...