Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ
Цели, принципы и основные задачи государственной политики на рынке труда в России. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ Цели, принципы и основные задачи государственной политики на рынке труда России. Основными целями проведения данной политики являются содействие занятости населения, и реализация прав на полную, продуктивную и свободно выбранную занятость. Существует несколько подходов к государственной политике в отношении безработицы. Основные из них – это классический и кейнсианский. Они основываются на различном понимании функционирования рынка труда. Представители классической школы считают приемлемым только слабое вмешательство государства в деятельность рынка труда: пассивность государства дает возможность рыночным силам реализоваться в полной мере. Представители кейнсианства выступают за активное вмешательство государства, направленное на регулирование платежеспособного спроса через создание рабочих мест и решения проблемы занятости в экономике.[9] В России государственная политика в области занятости осуществляется по двум направлениям: поддержка занятости и недопущение безработицы; социальная поддержка временно безработных граждан. Она направлена на: ¾ развитие трудовых ресурсов; ¾ обеспечение равных возможностей всем гражданам на занятость; ¾ развитие условий, обеспечивающих достойный уровень жизни; ¾ поддержку трудовой и предпринимательской активности граждан; ¾ обеспечение социальной защиты в области занятости; ¾ предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; ¾ поощрение работодателей для сохранения старых и создания новых рабочих мест. Государственную политику в области занятости осуществляет Федеральная служба занятости населения, основными функциями которой являются: ¾ регистрация безработных и оказание им социальной помощи; ¾ анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; ¾ информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; ¾ оказание помощи в подборе кадров и рабочих мест; ¾ организация профориентации и профконсультирования, обучения и переобучения безработных; ¾ организация общественных рабочих мест; ¾ контроль за соблюдением трудового законодательства.[10] На практике службы занятости выполняют лишь часть этих функций — в зависимости от потребностей региона и страны в целом и имеющихся ресурсов. В некоторых странах службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным. Определен статус и направления работы Федеральной государственной службы занятости населения. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов, работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Государство в условиях безработицы сталкивается с необходимостью решать сложную комплексную задачу, направленную на урегулирование целого ряда социально-экономических проблем и последствий, вызванных безработицей. Основные направления государственной политики в области занятости на современном этапе. В настоящее время политика занятости на рынке труда осуществляется в пяти направлениях. Первое – нормативно-правовое обеспечение. Здесь создаются общенациональные информационные системы оперативного сбора, обобщения и обмена информацией о спросе и предложении труда, принимаются законодательные и нормативные акты в сфере трудовых отношений. Второе – организационное обеспечение. На данном этапе осуществляется координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области проведения данной политики, отработка механизма социального партнерства в вопросах обеспечения занятости населения, а так же создание развитой инфраструктуры рынка. Третье направление – форма государственного регулирования занятости: ¾ содействие профессиональной подготовке и переподготовке; ¾ стимулирование активных поисков работы и содействие занятости; ¾ регулирование миграционных процессов; ¾ использование нестандартных форм занятости; ¾ создание новых рабочих мест; ¾ субсидирование занятости; ¾ организация профессиональной ориентации населения. Развитие системы социальной защиты – четвертое направление политики занятости на рынке труда, основанное на развитии социального обеспечения и системы социального страхования. И последнее направление – информационное и научно-методическое обеспечение политики занятости, включающее совершенствование статистической базы исследований в области занятости, разработка и внедрение методов прогнозирования рынка, разработка методик реализации федеральных программ занятости. Меры государственного воздействия на рынок труда различаются своей направленностью на его различные сегменты. Активная политика занятости – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; активизирование работников и работодателей для поддержания занятости: ¾ поддержание и создание дополнительных рабочих мест; ¾ проведение мер для сохранения и создания новых рабочих мест (льготное кредитование, налогообложение и др.); ¾ поддержка научных разработок; ¾ взвешенная миграционная политика; ¾ развитие самозанятости; ¾ регулирование продолжительности рабочего времени. Пассивная политика предусматривает выплату пособий по безработице и подбор рабочего места через государственную службу занятости. В России в 90-х произошел переход от активной политики к пассивной. Это явилось следствием ограниченности финансовых ресурсов, признанием Федеральной службы занятости неэффективности проведения активной политики.[11] |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |