Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Достоинства и недостатки МКСтр 1 из 22Следующая ⇒
История развития МК Первая металлическая конструкция – железная ко-лонна в Дели, Индия (III в. до н.э.). Ее высота составляет 7 м; за 1600 лет она почти избежала коррозии. История развития МК в России начинается в 12 в. н.э. и может быть разделена на 5 периодов: Первый период (от 12 до начала 17 в.) хар-ся при-менением металла в разл. сооружениях (дворцы, церкви) в виде затяжек и скреп для каменной кладки. Первая такая конструкция – затяжки Успенского собора во Владимире (1158 г.). Чердачное перекрытие Покровского собора – первая конструкция из стержней, работающих на сжатие, изгиб и растяжение. Видна зрелость констр. реш. Второй период (нач. 17 до конца 18 в.) связан с прим. наклонных мет. стропил и пространственных купольных конструкций глав церквей. Пример: перекрытие Большого Кремлевского дворца в Москве (1640); каркас купола Казанского собора в Петербурге пролетом 15 м. Стержни конструкций выполнены из кованых брусков и соединены на замках и скрепах горновой сваркой. Констукции периода сохранились до наших дней. Третий период (конец 18 – сер. 19 в.) связан с освоением процесса литья чугунных стержней и деталей. Строятся чугунные мосты и конструкции перекрытий зданий. Соединения осуществляются на замках и болтах. Первая чугунная конструкция в России – перекрытие крыльца Невьянской башни на Урале (1725). Первый чугунный мост – в Петербурге (1784). Уникальными чугунными конструкциями середины 19 в. являются Петербургские купол Исаакиевского собора и по сей день самый крупный чугунный мост в мире – Николаевский с восемью пролетами 33 – 47 м. Первые фасонные профили гнутьем и ковкой. Четвертый период (с 30-х годов 19 до 20-х 20 в.) связан с быстрым техническим прогрессом во всех областях техники (в частности в металлургии и мет-обрке). Процесс получения железа был заменен более совершенным – пудлинговым, а затем и выплавкой стали из чугуна в мартеновских и конвертерных печах. Была создана южная база металлургической промышелнности. С изобретением дыропробивного пресса появились заклепочные соединения; в 40-х гг. освоен процесс получения профильного металла и прокатного листа. Сталь почти полностью вытеснила чугун, который применяли в основном для восприятия усилий сжатия. Для перекрытия пром. зданий небольших пролетов использовали треугольные фермы. В конце – решетчатые рамно-арочные каркасы для перекрытия значит. пролетов; наиболее совершенно покрытие дебаркадеров Киевского вокзала в Мск. по проекту В.Г. Шухова (!) (1914 г.). Он так же «забежал» вперед с проектом башни в Москве. Пятый период (с 20-х годов 20 в.) – начало широ-кой прогаммы индустриализации страны. К концу 40-х клепаные конструкции почти полностью заменены свар-ными. Развитие металлургии позв. применять вместо обычной малоуглеродистой стали более прочную низко-легированную сталь. Значит. расширилась номенклатура сталей => уменьшение массы и создание большеразмер-ных сооружений. Кроме сталей стали применять алюми-ниевые сплавы. В 30-х гг. Стала оформляться советск. школа проектирования МК – отход от европейской традиции соответствия конструктивной формы расчетным предпосылкам. Характерной чертой развития МК стала типизация, а затем стандартизация и унификация конструктивных схем и элементов. Большое развитие получили листовые конструкции в связи с развитием нефтяной, газовой, химической и металлургической пром-тей. В 1955 г. новый СНиП => все виды строит. конструкций рассчитывают по предельным состояниям. Выдающиеся ученые: Белелюбский – разработал первый в России метрическ. сортамент прок. профилей. Патон – вып. обширные исследования прочн. сварных МК; иниц. внедрения сварки вмест клепки. Стрелецкий – в течение 50 лет возглавлял сов. конструкторскую школу металлостоительства; впервые применил статические методы в расчетах МК; инициатор перехода на расчет по методу предельных состояний. Ясинский – первый зап-роектировал многопрол. пром. здание с мет. коллоннами. Номенклатура стальных конструкций МК используют сегодня во всех видах зданий и инженерных сооружений, особенно при необходимости устройства больших пролетов и восприятия значительных нагрузок. Потребность в МК чрезвычайно велика. Номенклатура: 1. Одно- или многоэтажные промышлен. здания. Одно- или многопролетные, в т.ч. с пролетами разной высоты, со встроенными рабочими площадками и многоэтажными вставками. Производственые здания обычно оборудуют встроенными транспортными средствами: конвейеры; подвесные или мостовые краны. Наряду со стальными применяют смешанные каркасы. Цельнометаллические каркасы применяют в основном в зданиях с большими пролетами, высотой и/или грузоподъемностями кранов, а так же в зданиях комплектной поставки. 2. Большепролетные покрытия зданий. В основ-ном это здания общественного назначения – спортивные сооружения, рынки, павильоны, театры и т.п. и некоторые промышлен. здания: ангары, авиасборочные цеха. Для таких строений характерны пролеты 100-150 м, для перекрытия которых целесообразно использов. стальные конструкции разнообразных систем и констр. форм. Возможны балочные, рамные, арочные, купольные, висячие и комбинированные системы; плоские и пространственные. К конструкциям обществен. зданий предъявляются высокие эстетические требования и МК им удовл-ряют. 3. Мосты, эстакады. Мостовые МК применяют на ж/д и автомобильных магистралях при больших и иногда средних пролетах, а так же при сжатых сроках строительства. Как и <2> мосты имеют балочную, арочную, висячую и комбинированную системы. 4. Листовые конструкции – тонкостенные пластинки и оболочки различной формы: резервуары (для хранения различн. жидкостей и сжиж. газов; вместимо-стью до 200000 м3), газгольдеры (для хранения, смеши-вания и выравнивания состава газов; до 600000 м3), бункеры и силосы (для хранения и перегрузки сыпучих материалов), трубопроводы большого диаметра. Конструкции должны быть прочными и непроницаемыми. Они часто используются в условиях высоких или низких температур. Этим условиям удовлетворяют как стали так и алюминиевые сплавы. 5. Высотные сооружения – башни и мачты. Антенные устройства для ТВ, радио и телефонной связи высотой 200-500 м; опоры воздушных ЛЭП (20-40 м и до 150 м), вытяжные башни (80-600 м), башни морских ста-ционарных платформ для добычи нефти и газа. 6. Каркасы высотных зданий (20-30 и более эта-жей) используют главным образом в гражданском строи-тельстве в условиях плотной застройки больших городов, а так же для некоторых видов промышленных здан. 7. Крановые и другие подвижные конструкции. МК мостовых, башенных, козловых кранов, кранов перегружателей, крупных экскаваторов, ворот гидротехнических сооружений, конструкции отвальных мостов. 8. Прочие конструкции. Конструкции промышленности по использованию атомной энергии в мирных целях, конструкции радиотелескопов, платформы для добычи ископаемых в море и многие другие. Достоинства и недостатки МК ------------- Основные достоинства МК ------------- 1. Надежность обеспечивается близким совпадением их действительной работы с расчетными предположениями. Материалы МК (сталь, алюминиевые сплавы) обладают большой однородностью структуры и близко соответсвуют расчетным предпосылкам об упругой или упругопластической работе материала. 2. Легкость. Из всех изготовляемых в настоящее время несущих конструкций (ж/б, каменные, дер.) МК являются самыми легкими. Легкость С, м-1 равна ρ / R. Чем меньше С, тем отностельно легче конструкция. Для С245 [ГОСТ 27772] C = 3,2∙10-4 м-1, для бетона класса В20 C = 21,4∙10-4 м-1. 3. Индустриальность. МК в основном изготавли-вают на заводах с современным оборудованием. Монтаж так же выполняют индустриальными методами спец. организации с применением высокопр-ной техники. 4. Непроницаемость. Металлы обладают высокой плотностью – непроницаемостью для газов и жидкостей. Плотность металлов и сварных их соединений необходима при изготовлении газгольдеров и т.п. 5. Изотропность – одинаковая прочность при работе на растяжение, сжатие и изгиб. 6. Возможность деш. вторичного использования. ------------- Основые недостатки МК------------- 1. Коррозия. Незащищенная от действия влажной среды а иногда (что еще хуже) атмосферы, загрязненной агрессивными газами, сталь корродирует, что постепенно приводит к ее полному разрушению через два-три года эксплуатации в неблагоприятных условиях. Алюминиевые сплавы хотя и обладают высокой сопротивляемостью, но при неблагопр. условиях тоже корродируют. Хорошо сопротивляется коррозии чугун. Повышение стойкости достигается за счет добавления в сталь специальных легир. элементов, периодической покраской МК спец. составами и выбором констуктивной формы без щелей и пазух, где может скапливаться влага, и удобной для очистки. 2. Низкая огнестойкость. Уже при 200 °С предел упругости стали начинат снижаться, а при 600 °С (для Al – 300°C) она полностью переходит в плстическое состояние и становится текучей под дейстием нагрузки, т.е. теряет свою несущую способность. Защита: экранирование огнестойкими облицовками (бетон, керамика, специальные покрытия и др.). 3. Возможность хрупкого и др. особых разрушений появляется при низкой температуре, существовании мест концентрации напряжений; вибрацинных, динамических или ударных нагрузках. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |