Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ




Темы семинарских / практических занятий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Нормы словоупотребления в русском языке

План:

1. Слово и его лексическое значение.

2. Cмысловая точность словоупотребления.

3. Сочетаемость слова.

4. Многозначность слова как фактор правильного употребления слова.

5. Лексические ошибки и их исправление: неточность словоупотребления, нарушение сочетаемости, избыточность, тавтология, немотивированная иноязычная лексика, штампы и другие.

6. Типичные нарушения норм выбора слова и фразеологического оборота.

Литература:

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2001. С.265-277.*

2. Русский язык и культура речи [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк – М. – СПб., 2002.* - С. 33-41, 46-59, 62-69, 73-76, 77–83, 85-94.

  1. Головина Э.Д. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления: Эскпресс-справочник. Киров, 1997. *
  2. Культура речи учителя: употребление заимствованных слов. Киров, 1995.*
  3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: Книга для учащихся. В 2 ч. М., 1995.*

Практические задания:

Задание 1. Определите характер ошибок в следующих предложениях.

1. Мы провели в нашем районе форум доярок. 2. Они внесли огромную лепту в выполнение плана. 3. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене. 4. В этом тексте выступления много дефектов.5. Во время интервала между уроками в ауди-торию вошел преподаватель. 6. Туристы посетили памятный мемориал на Пискаревском кладбище. 7. Завод вышел на орбиту плана. 8. Теперь эта плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо. 9. Эти картины стали неотъемлемой частью вернисажей. 10. Факторы доказывают, что наше производство неуклонно растет. 11. Хоккейная команда потерпела фиаско. 12. Художники фарфорового завода создали ряд уникальных изделий, расписанных в духе народного фольклора.

 

Задание 2. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант. С помощью толкового словаря русского языка и «Словаря иностранных слов» установите смысловое и стилистическое сходство и различие между этими словами.

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств. 2. Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны). 3. (Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно. 4. Сорта новых культур более (константны, устойчивы), то есть они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор), исходя из своей собственной (концепции, представления) о (персонажах, героях, образах).

Задание 3. Выберите синонимические пары иноязычного и русского слова. Установите сходство и различие в значении, границах сочетаемости, стилистической окраске и сфере распространения этих слов.

1. На тех участках фронта, откуда ушли уже многие части, саперы станут имитировать оживление. - Подражать крикам животных, этому сложному и тонкому искусству, Ваня обучился у деда.

2. Широкий показ продукции нашей промышленности и сельского хозяйства - такова основная задача выставки. - Лекции по истории русского и западного искусства всегда сопровождаются демонстрацией диапозитивов.

3. Различия внутри стиля художественного повествования определяются жанровыми особенностями литературы. - Наличие специальных химических терминов в труде по химии детерминируется тем, что каждая наука оперирует специфическими понятиями.

Задание 4. Составьте контексты к каждому из приведенных ниже слов.

1. Индустрия - промышленность. 2. Ситуация - обстановка. 3. Локальный - местный. 4. Фауна - животный мир. 5. Флора - растительность. 6. Вояж - поездка. 7. Директива - указание. 8. Литера - буква. 9. Симптом - признак. 10. Увертюра - вступление.

Задание 5. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. б. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех.

Задание 6. Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены.

1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

2. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.

3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.

4. Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу.

5. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 

6. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди.

7. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить.

8. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии.

9. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера.

Задание 7. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1. Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодежи имеет наша литература. 2. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов. 3. Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве. 4. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку. 5. Там все так же председательствует Егоров Филипп Иванович, уже защитивший кандидатскую степень. 6. В этом году звание чемпиона в тяжелом весе неожиданно занял Иван. 7. Необходимо предпринять решительные меры, чтобы поднять темпы производства. 8. Я поднял тост за моих далеких друзей.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...