Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними




 

Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин). Существует множество определений культуры и различные толкования этого понятия.

Обобщенно, в одном из современных пониманий, культура – особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого выступают ценностные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, чувств, намерений, мыслей, выражаемые в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры). Более упрощенно культура – это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя: человеческих отношений, деятельности, ее процессов, способов и результатов.

Термин «культура» используется и для обозначения общей характеристики состояния жизни общества того или иного региона (культура Востока), исторического периода (культура эпохи Возрождения), этноса (культура басков), социальной группы (культура дворянства), страны (культура Франции). В таком употреблении термин «культура» чаще всего совпадает или почти совпадает по смыслу с термином «цивилизация».

Понятие «культура» иногда применяется и для обозначения культурности человека или социальной группы.

Культурность: 1) качество человека (социальной группы), характеризующее способность человека к обработке, оформлению, облагораживанию, одухотворению окружающей среды и самого себя; 2) качество человека (социальной группы), характеризующее реальное наличие и меру воплощения в его (их) жизни ценностных смыслов; 3) мера овладения человеком или социальной группой духовным опытом, накопленным обществом (человечеством).

Культурный человек — человек, в значительной степени освоивший духовное богатство своей и общечеловеческой культуры и реализующий в жизни ценности, нормы, идеалы, формы отношений и поведения, которые характерны для данной культуры, настроенный на уважение к ценностям других культур, владеющий знаковыми системами выражения духовных смыслов, способностью к творчеству в сфере культуры.

Цивилизация — единства в употреблении и понимании термина нет. Слово «цивилизация» используется: 1) как синоним слова «культура»; 2) как обозначение межэтнической, культурно-исторической общности людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, различаются в зависимости от контекста и целей применения этого термина (см.: Культура XX века. Словарь. СПб., 1997. С.525), например, западноевропейская цивилизация, древние цивилизации.

В Европе XVIII и XIX вв. под цивилизацией понималась высшая стадия социокультурного развития (дикость — варварство — цивилизация).

В XX в. (О.Шпенглер, А.Тойнби и др.) употребляли термин «цивилизация» для обозначения локальных моно- или полиэтничных обществ с выраженной социокультурной спецификой (древнегреческая, римская, мусульманская и т.д. цивилизации).

В то же время термин «цивилизация» стал содержать в себе смысл технико-механического в культуре (О.Шпенглер), вырождения культуры, ее деградации в цивилизацию.

В настоящее время часть исследователей понимает под цивилизацией: 1) особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основе морали и права, значительного развития образования, науки и техники, технологий деятельности и общения; 2) то, что обеспечивает «комфорт», удобства, предоставляемые в наше распоряжение наукой и техникой, политической и социальной организацией обществ (см.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 507-508).

Цивилизованность человека или социальной общности обозначает их соответствие характеру и уровню общего цивилизационного развития в тот или иной исторический период.

Цивилизованный человек — просвещенный и реализующий в своей жизни образцы отношений и поведения, соответствующие характеру и уровню развития данной цивилизации, умеющий использовать ее достижения.

Бескультурье — реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне. Фактически — отсутствие проявлений культуры в ее сущностных моментах при возможном наличии некоторых несущественных (внешних) признаков культурности.

Антикультура — совокупность явлений, в той или иной мере направленных против культуры, на ее уничтожение, разрушение, сведение к низшему уровню, духовному опустошению.

Контр-культура — понятие, которое: 1) обычно используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре; 2) отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг. XX в., отражавшей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов» (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 190).

Дикость — 1) устаревшее определение самой ранней стадии развития культуры в истории человечества; 2) отсутствие культуры, состояние и проявления бескультурья, реализуемые в намерениях, чувствах, мыслях, отношениях, действиях людей.

Варварство — 1) промежуточная стадия исторического развития культуры (между дикостью и цивилизацией); 2) характеристика малокультурного состояния общества и (или) проявлений антикультурных тенденций, выражаемых в преднамеренном (или по невежеству) разрушении культуры, ее ценностей, артефактов, памятников, представителей.

 

Понятия и термины

 

Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) культурная. 1. Приспособление человека и человеческих сообществ к жизни в окружающем их мире путем создания и использования культуры как искусственного (не природного) образования через изменение окружающей среды и себя в отношении к ней в соответствии с жизненными потребностями.

В этом случае то, что называют культурой и цивилизацией, обычно не различаются. Такое понимание культурной адаптации особенно применимо при рассмотрении ранних периодов бытия человека и социумов, культурогенеза, архаических, или близких к ним, человеческих сообществ.

Развитие же собственно культуры, в ее отличиях от того, что именуют цивилизацией, далеко не всегда и не во всем содействует приспособлению человека к выживанию в определенной среде.

2. Культурная адаптация может пониматься и как приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде, встраивание в нее традиций, ценностей, норм, образцов отношений и поведения, языков культуры и т. д. путем их освоения. Тогда понятие «культурная адаптация» по смыслу связано с понятиями «инкультурация» и «аккультурация».

Аккультурация — в современном значении процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций — принципиально нового культурного синтеза (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 21).

Артефакт (от лат. arte — искусственно + factus — сделанный) культурный — любой объект (вещь, орудие, поведенческий акт, обряд, ритуал, элемент социальной структуры и т. д.), в котором воплощены ценности культуры, ценностные смыслы.

Архетип (от греч. αρχη — начало + τυποςобраз) культурный — прообраз, первоначало — образец; базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни (типическое в культуре). Наиболее фундаментальными в составе культуры являются универсальные (общечеловеческие) и этнокультурные (этнические) архетипы.

Универсальные: например, архетипы укрощенного огня, хаоса, творения, мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века». Этнокультурные представляют собой некие константы этнонацио-нальной духовности, выражают опыт прошлого и чаяния будущего: апример, отзывчивость, открытость в русской культуре, связываемые с женским началом (см.: Культурология XX век. Словарь, с. 51-52).

Ассимиляция культурная — процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социальной группы, с которой они находятся в непосредственном контакте (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 55).

Гендер — пол в социокультурном плане; понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А-Я. Словарь-справочник. М., 2000. С. 99).

Глобализация культурная — процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающий во всемирном масштабе; интернационализация культуры (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А-Я. Словарь-справочник. М., 2000. С. 66-67).

Динамика культуры (социокультурная динамика) — изменения, происходящие внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см.: Культурология XX век. Словарь, с. 99).

Говоря о динамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных «механизмах» культуры.

Диффузионизм — в познании культуры — концепция развития культуры и культур, основывающаяся на представлении о пространственных перемещениях, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров.

Диффузия культурная — пространственное распространение, проникновение (диффузия) культурных достижений одних обществ в другие, заимствование достижений одних обществ другими (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 102-105).

Знаки и знаковые системы в культуре (культурах) — носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания.

Знак вообще — чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет обозначаемый им предмет, явление, действие, событие, свойство, связь или отношение предметов, явлений, действий, событий и отсылает к этому предмету, явлению, действию и т. д., сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т. д., которые им обозначаются (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 99).

Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (например, правила этикета, системы сигналов, символов).

Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов.

Идеал — совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечает потребностям (желаниям) человека; эталонная ценность.

Идентичность культурная — единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения.

Инкультурация — процесс приобщения индивида (социальной группы) к культуре, усвоение существующих ценностей, привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 147).

Историческая типология культур — выявление типов культур в человеческой истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 168).

Коммуникация культурная — процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 185).

Культурных кругов теория — направление в рамках исторической школы в этнографии и культурологии, центральной идеей которого было представление о том, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры. В результате этого оформились культурные круги, возникшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем на другие области (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 237).

Культурогенез — процесс возникновения и становления человеческой культуры, один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и их качеств (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 239).

Линейность и циклизм — в представлениях о развитии культуры: 1) линейность — представление о развитии человеческой культуры и (или) культур по единой линии и (или) с единой направленностью — от возникновения к высшим или низшим стадиям развития; 2) циклизм — представление о циклическом (от греч. κύκλος – круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиям и исчезновению.

Маргинальность(от лат. margo — край) культурная — понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 258).

Массовая культура— 1)культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может в целом находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2) коммерциализованная, потребительская, стандартизуемая культура, малокультурность массы (толпы); 3) пошловатая культура средних слоев общества.

Материальная культура— все еще используемый, но явно условный термин, обозначающий характер предметности, вещности (а не материальности) носителей духовных ценностных смыслов, особо выразительную опредмеченность (а не материальность) духовных явлений.

Народная культура— понятие, не имеющее четкого определения, смысл которого зависит от меняющегося значения понятия «народ». Часто отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре. Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных (верхов, аристократов).

Норма культурная— стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 321).

Обряды— церемонии или ритуалы, которые сопровождают какие-либо ключевые моменты в жизни людей.

Обычай— исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 328).

Повседневность— то, что в жизни человека и окружающем его мире природы и культуры происходит ежедневно и определенным образом переживается и оценивается.

Отсюда культура повседневности — воплощение культуры и ее ценностей в каждодневном бытии человека или сообщества людей.

Постмодернизм— широкое культурное течение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 348-349).

Смысл постмодернизма некоторые исследователи видят в создании предпосылок для новых постановок проблем свободы и ответственности, в демонстрации полимодального рассмотрения культуры, утверждении самодостаточности творчества и творческой личности, научного и художественного плюрализма.

Ритуал— исторически сложившаяся форма не инстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 381).

Символ(от греч. symbolon — знак, примета) — особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченные значения, связанные с этим объектом (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 407).

Симулякр (стереотип, псевдовещь, чистая форма) — образ отсутствующей действительности, нсевдоподобное подобие, лишенное подлинника. Поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, когда грань между реальным и воображаемым стерта (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 423).

Смыслы культурные— информационное, эмоциональное, экспрессивно-ценностное содержание (значение) культурных объектов и их элементов как знаков.

Стиль— образ жизни и действия, основанный на определенных закономерностях, закрепленных и выраженных в самих действиях и их результатах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д.). Стиль той или иной культуры (согласно Ф. Ницше) — единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни.

Субкультура— особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 450).

Традиции культурные— культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т. д. (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 480).

Уровень культуры (культурности)— степень, высота культурной развитости человека или социальной группы (конкретного общества).

Функции культуры— то, чему содействует культура, для чего она предназначена; совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 508).

В то же время существует представление о принципиальной нефункциональности культуры, о том, что она может рассматриваться не как средство для чего-то, а только как цель (С. Л. Франк) и что сама по себе культура ничего не делает, хотя ее наличие, уровень или отсутствие могут быть весьма действенными.

Хронотоп культурный— единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.

Ценность— отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего-либо, кого-либо.

Иначе говоря, особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества.

В сопоставлении с ценностью оценка — субъективное эмоциональное или рациональное представление об особой значимости чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества, нередко являющееся моментом ценностного отношения.

Ценность культуры— особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

Ценностная ориентация— комплекс духовных детерминант, отношений и деятельности людей (или отдельного человека), определяющий направленность реализации культуры в чувствах, мыслях, намерениях и действиях.

Эволюционизм— в теории культуры — представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.

Элитарная(от фр. elite — отборное, выбранное, лучшее) культура— 1) культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2) обозначение некоторых субкультур, привилегированных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе — потребительской, «народной»).

Языки культуры— знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.

 

Интернет-ресурсы по темам курса:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...